Цель: Приобщение обучающихся к музыкальной культуре России.
Задачи:
- Закрепить знания обучающихся о классической музыке, народных инструментах, песнях военных лет.
- Развивать интеллектуально-познавательные способности.
- Воспитывать чувства гражданственности и патриотизма средствами музыки.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись военных песен, карточки с числами, доска с нотами-заданиями, фонограммы песен.
Ход занятия
Учитель. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады видеть вас на музыкально-познавательной игре “Музыка – сердце России”. Музыка занимает в нашей жизни большое место. Она звучит повсюду: в передаче по радио и телевидению, в театре и в концертном зале. Наверное, каждый из вас задавал себе вопрос: “Что же такое музыка?” Древние философы утверждали, что музыка – это величайшая сила. Она может заставить человека любить и ненавидеть. Она помогает поднять настроение, поддерживает в трудную минуту.
Музыка – это всегда что-то новое, неповторимое, таинственное, вызывающее восхищение. Она передается от сердца к сердцу. С помощью музыки воспитываются такие чувства, как гордость за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. И сегодня я предлагаю вам вспомнить замечательных композиторов, исполнителей, лучшие произведения, которые вошли в музыкальную историю нашей страны.
В игре принимают участие две команды.
- Команда “Золотой ключ”
- Команда “Серебрянный ключ”.
Познакомимся с правилами игры. Игра состоит из трех туров. Время каждого тура ограниченно. По истечении времени прозвучит звуковой сигнал.
1 тур: Теоритический
“Музыка в вопросах и ответах”
Состоит из трех категорий: “С классикой в ладу”, “Народные инструменты”, “Песни опаленные войной”.
Рис. 1
Каждая категория содержит 5 вопросов. Каждый вопрос оценивается баллами. Чем больше баллов стоит нота, тем сложнее вопрос. Команды по очереди выбирают категорию и номер вопроса. Прежде чем начать игру, послушайте вопрос, и той команде которая первой даст правильный ответ, будет предоставлено право начать игру.
Один из трех китов в музыке? – (песня, танец, марш)
Сектор № 1.
“С классикой в ладу”
С самых далеких времен нашу Отчизну, прославляют поэти и музыканты. Далеко за пределами нашей Родины известны такие имена, как Чайковский, Мусоргский, Шаляпин, Глинка и многие другие.
Вопросы:
- Полная фамилия композитора Римский – …? (Римский-Корсаков)
- Как называется торжественная государственная песня? (Гимн)
- Какой великий русский композитор написал несколько балетов и стал новатором в области балетной музыки? (Чайковский)
- Великий русский певец-бас? (Шаляпин)
- Какой русский композитор, проживая вторую часть своей жизни в США, в годы Великой Отечественной войны отдавал деньги от своих концертов в пользу Красной Армии? (С.В. Рахманинов)
Сектор № 2.
“Народные инструменты”.
Важной составляющей традиционной музыкальной культуры каждого народа являются музыкальные инструменты. Многие из них уникальны и неповторимы. Есть такие инструменты и у нашего народа.
Вопросы:
- Если я пуста бываю, про тебя я забываю,
Но когда несу еду – мимо рта я не пройду.
(Ложка)
- Треугольная доска, а на ней три волоска,
Волосок тонкий, голосок звонкий.
(Балалайка)
- На этом инструменте часто играли пастухи. Это пастуший… (Рожок)
- От калитки до калитки натянуты стальные нитки.
Под нитками – яма, в яме – гамма.
(Гусли)
- Инструмент, получивший название по имени древнерусского певца-сказителя. (Баян)
Сектор № 3.
“Песни опаленные войной”
На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины. Особенно дорогой ценой досталась нашему народу победа в Великой Отечественной войне. Это были годы мужества, беззаветной любви к родине. И конечно же неизменной спутницей в борьбе с врагом была песня, которая согревала сердца воинов своей искренностью, глубокой человечностью.
Вопросы:
- Песня написанная композитором А.В.Александровым, на стихи В.И.Лебедева-Кумача в 1941 году. Она прошла все испытания вместе с советскими воинами к победе. (“Священная война”)
- Одна из самых любимых песен в годы Великой Отечественной войны. Она звучала не только по нашей стране, но и по всему миру. Ее именем назвали на фронте реактивные минометы – грозное для врагов оружие того времени. (“Катюша”)
- История этой песни начинается в 1940 году. Но это была песня мирных дней. В 1942 году по просьбе Клавдии Ивановны Шульженко был написан другой текст песни. Строчи пулеметчик за его самую дорогую, близкую и любимую женщину. За горе, страдания, за разлуку с которой он будет мстить врагу. О какой песни идет речь. (“Синий платочек”)
- В 1942 году шла съемка фильма “Два бойца”, постановка которого сопровождалась только симфонической музыкой. Но по ходу съемки режиссер почувствовал, что без песни не обойтись, не получалась сцена в землянке. Он стал так ярко передавать чувства героев, их внутреннее состояние, что композитор сел к роялю и сразу, без остановки сыграл мелодию будущей песни. Быстро и удачно сложились на эту музыку и стихи. (“Темная ночь”)
- Эта песня написанна в 1943 году, слова Алексея Фатьянова, на музыку Соловьева-Седого. Перед уходом на фронт молодой воин предлагает девушке свое сердце, но девушка в шутку отвечает: “Когда вернешься с орденом, тогда поговорим”. Как называется эта песня ? (“На солнечной поляночке”)
Время первого тура истекло, мы переходим ко второму туру.
2 тур: Практический
“Мелодии любимых песен”
Как и в первом туре, вам предлагается несколько категорий: “С классикой в ладу”, “Песни опаленные войной”, “Уголок России, отчий дом”.
Рис. 2
Вам необходимо по звучащему фрагменту назвать произведение. (Угадай мелодию).
Сектор № 1.
“С классикой в ладу”
- Чайковский – Сцена из балета Лебединное озеро.
- Римский-Корсаков – Полет шмеля.
- Свиридов – Вальс.
- Хачатурян – Танец с саблями.
- Глинка – Увертюра к опере Руслан и Людмила.
Сектор № 2.
“Песни опаленные войной”
- Смуглянка (муз.Новикова, слова Я.Шведова).
- В землянке. (сл. Суркова, муз. Листова).
- В лесу прифронтовом (муз .М.Блантера, сл. М.Исаковского).
- Эх, дороги. (сл. Ошанина, муз. Новикова).
- Давай закурим (сл.Френкеля, муз. Табачникова).
Сектор №3.
“Уголок России, Отчий дом”
- Уголок России,
Отчий дом.
(Песня из репертуара Валентины Толкуновой.)
- Прости, Земля
(Из репертуара группы “Земляне”, муз. В.Добрынина, сл. Л.Дербенева)
- Подмосковные вечера
(Муз. Соловьева-Седого)
- Чистые пруды
(Из репертуара И.Талькова)
- А я иду шагаю по Москве.
(Из кинофильма “А я иду шагаю по Москве”)
3 тур: Творческий
“Споемте друзья…”
В третьем туре командам так же предлагаются три категории. В каждом категории под числами зашифрованны фразы из различных песен.
Рис. 3
Участникам разрешается открывать фразу по одному слову. Если команда угадывает песню по одному открытому слову, то получает 5 баллов. Если команда затрудняется дать правильный ответ, то она может открыть следующее слово и т.д., но количество баллов получает соответственно меньше. Если команда не угадывает песню, то количество баллов заработанное командой будет равно 0.
После этого все участники вместе исполняют один куплет из угаданной песни.
Сектор № 1.
“Песни опаленные войной”
- Песенка фронтового шофера.
|
|
|
|
|
|||||
Через | реки | горы | и | долины |
- Огонек.
|
|
|
|
|
|||||
На | позиции | девушка | провожала | бойца |
Сектор № 2.
“Уголок России, Отчий дом”
- Под крышей дома твоего.
|
|
|
|
|
|||||
Мы | все | спешим | за | чудесами |
- С чего начинается Родина.
|
|
|
|
|
|||||
С | хороших | и | верных | товарищей |
Сектор № 3.
“Песни из кинофильмов”
- Любимый город (сл.Долматовского, муз. Богословского из кинофильма “Истребители”)
|
|
|
|
|
|||||
В | далекий | край | товарищ | улетает |
- Три танкиста (сл.Ласкина, муз. Покрасс из кинофильма “Трактористы”
|
|
|
|
|
|||||
На | границе | тучи | ходят | хмуро |
Время третьего тура подошло к концу. Настало время подвести итог и подсчитать количество баллов набранное каждой командой.
(Награждение победителей.)
Вот и закончилась игра в которой мы окунулись в песенное прошлое и настоящее. Я думаю, что перед вами ожила и вновь прошла огромная эпоха, полная героики и романтики.
И нашу встречу хотелось бы закончить исполнением легендарной песни “Подмосковные вечера”, которая звучит на языках всей планеты. Именно, через эту проникновенную мелодию люди мира постигают характер русского человека, спокойствие и величие нашей страны, ее душевную глубину.
Исполнение песни “Подмосковные вечера”.