Цель урока:
- Ввести понятие ломаной, изучить различные виды ломаных
- Изучить свойства ломаных одновременно на плоскости и в пространстве.
- Развитие элементов творческой деятельности учащихся и умение контролировать свои действия.
- План урока
- Организационный момент
- Устная работа
- Буквенный диктант “Ломаная”
- Новая тема: “Ломаная”
- Практическая работа № 1.
- Практическая работа № 2.
- Подведение итогов урока
- Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устная работа
(Эта тема продолжает обсуждение вопросов взаимного расположения точек, отрезков и прямых.)
- Какие разделы геометрии вы знаете?
- Какие фигуры планиметрии(стереометрии) вы знаете?
- Назовите основные фигуры в пространстве(на плоскости)?
- Взаимное расположение точки и прямой, прямых, точки и плоскости.
- Какая фигура лишняя?
III. Буквенный диктант “Ломаная”
Составить слово из первых букв диктанта
Л – часть прямой, который имеет начало, но не имеет конца (луч)
О – часть прямой (отрезок)
М – единица измерения длины (метр)
А – раздел математики (алгебра)
Н – числа, применяющиеся при счете (натуральные)
А – математическое предложение, принимаемое без доказательства (аксиома)
Я – последняя буква алфавита (я)
IV. Новая тема: “Ломаная”
Самостоятельная работа с учебником.
а) Вопросы к пункту 6.1:
- Как построить ломаную?
- Как называются отрезки ломаной?
- Какие виды ломаной существуют?
- Какое наименьшее число звеньев может иметь незамкнутая ломаная, лежащая в одной плоскости?
- Какое наименьшее число звеньев может иметь незамкнутая ломаная, не лежащая в одной плоскости?
- Какое наименьшее число звеньев может иметь замкнутая ломаная, лежащая в одной плоскости?
- Какое наименьшее число звеньев может иметь замкнутая ломаная, не лежащая в одной плоскости?
б) Рисунки “Определить вид ломаной”
Практическая работа № 1
Вариант № 1
- Нарисуйте:
а) замкнутую самопересекающуюся ломаную линию
б) простую незамкнутую ломаную линию.
- Нарисуйте трёхзвенную ломаную. Обозначьте латинскими буквами ее вершины и выпишите названия всех ее звеньев.
- Поставьте в тетради пять точек, и обозначьте их. Нарисуйте разными цветными карандашами две замкнутые ломаные с вершинами в данных точках. Назовите эти ломаные.
Вариант № 2
- Нарисуйте:
а) незамкнутую самопересекающуюся ломаную линию
б) простую замкнутую ломаную линию.
- Нарисуйте пятизвенную ломаную. Обозначьте латинскими буквами ее вершины и выпишите названия всех ее звеньев.
- Поставьте в тетради пять точек, и обозначьте их. Нарисуйте разными цветными карандашами две замкнутые ломаные с вершинами в данных точках. Назовите эти ломаные.
- Нарисуйте самопересекающуюся незамкнутую ломаную, имеющую пять точек самопересечения.
Практическая работа № 2
Ломаная в астрономии (История Созвездий)
- Созвездие МАЛОЙ МЕДВЕДИЦЫ
(6; 6), (3; 7), (0; 7, 5), (-3, 5; 5), (–5; 7), (–8; 5), (–6; 3), (–3; 5, 5).
- Созвездие БОЛЬШОЙ МЕДВЕДИЦЫ
(–15; –7), (–10; –5), (–3; –6), (6, –6), (5; –10), (–1; –10), (–3; –6).
- Созвездие ДРАКОНА
(12; 6), (14; 0), (12; –1), (9; –5), (4; –7), (1; –7), (–1; –6), (–4; –2),
(–7; 5), (–10; 5), (–10; 2), (–8; –5), (–11; –7), (–7; –9), (–6; –7), (–8, –5).
- Созвездие КАССИОПЕИ
(–5; 0), (–3; 2), (–1; 0), (1; 0), (3; –2).
- Созвездие ЛЬВА
(2; 5), (1; 4), (0; 4), (–1; 3), (–1; 2), (–5; 1), (–7; –2), (–5; –1), (0; 0), (–1; 2).
VI. Подведение итогов урока
- Ответы на вопросы к пункту 6.1
- Задачи № 1, № 2
VII. Домашнее задание
- Задачи № 2, № 4
- Привести примеры ломаной из окружающей обстановки.