Каждому учителю, а социальному педагогу чаще всего в своей практике так или иначе приходится иметь дело с детьми девиантного поведения. При столкновении с такими детьми нормальные педагогические подходы перестают действовать. К ним относят тех, кто в каком-либо отношении отклоняется от общепринятой нормы психического здоровья, поведения, культуры, морали и т.д. Незначительные отклонения принято называть правонарушениями, а серьезные - уголовными.
Развитие гармоничной личности во многом зависит от той среды, которая окружает эту личность. Этой средой является семья, школа, сверстники, сам ребенок и многое другое. Наиболее характерны такие отклонения для детей подросткового и юношеского возраста, т.к. именно в этом возрасте происходит гормональная сдвиг и перестройка представления молодого человека о себе. Хотя известный психотерапевт М.И.Буянов отметил, что подростковый возраст приносит хлопоты родителям, педагогам, врачам, милиции, но оказывает громадное положительное воздействие, успокаивая многих нервных и раздражительных в прошлом детей, делая инфантильных - более зрелыми, невыдержанных - более уравновешенными, глупых - более умными.
Причины отклонений в поведении обучении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, неэффективности индивидуального подхода, чрезмерной занятости родителей и др.
Современная школа ориентирована на развитие самостоятельной, ответственной и мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Это определяет необходимость широкого использования различных форм и методов психолого-педагогического сопровождения учащихся.
В МОУ СОШ№ 10 г. Россоши специальной организационной формой изучения детей является служба социального педагога и психолога, которая содействует эффективности учебно-воспитательного процесса, предоставляя педагогам диагностические данные об индивидуальных особенностях и возможностях ребенка, причинах отклонений в его поведении и обучении, помогая в выработке оптимальных мер воздействия на учащегося.
Приведу примеры причин девиантного поведения детей, с которыми я столкнулась в своей практике:
- дефекты семейного воспитании (недостаточное психолого-педагогическое просвещение родителей, перекладывание забот о здоровье и воспитании на школу, конфликты в семье и многое другое);
- ситуации, травмирующие психику ребенка (развод родителей, их длительное отсутствие, смерть близких людей, перемена места жительства и т.д.);
- нарушения физического или психического здоровья;
- акцентуация характера, темперамент;
- проблемы в межличностных отношениях (изгой, помыкаемый, отчужденный);
- педагогические ошибки (поверхностное знание индивидуальных особенностей ребенка, конфликтные ситуации между учителями и родителями ученика, унижение личности и т.д.);
- социальные причины.
Манеры общения и поведения таких детей обусловлены импульсивностью, подражанием, внушением, желанием самоутвердиться и т.д. Зачастую результатом такого поведения является правонарушения и преступления.
К девиантному поведению относят: алкоголизм, наркоманию, агрессию, суицид, противоправные действия.
Согласно исследованиям российских психологов основная причина противоправного поведения связана с низким самоуважением. Это неприятное состояние, от которого хочется избавиться. Чаще всего оно вызывается недостатком родительского внимания и любви в раннем детстве. В результате дети переживают синдром эмоциональной недостаточности. Недостаток умной родительской любви побуждает подростков поступать так, чтобы повысить уровень принятия самих себя. Это и склоняет их к девиантному поведению, если социальное окружение, социально приемлемые каналы формирования такого самоуважения не дают подобной возможности.
Чувство самоунижения впервые возникает у ребенка и подростка через переживание своего несоответствия предъявляемым общественным требованиям. В этом случае встает проблема выбора - или продолжать свои мучения, или же повысить самоуважение в поведении, направленном против этих требований. Выбирается, как правило, второе. Поэтому желание соответствовать требованиям коллектива и общества уменьшается, а стремление уклониться от них растет. Принадлежность к преступной группировке дает социально ущербному индивиду новые критерии и возможности достичь самоуважения за счет социально отрицательных черт и действий. Наличие девиантной группы облегчает совершение противоправных действий.
Эрих Фромм в своей книге "Искусство любви" писал: "Человек обладает способностью любить. И если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли".
Выпускники школ вступают в трудовую жизнь с ее жестокими законами. В этих условиях от молодежи требуются резкий рост самостоятельности, умений, способность сохранять оптимистическое самочувствие в периоды неудач. Молодежи необходима педагогическая помощь в профориенации, защита его права на трудоустройство.
Неподготовленность к новым реалиям жизни и обратная связь между интеллектуальным содержанием труда и его оплатой приводят к изменению статуса образования - как общего, таки профессионального. Отсюда слабая мотивация учебного туда, отказ части молодежи от получения образования. Перед родителями и педагогами встает вопрос: каким образом включить детей в рыночные отношения? А тем более, если это подросток с девиантным поведением. Чему и как могут в этом помочь школа и дополнительное образование.
На основании вышесказанного мною, как социальным педагогом, Была разработана программа "Ты не один".
Цель программы: создание модели профессионального, конструктивного, позитивного взаимодействия с проблемными детьми.
Задачи программы:
- расширить границы представления педагогов о вопросах нарушений межличностного общения, отклоняющегося поведения учащихся.
- сформировать у родителей учащихся представления о "проблемном ребенке" и как с ним общаться.
- помочь детям и подросткам справиться с проблемами в поведении, межличностном общении, в дальнейшей социализации.
План реализации программы "Ты не один" 2008 - 2011 гг.
№ п/п |
МЕРОПРИЯТИЯ | СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ | ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
1. | Работа с педагогическим коллективом. Семинар "Отклоняющееся поведение как проявление отклоняющегося развития и одна из форм школьной дезадаптации". |
Сентябрь | Психолог Социальный педагог |
2. | Подбор литературы по проблеме девиантного поведения. | Регулярно в течение года | Библиотекарь Психолог |
3. | Выступление на заседании педагогического совета: "Нарушение речи - как один из факторов, влияющий на отклоняющееся поведение". | Октябрь | Логопед |
4. | Сотрудничество с детским психиатром: - консультирование педагогов; - индивидуальное консультирование учащихся и их родителей. |
Регулярно в течение года | Психолог Социальный педагог |
5. | Разработка рекомендаций для родителей и педагогов по поводу обучения и воспитания "проблемных детей". | Раз в четверть | Психолог Социальный педагог Зам. директора по учебной части |
6. | Анкетирование педагогов: "Как помочь ребенку справиться с проблемами?". "Пожелания, замечания, предложения по работе с "особенными" детьми" |
Ноябрь Декабрь |
Социальный педагог |
7. | Сотрудничество с организациями дополнительного образования: ДДЮ, спортивной школой олимпийского резерва, центром трудовой адаптации, станцией юных техников и натуралистов, с центром занятости населения по поводу организации досуга учащихся. | Регулярно в течение года | Классные руководители Зам. директора по воспитательной работе |
1. | Работа с родителями учащихся Анкетирование родителей:
|
Сентябрь Октябрь Апрель |
Социальный педагог Классные руководители |
2. | Индивидуальное консультирование родителей по волнующим их вопросам. | Регулярно в течение года | Социальный педагог Психолог |
3. | Родительские собрания: "Гиперактивные дети". "Межличностные отношения в разных возрастных группах". "Мы вместе". |
Октябрь Декабрь Январь |
Психолог Зам. директора по воспитательной работе Социальный педагог |
4. | Вовлечение родителей во внеклассные мероприятия. | Регулярно в течение года | Классные руководители |
5. | Привлечение родительской общественности к дальнейшей социализации "проблемных" детей. | Июнь | Классные руководители Зам. директора по воспитательной работе |
1. | Работа с учащимися. Создание банка данных "Особенные дети". |
Сентябрь | Социальный педагог |
2. | Разработка индивидуального и
группового исследования личности: -самооценка; - особенности темперамента и характера; |
Сентябрь | Психолог Социальный педагог |
3. | Индивидуальные коррекционные занятия с психологом. | Регулярно в течение года | Психолог |
4. | Индивидуальные занятия с логопедом. | Регулярно в течение года | Логопед |
5. | Выявление интересов и увлечений детей, имеющих проблемы в поведении. | Регулярно в течение года | Социальный педагог Классные руководители |
6. | Вовлечение в кружки и секции проблемных учащихся. | Регулярно в течение года | Социальный педагог Классные руководители |
7. | Учет посещаемости и успеваемости "особенных" детей. | Регулярно в течение года | Классные руководители Социальный педагог |
8. | Рекомендации родителям от проблемных детей по их воспитанию и обучению. | Социальный педагог Психолог |
|
9. | Проявление интереса к созданию портфолио личных достижений у детей девиантного поведения. | Регулярно в течение года | Социальный педагог |
10. | Прослеживание за дальнейшей социализацией выпускников, имевших проблемы в поведении и общении. | Социальный педагог Классные руководители |
Работая по данной проблеме, я знакомлюсь с опытом других педагогов, глубоко вникаю в вопросы детской психологии и психиатрии. Общаюсь с родителями и детьми по разным проблемным вопросам. И в завершение вопроса работы с детьми девиантного поведения хочу предложить следующие рекомендации по успешному преодолению разного рода девиаций:
- прежде всего необходим индивидуальный подход к каждому ученику;
- определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни ученика;
- необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его проблемами;
- признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира;
- владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми;
- быть развивающейся и совершенствующейся личностью, ибо Личность воспитывается Личностью.