Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма у детей - как одна из важнейших задач педагогов МДОУ ЦРР ДС № 418 г. Челябинска

Разделы: Работа с дошкольниками


В соответствии с приоритетными направлениями образовательной системы г.Челябинска по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (далее ДДТТ) в нашем детском саду ежегодно организуются мероприятия по данному направлению. Совершенствование профилактической работы по предупреждению ДДТТ реализуется в соответствии с нормативно-правовым обеспечением, регламентирующим воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении, а именно:

1. Ежегодно издаются следующие приказы:

  • “О назначении ответственного за работу по формированию у детей транспортной культуры” (ежегодно в начале учебного года назначается зам.зав. по УВР Малкова О.А.);
  • “О проведении инструктажа по охране здоровья и жизни детей в детском саду и на прогулочных участках” (плановые – в августе и мае, внеплановые – по ситуациям в социуме);
  • “Об организации перевозок детей автобусами в бассейн, музеи и театры города” ;
  • “О проведении в ДОУ месячника безопасности “Внимание: дети!” (1 раз в квартал);
  • “Об организованном выходе детей старшего дошкольного возраста за территорию детского сада” (перед каждым выходом за территорию);
  • “Об участии в проведении традиционной профилактической акции безопасности дорожного движения “Внимание – пешеход!” (по плану ГИБДД).

2. Ежегодно организуются конкурсы с привлечением семей воспитанников:

  • газеты “Нашим детям – правила с детства”;
  • фотографии “Большую дорогу – маленьким детям!” и т.д.

3. Ежегодно представители детского сада принимают участие в конкурсах различного уровня:

  • среди воспитателей внутри детского сада “Лучшая реализация методики формирования у детей транспортной культуры”;
  • среди ДОУ района “Зеленый огонёк” (педагогический коллектив стал победителем в 2007г.)
  • среди ДОУ города и области (в областном конкурсе семейных рисунков “Мама, папа, я – автомобильная семья” первое место в Интернет – голосовании присвоено семье Наумова Димы, ребенку нашего детского сада)

Источником для работы педагогов с детьми является следующая литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
  2. Т.Ф. Саулина. Три сигнала светофора: ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3–7 лет.
  3. Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста;
  4. Н.И. Клочанов. Дорога, ребенок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы.

Повышение эффективности работы с детьми дошкольного возраста по профилактике ДДТТ – одна из основных целей работы воспитателей с детьми в нашем детском саду. Данная цель достигается за счет работы коллектива педагогов в трех направлениях:

  1. практическая деятельность воспитателей с детьми;
  2. взаимодействие с семьями воспитанников по разрешению проблемы обучения детей правилам безопасного поведения на дороге;
  3. обновление и пополнение предметно-развивающей среды в группах и на территории ДОУ для организации образовательного процесса по формированию навыков культуры поведения на дорогах и улицах города.

Работа с детьми дошкольного возраста

В нашем учреждении педагоги не раз обсуждали вопросы: “Как же уберечь ребенка на дороге? Как избежать тяжелых последствий?”. Ответы были найдены на педсовете и были выработаны принципы работы с детьми по данному направлению. К ним относятся:

  • не заучивать с детьми правила дорожного движения, а обучать их правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города;
  • чаще использовать наблюдения в реальной обстановке;
  • применять разнообразные формы работы (викторины, конкурсы, кружковая и театральная деятельность);
  • работа должна проводиться во взаимодействии с семьями, так как именно родители являются авторитетом для ребёнка.

В начале каждого учебного года в группах для детей с 3х до 7 лет проводится мониторинг усвоения программного материала по правилам дорожного движения. Мониторинг осуществляется воспитателями под руководством заместителя заведующего по учебно – воспитательной работе и старшего воспитателя. По результатам в группах организуется индивидуальная, подгрупповая и групповая работа с детьми. Педагоги становятся авторами конспектов занятий, игр и развлечений, проводимых с детьми. В конце учебного года для определения эффективности работы мониторинг организуется повторно.

Для осуществления качественной работы с детьми в детском саду существуют программыне требования, которые необходимо выполнять. К ним относится организация в группах следующих мероприятий:

  • В группах для детей с 3-х до 4-х лет задействованы игры из серии “Закон дорог и улиц”, с помощью которых ребята знакомятся с макетом светофора, регулировочным жезлом и формой инспектора ГИБДД. В группах воспитатели организуют подготовку к сюжетно-ролевой игре “Транспорт”, в которой дети в последующем сами разворачивают сюжеты. Не остаются в стороне и родители, они становятся помощниками при изготовлении атрибут для этих игр.
  • В группах с детьми 4–5 лет проводятся игровые занятия по темам “Как вести себя на улице?”, “Правила поведения в транспорте”. Дети становятся активными участниками творческой мастерской “Светофорик – наш дружок”, в которой сами мастерят свои светофорики, чтобы подарить их родителям. Ребята рассказывают для чего нужен светофор, разыгрывают ситуации, которые бывают на дороге при различных сигналах светофора. Очень нравится детям подвижная игра “Цветные автомобили”.
  • Для детей 5–7 лет в детском саду создана комната по правилам дорожного движения, где дети вместе с воспитателями имеют возможность 1 раз в месяц закреплять в игровой форме знания, приобретенные ими на занятиях. Дошкольники с 5 до 7 лет систематически принимают участие в изготовлении макетов улиц, где позднее разыгрывают ситуации с машинками и героями из мультфильмов Незнайкой и зайчиком, который попал под трамвайчик из сказки про Айболита. В старших и подготовительных группах один раз в год, как правило в мае, организуется акция “Напиши письмо водителю”, в которой дети пишут обращения к водителям – родителям. Регулярно для детей организуются экскурсии на улицы города (по улицам Комарова, Шуменской, Марченко). Как результат дети узнают на практике: как и где можно переходить дорогу, как необходимо вести себя в различных ситуациях на регулируемых и на нерегулируемых перекрестках, по возвращению в группу дети с помощью рисунков, аппликаций и фотографий создают коллективные работы “Наша улица”.

В детском саду между группами периодически проводятся викторины “Пешеход на улице”, “Мы водители и пассажиры, расскажем вам о правилах”, “Азбука безопасности”. По результатам викторин все дети получают на группы в подарок карандаши и альбомы, где отражают знания, полученные в детском саду.

Для качественной организации воспитательно-образовательного процесса с детьми по формированию навыков поведения на дорогах и улицах города в учреждении постоянно проводится обновление предметно-развивающей среды как в группах, так и в самом здании детского сада (выставки работ детского творчества “Мир из окна автомобиля”, “Дорожная азбука”, “Пешеходу – малышу”, “Это всем должно быть ясно”, “Внимание, дорога!”.

В период летней оздоровительной кампании ежегодно с детьми проводятся праздники и развлечения с участием педагогов и родителей “Путешествие в страну дорожных знаков”, “Школа пешеходов”, “Незнайка в стране Светофории”. На территории дошкольного учреждения ежегодно в мае обновляется разметка “Автодром на асфальте”, где дети в летний период имеют возможность поиграть и почувствовать себя как в роли пешехода, так и в роли водителя и пассажира. Для детей старшего дошкольного возраста ежегодно организуется экскурсия в Клуб антикварных автомобилей, где они становятся участниками викторины по правилам дорожного движения, вспоминают различные транспортные средства и их назначения.

Работа с родителями

В целях реализации плана работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и формированию навыков культуры поведения на улицах города в информационных блоках для родителей периодически обновляется информация по пропаганде соблюдения правил дорожного движения. Было отмечено, что наибольшим спросом среди родителей пользуются памятки по темам: “Как научить ребенка безопасному поведению на дороге”, “Психофизиологические особенности поведения детей на улице”. Во всех группах до родителей доводится статистическая информация по количеству нарушений ПДД как в городе, так и районе. Руководителем изодеятельности Лунгу Н.Е. в центральной части ДОУ систематически обновляется стенд “Мама, папа, я – автомобильная семья”, на котором размещаются детские рисунки. Для родителей подобран фотоматериал из жизни детского сада “Мы и дорога”, с помощью которого оформлены папки-раскладушки по формированию у детей транспортной культуры и навыков поведения на дороге.

В последнюю среду каждого месяца в детском саду проводится “Мамина школа” для родителей. На одной из встреч родителям предлагается анкета, где необходимо ответить на вопрос: “Насколько серьезно относятся родители к обучению детей правилам дорожного движения и на сколько они сами могут служить для своих малышей положительным примером грамотного пешехода”. Из опыта работы с данной анкетой (начиная с 2006 года) можно отметить положительную стабильность в ответах родителей, они отмечают, что всегда помнят и соблюдают правила поведения на дороге. Однако после проведения анкетирования родителям предлагается прослушать предварительно записанное интервью с детьми по теме: “Как соблюдают правила дорожного движения родители”. Родители узнают себя по голосам детей и по описанию ситуаций и очень удивляются, что дети такие наблюдательные и обращают внимание на то, что иногда родители нарушают правила дорожного движения как при переходе через дорогу, так и сидя за рулем автомобиля. После данного разоблачения родителей находятся мамы и папы, желающие познакомиться со специальной литературой для повышения педагогической компетентности. В последующем эти родители предлагают свою помощь в изготовлении наглядных пособий для детей.

Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослого и поэтому мы предлагаем дома родителям сочинять стихи по теме “Внимание: дорога!”. Из собранных стихотворений составляются сборники. Так однажды, нашлись родители, предлагающие включить в книгу иллюстрации детских работ и провести презентацию сборников. Презентацию провели на общем родительском собрании в мае 2008г.

Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что деятельность сотрудников детского сада направлена на профилактику и предупреждение ДДТТ среди детей и родителей. Совершенствование системы взаимодействия между родителями и педагогическим персоналом осуществляется путем активного привлечения родителей на все мероприятия детского сада.

Практическая деятельность воспитателя с детьми 5–6 лет.
Конспект занятия “Путешествие по улицам города”.

Данный конспект разработан педагогами нашего детского сада Ерастовой Г.В., Крюковой Г.Ю и учителем-дефектологом Белобородовой Т.Б. Конспект занял первое место в конкурсе лучшей реализации методики формирования у детей транспортной культуры, проводимого среди воспитателей внутри детского сада. Педагоги данной группы углубленно работают с детьми по теме: “Театральная деятельность детей – как одно из направлений по привитию детям основ безопасности жизнедеятельности”.

Цель занятия: Закреплять и расширять знания детей о правилах дорожного движения и поведении детей на улице. Активизировать словарь детей (тротуар, проезжая часть, пешеходный переход). Познакомить с новым дорожным знаком “ Пункт медицинской помощи” и его назначением. Воспитывать у детей сознательное отношение к своей жизни на улице и поведение на улице.

Оборудование: Дорожные знаки “Пешеходный переход”, “Пункт медицинской помощи (на каждого ребёнка), 2 больших дорожных знака “Пешеходный переход”, “Пункт медицинской помощи”, картинка с изображением больницы. Щитки трех цветов: красный, желтый, зеленый. Необходимые атрибуты для игры драматизации: костюмы зверей, светофора, напольные дорожные знаки “Наземный пешеходный переход”, “Подземный пешеходный переход”, “Пункт медицинской помощи”, велосипед, дорога. Предварительная работа: Беседы с детьми о правилах дорожного движения, чтение сказки “Старая сказка на новый лад для примерных дошколят – Теремок” и заучивание отдельных фраз героев, заучивание стихов, загадок о правилах дорожного движения, экскурсия на улицу Комарова к светофору.

Ход занятия

(Организационный момент: под звон колокольчика дети собираются около воспитателя с котом).

Воспитатель: Ребята посмотрите, кто пришел к нам? Это кот Котофеич.

Кот: Здравствуйте ребята.

Дети. Здравствуйте.

Воспитатель: Котофеич, а почему ты весь забинтованный? Что с тобой случилось?

Кот: Ой, беда, беда! Налетели на наш город злые волшебники и украли все знаки, а жители нашего города забыли все правила дорожного движения.

Воспитатель: Как же вы теперь по улицам ходите?

Кот: А вы посмотрите на меня. Хвост мне переехала машина, а лапу отдавил автобус.

Признаться честно, я не знаю
Где мне дорогу перейти,
И как на улице себя вести.
Ребята вы нам помогите
И, если можно, расскажите.
Расколдуйте наш город, ребята.

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Котофеичу и жителям его города?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда, ребята, давайте пригласим пройти Котофеича в наш учебный кабинет, где у нас с вами проходят занятия. Пойдемте все вместе. ( все проходят в кабинет, где проходят занятия и садятся за столы).

Воспитатель:Ребята, как только Котофеич выходит на улицу кем он становиться?

Дети: Пешеходом

Воспитатель: Правильно. Он становится пешеходом. А как называется та часть улицы, по которой ходят пешеходы?

Дети: Тротуар.

Воспитатель: А как называется часть улицы, по которой ездят машины?

Дети: Проезжая часть.

Котофеич: А почему так? Почему улицу надо делить на две части: на тротуар и проезжую часть? Для чего?

Дети: Для того, чтобы не случилось никакой беды, чтобы люди не мешали движению машин, а машины не мешали движению людей.

Воспитатель: Молодцы, правильно! Ребята, а по какой стороне тротуара можно ходить?

Дети: Можно ходить по правой стороне.

Воспитатель: Почему ребята? Расскажите Котофеичу.

Дети: Чтобы люди не мешали друг другу

Воспитатель: Да, правильно, молодцы! Мы уже много раз разговаривали об этом и знаем с вами правило, давайте все вместе скажем его:

Все будьте правилу верны
Держитесь правой стороны!

Воспитатель: Ты запомнил Котофеич?

Кот: Да, запомнил. Нужно ходить по тротуару и держаться правой стороны.

Воспитатель: Ребята, а теперь расскажите Котофеичу, в каком месте можно переходить дорогу?

Дети: Там где есть знак “Пешеходный переход”.

Воспитатель: Да, правильно по пешеходному переходу. Покажите ребята, Котофеичу этот знак.

(Дети находят знак и показывают, воспитатель вывешивает на доску знак “ Пешеходный переход”)

Воспитатель: Как называется этот знак, ребята?

Дети: Пешеходный переход.

Воспитатель: Котофеич, наши ребята знают стихотворение про переход, послушай его.

Дети:

Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход.
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От беды тебя спасет.

Воспитатель: Кот, ты запомнил, где нужно переходить дорогу?

Кот: Запомнил. Дорогу нужно переходить только там, где есть дорожный знак “Пешеходный переход”.

(Котофеич проводит с детьми физкультминутку “Я – примерный пешеход”)

Там, где шумный перекресток, (Идут по кругу, останавливаются.)
Где машин не сосчитать, (Поочередно загибают пальцы на обеих руках.)
Перейти не так уж просто,
Если правила не знать. (Маршируют на месте.)
Пусть запомнят твердо дети: (Показывают указательный палец правой руки, остальные.)
Верно поступает тот, пальцы сжаты в кулак
Кто лишь при зеленом свете (Пальцем указывают на одежде зеленый цвет.)
Через улицу идет! (Идут по кругу.)

Воспитатель: Котофеич, а ты знаешь не только знак “Пешеходный переход” помогает переходить дорогу пешеходу. Есть еще один помощник. Ребята послушайте и отгадайте загадку о предмете, который помогает при переходе улицы:

Пешеходам объясняет
Как дорогу перейти.
Он сигналы зажигает,
Помогая нам в пути.

Дети: Светофор

Воспитатель: Котофеич, послушай ребят, они расскажут тебе о чем говорят огни светофора. Слушай их внимательно.

(Дети читают стихотворение по четверостишью)

Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный.
Горит и день и ночь
Зеленый, желтый, красный.
Наш домик светофор,
Мы – три родные брата.
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам.
Самый строгий –
Красный свет.
Если он горит:
Стоп! Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт.
Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет
Жди! Увидишь скоро желтый
В середине свет!
А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он: препятствий нет,
Смело в путь иди!

Воспитатель: А сейчас, ребята давайте поиграем в игру, которая называется “светофор”. Если я буду показывать щиток с красным сигналом, вы стоите на месте и не двигаетесь, если я покажу щиток с желтым сигналом, вы похлопаете в ладоши, а если я покажу щиток с зеленым сигналом, вам нужно шагать на месте. Запомнили?

Дети: Да!

(Проводится игра “Светофор”)

Воспитатель: Молодцы, ребята, садитесь. Ты запомнил Котофеич, о чем говорят нам сигналы светофора?

Кот: Да запомнил.

Красный – стой идти нельзя,
Желтый – приготовиться.
Зеленый – путь открыт.
Можно дорогу переходить.

Воспитатель: Ребята посмотрите на Котофеича. У него и хвост болит и лапа. Куда ему нужно обратиться?

Дети: В больницу.

Воспитатель: Да, Котофеич, в больницу тебе надо.

Кот: А я не знаю где больница, как мне её найти?

Воспитатель: А для этого, ребята и Котофеич, есть специальный знак “Пункт медицинской помощи”. Он синий, прямоугольной формы, вверху белый квадрат с красным крестиком. Ребята найдите его среди других знаков у себя на столе и покажите нам (дети находят и показывают).

Воспитатель: Как называется этот знак, ребята?

Дети: “Пункт медицинской помощи”.

(На доску вывешивается знак “Пункт медицинской помощи”.)

Воспитатель: Как вы думаете, где его можно встретить?

Дети: Около больницы.

(На доску рядом со знаком вывешивается картина с изображением больницы.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно рассказали Котофеичу о правилах дорожного движения. Ты запомнил, Котофеич, куда тебе надо пойти и какой знак тебе подскажет, где находиться больница?

Кот: Да запомнил.

Воспитатель: Котофеич, а еще ребята знают сказку о правилах дорожного движения, которая называется “Старая сказка на новый лад для примерных дошколят – Теремок”. И сейчас, чтобы ты лучше запомнил, мы тебе не только расскажем, но и покажем как надо правильно вести себя на улице. Герои этой сказки зверята. И поэтому сейчас я превращу ребят в сказочных зверят. (Воспитатель надевает на голову детей головные уборы зверят)

Игра драматизация.

Ведущий:

На обочине дорог
Был построен теремок
Теремок для всех зверей:
Для зайчат, ежат, мышей,
Для лисичек и волчат,
И, конечно, медвежат.
Как дорогу перейдешь –
В теремочек попадешь.
Перейти зверям дорогу
И подскажут, и помогут
Говорящие цвета –
Нужно слушать их всегда.

Светофор:

Шагайте осторожно.
И только там, где можно!

Ведущий:

Ежик к терему идет.
Яблоки с собой несет.
Он по правилам идет.

Ежик:

Я примерный пешеход,
Там иду, где переход.
В теремочек я зайду,
И местечко там найду

(Заходит в теремок.)

Ведущий:

Мышка по полю бежит,
В теремок она спешит!
Знает мышка – переход,
От машин всегда спасет!

Мышка:

Здесь подземный переход
Меня в домик приведет
В теремочек я зайду,
И местечко там найду.

(Заходит в теремок.)

Ведущий:

По тротуару зайчонок прыг-скок!
На новоселье спешит в теремок.

Зайчонок:

Правила знаю я только на “пять”.
Всем по дороге опасно скакать!
По переходу пройду в теремок.
Знаю отлично я этот урок.

(Заходит в теремок.)

Ведущий:

Вот зеленая лягушка –
Длинноногая квакушка,
К светофору подскакала.
И, как вкопанная, встала.

Лягушка:

Красный свет – дороги нет!
Желтый – приготовься!
А зеленый появился –
Для меня и путь открылся!
Я скорее в теремок.
Прыг-скок, прыг-скок.

Ведущий:

А вот медвежонок.
Что он творит?
Посередине дороги рулит.
Вправо и влево виляет,
Встречным машинам он сильно мешает.
И вот с велосипеда мишка упал
Лапу поранил и ухо порвал.
Расстроился серый волчонок.
Другу медведю помощь нужна
Скорее в больницу, где доктора.

Волчонок: Если помощь вам нужна, в “пункт медицинской помощи” обратитесь друзья.

Все (хором):

Правила движенья соблюдай всегда,
Чтоб не приключилась на улице беда.

Воспитатель: Вот, Котофеич, мы всё тебе рассказали. Ты все понял?

Котофеич: Ой, спасибо вам, ребята! Я все понял. Мне надо скорей вернуться в свой город, чтобы рассказать другим жителям о правилах дорожного движения, пока не случилось какой-либо новой беды. До свидания!

Воспитатель и дети: До свидания! Приходи к нам еще, если тебе нужна будет помощь.