Музыка в рассказе К.Паустовского "Старый повар"

Разделы: Музыка


"Музыка в литературе. Рассказ К. Паустовского "Старый повар""

Задачи:

Воспитательная:

  • Прививать любовь к классической музыке: А. П. Бородин"Квартет №2", и В. А. Моцарт "Фантазия ре-минор"
  • На музыкальном материале урока раскрыть великое значение музыки в жизни человека.
  • Через музыку прививать внимательное, выразительное чтение литературных произведений, находить связь, между литературой и музыкой, слышать музыку в рассказах.

Образовательная:

  • Знакомство с рассказом К. Паустовского "Старый повар" и музыкой В. А. Моцарта "Фантазия ре-минор"
  • Новые сведения об А. П. Бородине - композитор, химик, врач.
  • Обобщение знаний о Бородине.

Развивающая:

  • развитие слуховых навыков.
  • Развитие музыкальной памяти: Бородин "Квартет №2", Моцарт "Фантазия ре-минор"
  • Развитие мышления о музыке.
  • развитие вокально-хоровых навыков.

Музыкальный ряд:

  • "Квартет №2" А. П. Бородина
  • "Волшебный смычок" Н. Н. П.
  • "Фантазия ре-минор" Моцарт.

Видеоряд: "Маленькие трагедии" А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери" фр.

Оформление:

  • портреты: Бородина А. П. К. Паустовского.
  • свеча.
  • рассказ "Старый повар"

Эпиграф: "Я хотел бы, что бы моя музыка, приносила людям подпору и утешение". (П. И. Чайковский)

 ХОД УРОКА

Вход: "Квартет №2" Бородина

У. - Вспомните произведение? композитора? Исполнителя?

Д. - Бородин, фр. из "Квартета №2" в исполнении струнных инструментов.

У. - Что означает слово Квартет? (соло, дует, трио)?

У. - вспомните классический состав квартета?

У. - Что означает камерная музыка?

Д. - "Комнатная", (написанная и исполнена небольшим составом музыкантов в небольших концертных залах. )

У. - С каким литературным произведением мы сравнивали музыку Квартета Бородина?

Д.- "Квартет" И. А. Крылова.

У. - И в басне И. Крылова и в "Квартете" Бородина, один и тот же состав инструментов, количество исполнителей.

В чем отличие музыки квартетов?

Д. - У горе - музыкантов Крылова не получилось музыки: Чехарда, бессмыслица, ерунда, грязь.

У Бородина - красивая, мелодичная, песенная, женская, похожая на человеческий голос.

У. - Что ответил соловей горе - музыкантам?

Д. - "Что б музыкантом быть, так, надобно уменье, а вы, друзья, как не садитесь все в музыканты не годитесь".

У. - Каким умением обладал Бородин?

Д. - Композитор-любитель, открыл кислоты для фармакологии, организатор и преподаватель 1-х медицинских женских курсов,

Врач, встретившись с М.Балакиревым, стал профессиональным композитором.

Давайте последуем совету соловья и продолжим знакомство с песней: "Волшебный смычок".

"Волшебный смычок"--- разучивание, исполнение.

  • повторение 1-го куплета в медленном темпе.
  • разделение 3-й фразы на 2 голоса.
  • работа над характером 2-го куплета, (зависть - тревога, волнение)
  • текстовая работа над 3-м куплетом.

У. - Решится обменять свою скрипку старый скрипач на амбар хлеба?

Д. - Нет, потому что музыка нужна не скрипачу одному, а народу.

Правильно: Назначение музыки и музыкантов дарить радость людям.

Музыка необходима человеку также. Как пища и кров!

Вывод: Появилась бы Норвежская песня, Грузинская сказка "Чонгурист", басня Крылова "Квартет", если бы не было музыки?

-- Нет. Вот видите, как музыка обогащает литературу!

Но не только в названных литературных жанрах звучит музыка. Существует много рассказов где музыке отводится главная роль.

  • "Крейцерова" соната Л. Толстой - Л. Бетховен.
  • "Косцы" И. Тургенев - Р. Н. П.
  • "Слепой музыкант" Короленко - У. Н. П.
  • "Тапер" Куприн - озвучивание немого кино.
  • Или "Моцарт и Сальери" А. С. Пушкина
  • "Моцарт и Сальери" - Фр. спектакля (видео)

У. - О чем рассказал вам этот фрагмент?

- Почему Моцарт рад фальшивому исполнению своей музыки уличного скрипача?

Д. - Скрипач - народ, Моцарт рад, что его музыку играет "Народ".

  • Всенародная любовь - высшая хвала --- награда композитору!
  • Но самым музыкальным писателем считают К. Паустовского
  • "Корзина с еловыми шишками"---музыка Э. Грига.
  • "Струна"---------- П. И. Чайковского.
  • "Верди"--------- Д. Верди.

А мы послушаем с вами рассказ "Старый повар"

"Старый повар" -- рассказ в записи --- слушание.

"Фантазия ре-минор" ---- -слушание.

::имя?----Вольфганг Амадей Моцарт. (портрет)

"Я хотел бы всеми силами своей души, что бы увеличивалось число людей любящих мою музыку и находивших в ней утешение и подпору" П. И. Чайковский.

У. - Не правда ли, слова Чайковского созвучны с рассказом К. Паустовского, и особенно, с музыкой В.А. Моцарта, наверное, потому, что Моцарт был любимым композитором П.И. Чайковского.

Вывод: На уроке мы познакомились с рассказом К. Паустовского "Старый повар" где как утешение и подпора звучала музыка великого Вольфганга Амадея Моцарта "Фантазия ре-минор". И мы, который раз убедились, насколько музыка вдохновляет литературу, и рождаются все новые и новые произведения.