"Музыка в литературе. Рассказ К. Паустовского "Старый повар""
Задачи:
Воспитательная:
- Прививать любовь к классической музыке: А. П. Бородин"Квартет №2", и В. А. Моцарт "Фантазия ре-минор"
- На музыкальном материале урока раскрыть великое значение музыки в жизни человека.
- Через музыку прививать внимательное, выразительное чтение литературных произведений, находить связь, между литературой и музыкой, слышать музыку в рассказах.
Образовательная:
- Знакомство с рассказом К. Паустовского "Старый повар" и музыкой В. А. Моцарта "Фантазия ре-минор"
- Новые сведения об А. П. Бородине - композитор, химик, врач.
- Обобщение знаний о Бородине.
Развивающая:
- развитие слуховых навыков.
- Развитие музыкальной памяти: Бородин "Квартет №2", Моцарт "Фантазия ре-минор"
- Развитие мышления о музыке.
- развитие вокально-хоровых навыков.
Музыкальный ряд:
- "Квартет №2" А. П. Бородина
- "Волшебный смычок" Н. Н. П.
- "Фантазия ре-минор" Моцарт.
Видеоряд: "Маленькие трагедии" А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери" фр.
Оформление:
- портреты: Бородина А. П. К. Паустовского.
- свеча.
- рассказ "Старый повар"
Эпиграф: "Я хотел бы, что бы моя музыка, приносила людям подпору и утешение". (П. И. Чайковский)
ХОД УРОКА
Вход: "Квартет №2" Бородина
У. - Вспомните произведение? композитора? Исполнителя?
Д. - Бородин, фр. из "Квартета №2" в исполнении струнных инструментов.
У. - Что означает слово Квартет? (соло, дует, трио)?
У. - вспомните классический состав квартета?
У. - Что означает камерная музыка?
Д. - "Комнатная", (написанная и исполнена небольшим составом музыкантов в небольших концертных залах. )
У. - С каким литературным произведением мы сравнивали музыку Квартета Бородина?
Д.- "Квартет" И. А. Крылова.
У. - И в басне И. Крылова и в "Квартете" Бородина, один и тот же состав инструментов, количество исполнителей.
В чем отличие музыки квартетов?
Д. - У горе - музыкантов Крылова не получилось музыки: Чехарда, бессмыслица, ерунда, грязь.
У Бородина - красивая, мелодичная, песенная, женская, похожая на человеческий голос.
У. - Что ответил соловей горе - музыкантам?
Д. - "Что б музыкантом быть, так, надобно уменье, а вы, друзья, как не садитесь все в музыканты не годитесь".
У. - Каким умением обладал Бородин?
Д. - Композитор-любитель, открыл кислоты для фармакологии, организатор и преподаватель 1-х медицинских женских курсов,
Врач, встретившись с М.Балакиревым, стал профессиональным композитором.
Давайте последуем совету соловья и продолжим знакомство с песней: "Волшебный смычок".
"Волшебный смычок"--- разучивание, исполнение.
- повторение 1-го куплета в медленном темпе.
- разделение 3-й фразы на 2 голоса.
- работа над характером 2-го куплета, (зависть - тревога, волнение)
- текстовая работа над 3-м куплетом.
У. - Решится обменять свою скрипку старый скрипач на амбар хлеба?
Д. - Нет, потому что музыка нужна не скрипачу одному, а народу.
Правильно: Назначение музыки и музыкантов дарить радость людям.
Музыка необходима человеку также. Как пища и кров!
Вывод: Появилась бы Норвежская песня, Грузинская сказка "Чонгурист", басня Крылова "Квартет", если бы не было музыки?
-- Нет. Вот видите, как музыка обогащает литературу!
Но не только в названных литературных жанрах звучит музыка. Существует много рассказов где музыке отводится главная роль.
- "Крейцерова" соната Л. Толстой - Л. Бетховен.
- "Косцы" И. Тургенев - Р. Н. П.
- "Слепой музыкант" Короленко - У. Н. П.
- "Тапер" Куприн - озвучивание немого кино.
- Или "Моцарт и Сальери" А. С. Пушкина
- "Моцарт и Сальери" - Фр. спектакля (видео)
У. - О чем рассказал вам этот фрагмент?
- Почему Моцарт рад фальшивому исполнению своей музыки уличного скрипача?
Д. - Скрипач - народ, Моцарт рад, что его музыку играет "Народ".
- Всенародная любовь - высшая хвала --- награда композитору!
- Но самым музыкальным писателем считают К. Паустовского
- "Корзина с еловыми шишками"---музыка Э. Грига.
- "Струна"---------- П. И. Чайковского.
- "Верди"--------- Д. Верди.
А мы послушаем с вами рассказ "Старый повар"
"Старый повар" -- рассказ в записи --- слушание.
"Фантазия ре-минор" ---- -слушание.
::имя?----Вольфганг Амадей Моцарт. (портрет)
"Я хотел бы всеми силами своей души, что бы увеличивалось число людей любящих мою музыку и находивших в ней утешение и подпору" П. И. Чайковский.
У. - Не правда ли, слова Чайковского созвучны с рассказом К. Паустовского, и особенно, с музыкой В.А. Моцарта, наверное, потому, что Моцарт был любимым композитором П.И. Чайковского.
Вывод: На уроке мы познакомились с рассказом К. Паустовского "Старый повар" где как утешение и подпора звучала музыка великого Вольфганга Амадея Моцарта "Фантазия ре-минор". И мы, который раз убедились, насколько музыка вдохновляет литературу, и рождаются все новые и новые произведения.