Цели:
- Познакомить детей с творчеством В.Ф. Одоевского и научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”
- Формирование интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского.
- Развитие памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи.
- Пополнение словарного запаса учащихся
- Формирование навыка выразительного, сознательного, правильного и беглого чтения.
Оборудование:
- Учебник литературного чтения “Родная речь” 4 класс
- Портрет В.Ф. Одоевского
- Выставка книг В.Ф. Одоевского
- “Волшебное солнышко”
- Рисунок Мальчика-колокольчика
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
II. Работа по новой теме
а) Знакомство с творчеством В.Ф. Одоевского/
– Ребята! Сегодня мы познакомимся с творчеством В.Ф. Одоевского.
(На доску магнитами прикрепляется портрет: Владимир Федорович Одоевский (1804–1869).)
“Дети были лучшими моими учителями, и за то до сих пор я сохранил к ним глубокую привязанность и благодарность. |
Владимир Федорович Одоевский родился в Москве и происходил из старинного княжеского рода. Рано лишившись отца, он воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование. Шесть лет провел в Московском университетском Благородном пансионе, из которого вышел в 1822 году. В 1826 году Владимир Федорович переехал в Петербург.
Он очень любил детей, был их другом, любил общаться с ними. Где бы он не появлялся, его сразу же окружали дети, видя в нем своего друга. Владимир Федорович организовывал игры, забавы, развлечения для детей, нередко сам у них учился. Любовь к детям, умение дружить с ними, побудили В.Ф. Одоевского писать для детей, организовывать детские приюты, детские больницы.
Его первый русский сборник “Сказки и рассказы дедушки Иринея”. В сборник рассказов и сказок вошли: “Разбитый кувшин”, “Царь-девица”, “Бедный Гнедко”, “Индийская сказка о четырех глухих”, “Сирота”, “Отрывок из журнала Маши”.
Лучшими произведениями для детей являются: “Городок в Табакерке” и “Мороз Иванович”.
б) Сообщение цели урока.
– Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с научно-познавательной сказкой Владимира Федоровича Одоевского “Городок в Табакерке”.
– О чем вам говорит заголовок?
– Что же такое табакерка? Табакерка – это коробочка, в которой раньше носили нюхательный табак. Но в этой сказке речь пойдет не о простой табакерке, а о старинной музыкальной табакерке.
– Сейчас в исполнении мастера художественного слова мы с вами прослушаем часть этой сказки (дети слушают грамзапись).
в) Первичное восприятие текста сказки.
– Вам понравилась эта сказка? Что именно понравилось? Какой рисунок вы нарисовали бы к этой сказке? Почему так называется эта сказка?
г) Вторичное осмысление сказки.
– Ребята! Сейчас мы прочитаем еще раз сказку. Но прежде “волшебное солнышко” поможет нам разобрать непонятные слова, которые встретятся при чтении сказки. Слова написаны на его лучиках.
III. Словарная работа
- Табакерка – коробочка для табака
- Пестренькая – окрашенная в несколько цветов
- Счесть нельзя – сосчитать нельзя
- Одинакие – одинаковые
- Учтиво – очень вежливо
- Досадно – обидно
- С сими словами – с этими словами
- Свод – дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры какого-либо сооружения.
- Индо – даже
- Опамятоваться – опомниться.
IV. Физкультминутка
– Ребята! Скажите мне, кто это?
(На доске рисунок Мальчика-колокольчика и Волшебного солнышка из городка Динь-динь.)
– Мальчик-колокольчик хочет послушать, как вы прочитаете эту сказку. Сейчас мы будем выразительно читать сказку по “цепочке”.
Чтение сказки детьми.
– Теперь Мальчик-колокольчик, показывая вам свой сказочный городок, предлагает ответить на несколько вопросов.
Вопросы на доске.
- Найдите описание Табакерки. Как она выглядит?
- Как называется этот “волшебный” городок?
- С какой просьбой обратился Миша к папеньке?
- Почему Мише очень захотелось попасть в Табакерку?
- С кем Миша отправился в городок Динь-динь?
- В чем проявилась воспитанность Миши? Приведите примеры.
- Как выглядит этот городок?
- Кто живет в этом городке?
– Ребята! А где мы можем видеть предметы старины? (В музее.)
– Давайте вспомним из курса истории.
- Как назывался первый русский музей? (Кунсткамера.)
- Кто его основал? (Петр Первый.)
- Как он благодарил народ за посещение музея? (Бесплатным обедом.)
– Молодцы!
V. Поурочный балл
VI. Домашнее задание
Прочитать сказку, подготовиться к чтению по ролям.
VII. Рефлексия
Учитель. Что вам особенно понравилось на уроке?
Выслушиваются ответы детей.
– Спасибо за урок!