Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
В.А. Сухомлинский
В проекте национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что система образования призвана обеспечить … воспитание патриотов России, граждан правового демократического социального Государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную религиозную терпимость.
В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие “Родина” включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Патриотизм, как и любое другое чувство, напрямую связано с духовностью человека, её глубиной. И, конечно, воспитатель сам должен быть заинтересован в работе по патриотическому воспитанию.
Но один воспитатель, естественно, с этой работой не справится, нужен коллектив единомышленников. Такой коллектив создан в нашем детском саду №50 “Колобок” Введение детей в русскую культуру происходит через комплекс программ, реализуя следующие задачи:
- Освоение народного изобразительно-прикладного искусства
- Освоение традиционной отечественной музыкальной народной культуры
- Физическое воспитание в ходе освоения народной игровой культуры
В нашем детском саду реализуется воспитательная программа “Приобщение детей к истокам народной культуры” авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханёва.
Целью данной программы является формирование у детей “базиса культуры” на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущим ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Работая в старшей и подготовительной группах, я использовала пособие Г.Н. Данилиной “Дошкольнику – об истории и культуре России”, где предложена методика изучения истории и культуры России, на основе русского народного творчества, истории родного поселка, русских традиций. В подготовительной группе я дополнила учебный план по приобщению детей к истокам народной культуры материалами по истории Урала.
Исходя из выше изложенного, наметились следующие приоритеты (см. Приложение):
1. Создание атмосферы национального быта
Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта, т.к. они развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного, поэтому в детском саду открыт музей “Русская изба”, куда с удовольствием ходят наши дети и родители, а так же приходят на экскурсии воспитанники других учебных заведений. Во всех группах нашего детского сада созданы уголки национального русского быта.
2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц поговорок, хороводов и т.д.)
В программе “Развитие”, реализуемой в нашем детском саду, в основу планирования раздела “Художественная литература” положено знакомство со сказками народов России и мира, а в программе “Кроха” (ранний возраст) используется богатый материал песенок, потешек, прибауток. Пословицы, поговорки, песенки, потешки используются воспитателями не только на занятиях, но и в других режимных моментах, в каждодневной педагогической практике.
Приобщение детей к музыкальному фольклору происходит не только в разучивании песен, но и в исполнении хороводов, плясовых, в использовании традиционных народных инструментов, конкурсов, частушек.
3. Знакомство с традиционными обрядовыми праздниками
Обрядовые праздники тесно связанны с трудом и с различными сторонами общественной жизни человека. Я считаю, что народная мудрость, заключенная в этих праздниках, сохраненная в веках, должна быть передана детям. В нашем детском саду стало традицией проведение таких обрядовых праздников, как Колядки, Масленица, Пасха, Троица, День Ивана Купалы.
Праздник Колядки проходит сначала внутри детского сада, дети ходят друг к другу в группы, а затем идут колядовать в учреждения посёлка. А как любят дети масленицу с её разудалыми плясками, играми, хороводами, сжиганием чучела зимы и, конечно, блинами. Этот праздник мы шумно празднуем на улице, во дворе детского сада.
Не обходили стороной и праздник Пасхи с крашеными яйцами и пасхальными игрищами.
На праздник Троицы и Ивана Купалы дети ходят на водоём. Поют песни, водят хороводы и обязательно в день Ивана Купалы пускают по воде веночки, которые плетут вместе с родителями.
Великолепно проходят и осенние праздники Покров и Кузьминки. После народных хороводов игр и забав, традиционное чаепитие. Дети старшей группы на Покров с концертной программой ходят в реабилитационный центр “Ветеран”.
Конечно, стоит отметить, что во всех этих праздниках родители принимают деятельное участие.
На музыкальных занятиях дети последовательно знакомятся с произведениями народного музыкального творчества, с музыкой великих русских композиторов.
Музыкальные произведения и праздники, посвященные армии, развивают чувство восхищения героями, знакомят с особенностями военной службы в мирное время, формируют представления о воинском долге, воспитывают гордость за своих отцов.
В детском саду есть такая практика, в группе ко Дню Защитников отечества оформляется стенд с армейскими фотографиями отцов и дедов. Разучиваются песни о родине, о природе родного края. Всё это создает определенный настрой, зарождая в душе ребенка патриотические чувства.
4. Следующее приоритетное направление это знакомство с народным искусством
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Дети в группе знакомятся с известными во всем мире образцами русского декоративно-прикладного искусства, такими как Хохломская, Уральская, Городецкая росписи, по которым оформлены альбомы с образцами работ. Дымковская и Филимоновская игрушки, образцы которых представлены в ИЗО-студии. Знакомлю детей с красотой, эстетической ценностью, художественным вкусом мастеров русского народа на занятиях по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
В музее “Русская изба” дети могут видеть: образцы вышивки, кружева, тканные ручные изделия, глиняную посуду, самовары, расписные прялки, ткацкий станок и другие экспонаты, открывающие нам особенности русского быта и творчества.
И, конечно огромная работа по привитию у детей любви к народному искусству, культуре, проводится в кружковой деятельности. У нас в детском саду функционирует замечательная ИЗО-студия. Здесь ребята действительно попадают в мир народного искусства, так создана богатая экспозиция изделий по дегоративно-прикладному искусству, оформляется сменная выставка “Вернисаж детских работ”.
В рамках проведения фестиваля народного творчества, была организована выставка народного декоративно-прикладного творчества. С помощью родителей и работников детского сада, взору многих стали доступны оригинальные, редкие изделия из камня, дерева, бересты.
Для родителей систематически проводятся школы с различной тематикой “Мы с папой рисуем вместе”, “Зимняя мастерская”, “Как научиться видеть картину” и другие.
Дети воспринимают все ближе, когда включаются в активный творческий труд, расписывая доски, чайники и готовые изделия.
5. Задачи патриотического воспитания реализуются так же через знакомство детей с русскими народными играми, организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр
На каждом физкультурном занятии проводятся народные игры, а занятия на свежем воздухе полностью спланированы на основе народных подвижных игр. Во время проведения недели здоровья развлекательная программа была разработана по сюжету сказки “Снежная королева”. Праздник “День Защитников Отечества” всегда проводится с участием пап, старших братьев. В честь Дня победы стало традицией проведение игры “Зарница”, так же с участием родителей. Такой досуг, когда взрослые демонстрируют свои умения бегать, прыгать, соревноваться, воспитывают в детях чувство гордости за свою семью, своих родных. Создаётся положительный эмоциональный подъём и радость от взаимодействия друг с другом, что является неотъемлемым фактором формирования патриотических чувств.
Во все времена года совместно с инструктором по физическому воспитанию мной, а так же другими педагогами проводятся целевые прогулки – походы. Такие походы являются формой непосредственного, более глубокого познания окружающего природного и социального мира. Закрепление и развитие двигательных умений и навыков обеспечивается в сочетании активного отдыха и изучения родного края.
Для достижения положительных результатов в формировании самостоятельности, уверенности в своих силах, воспитанию чувства ответственности при проведении утренней гимнастики я выбираю детей, которые исполняют роль командира.
В своей группе кроме вышеперечисленной работы по патриотическому воспитанию я знакомлю детей с Государственным гимном, флагом, гербом РФ, а так же своей малой родины, развиваю уважение к государственной символике. Всегда в беседах, разговорах подчеркиваю красоту природы нашего посёлка, развиваю чувство гордости за свою Родину, за станцию ГРЭС, где работает большинство родителей.