Урок литературного чтения в 4-м классе на тему "Владимир Федорович Одоевский. Сказка «Городок в табакерке»"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить детей с творчеством В.Ф. Одоевского и научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”
  2. Формирование интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского.
  3. Развитие памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи.
  4. Пополнение словарного запаса учащихся
  5. Формирование навыка выразительного, сознательного, правильного и беглого чтения.

Оборудование:

  1. Учебник литературного чтения “Родная речь” 4 класс
  2. Портрет В.Ф. Одоевского
  3. Выставка книг В.Ф. Одоевского
  4. “Волшебное солнышко”
  5. Рисунок Мальчика-колокольчика

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

II. Работа по новой теме

а) Знакомство с творчеством В.Ф. Одоевского/

– Ребята! Сегодня мы познакомимся с творчеством В.Ф. Одоевского.

(На доску магнитами прикрепляется портрет: Владимир Федорович Одоевский (1804–1869).)

“Дети были лучшими моими учителями, и за то до сих пор я сохранил к ним глубокую привязанность и благодарность.

Владимир Федорович Одоевский родился в Москве и происходил из старинного княжеского рода. Рано лишившись отца, он воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование. Шесть лет провел в Московском университетском Благородном пансионе, из которого вышел в 1822 году. В 1826 году Владимир Федорович переехал в Петербург.

Он очень любил детей, был их другом, любил общаться с ними. Где бы он не появлялся, его сразу же окружали дети, видя в нем своего друга. Владимир Федорович организовывал игры, забавы, развлечения для детей, нередко сам у них учился. Любовь к детям, умение дружить с ними, побудили В.Ф. Одоевского писать для детей, организовывать детские приюты, детские больницы.

Его первый русский сборник “Сказки и рассказы дедушки Иринея”. В сборник рассказов и сказок вошли: “Разбитый кувшин”, “Царь-девица”, “Бедный Гнедко”, “Индийская сказка о четырех глухих”, “Сирота”, “Отрывок из журнала Маши”.

Лучшими произведениями для детей являются: “Городок в Табакерке” и “Мороз Иванович”.

б) Сообщение цели урока.

– Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с научно-познавательной сказкой Владимира Федоровича Одоевского “Городок в Табакерке”.

– О чем вам говорит заголовок?

– Что же такое табакерка? Табакерка – это коробочка, в которой раньше носили нюхательный табак. Но в этой сказке речь пойдет не о простой табакерке, а о старинной музыкальной табакерке.

– Сейчас в исполнении мастера художественного слова мы с вами прослушаем часть этой сказки (дети слушают грамзапись).

в) Первичное восприятие текста сказки.

– Вам понравилась эта сказка? Что именно понравилось? Какой рисунок вы нарисовали бы к этой сказке? Почему так называется эта сказка?

г) Вторичное осмысление сказки.

– Ребята! Сейчас мы прочитаем еще раз сказку. Но прежде “волшебное солнышко” поможет нам разобрать непонятные слова, которые встретятся при чтении сказки. Слова написаны на его лучиках.

III. Словарная работа

  • Табакерка – коробочка для табака
  • Пестренькая – окрашенная в несколько цветов
  • Счесть нельзя – сосчитать нельзя
  • Одинакие – одинаковые
  • Учтиво – очень вежливо
  • Досадно – обидно
  • С сими словами – с этими словами
  • Свод – дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры какого-либо сооружения.
  • Индо – даже
  • Опамятоваться – опомниться.

IV. Физкультминутка

– Ребята! Скажите мне, кто это?

(На доске рисунок Мальчика-колокольчика и Волшебного солнышка из городка Динь-динь.)

– Мальчик-колокольчик хочет послушать, как вы прочитаете эту сказку. Сейчас мы будем выразительно читать сказку по “цепочке”.

Чтение сказки детьми.

– Теперь Мальчик-колокольчик, показывая вам свой сказочный городок, предлагает ответить на несколько вопросов.

Вопросы на доске.

  1. Найдите описание Табакерки. Как она выглядит?
  2. Как называется этот “волшебный” городок?
  3. С какой просьбой обратился Миша к папеньке?
  4. Почему Мише очень захотелось попасть в Табакерку?
  5. С кем Миша отправился в городок Динь-динь?
  6. В чем проявилась воспитанность Миши? Приведите примеры.
  7. Как выглядит этот городок?
  8. Кто живет в этом городке?

– Ребята! А где мы можем видеть предметы старины? (В музее.)

– Давайте вспомним из курса истории.

  • Как назывался первый русский музей? (Кунсткамера.)
  • Кто его основал? (Петр Первый.)
  • Как он благодарил народ за посещение музея? (Бесплатным обедом.)

– Молодцы!

V. Поурочный балл

VI. Домашнее задание

Прочитать сказку, подготовиться к чтению по ролям.

VII. Рефлексия

Учитель. Что вам особенно понравилось на уроке?

Выслушиваются ответы детей.

– Спасибо за урок!