Цель:
Создать условия для пробуждения чувств единения с природой через красоту поэтического, художественного, музыкального языка произведений.
Задачи:
- Формирование эстетического вкуса, эмоциального отклика через различные виды искусств.
- Побудить детей к творческой деятельности.
- Помочь детям воспринимать музыку сердцем.
- Помочь выразить свои чувства через художественное исполнение.
Оборудование:
- словарь эстетических эмоций,
- Портреты композиторов
- Картины художников
- Альбомы, краски, кисти.
Оформление доски.
- Тема урока.
- Словарь эстетических эмоций.
- Эпиграф:
Чему бы жизнь нас не учила,
Но сердце верит в чудеса.
Стихотворение | Темп | Динамика | Характер |
Ход урока
Дети входят в класс и поют музыкальное приветствие.
Учитель: Здравствуйте, дети, я рада вас видеть!
Дети: Здравствуй, учитель, и мы рады вам.
Учитель: Ребята, какая у нас сегодня тема урока, что, вы нового узнаете на уроке? (Ответы детей.)
– Ребята, положите руку на сердце и послушайте его. Как у вас стучит сердце? (Спокойно.)
– Но, слушая разную музыку, сердце воспринимает ее по-разному. Послушайте, необычную музыку, какие чувства вы испытываете, слушая эту музыку.
(Звучит музыка Альфреда Шнитке из кинофильма “Сказка странствий”.)
– Какую весть нам принесла эта музыка? (Ответы детей.)
– А вы хотите побывать в сказке? Давайте снова обратимся к своему сердцу. (Дети кладут руку на сердце.)
– На чем мы отправимся с вами в путешествие? (На тройке лошадей.)
– А у какого композитора есть такое произведение – “Тройка”? (У П.И. Чайковского.)
– Сели свободно, положили руки на колени. И так, поедем в лес! Не забывайте любоваться природой!
(Дети смотрят видеофильм “Времена года. Ноябрь “Тройка”.)
– Что вы увидели, посмотрев этот фильм? (Беседа о музыке.)
– Глядя на эту красоту, что наша душа просит? (Ответы детей.)
– Правильно, хочется почитать стихотворения.
Вот север, тучи нагоняя
Вздохнул, завыл, и вот сама
Идет волшебница зима.
(Домашнее задание – дети читают зимние стихи, четверостишие.)
– А вы хотели бы сами стать поэтами? Сейчас мы будем сочинять стихи. Перед вами рифмы, выберите те, которые подойдут к нашей теме.
На доске
Друг-круг, век-человек, букет-привет, любовь-морковь, снежинка-пушинка, зима – холода |
– Молодцы! Правильно, но почему вы выбрали эти рифмы? (Ответы детей.)
Учитель вместе с детьми сочиняет четверостишие, и записывает его на доске, составляя партитуру.
Наступили холода, Пришла матушка зима. В лесу летят снежинки, легкие как пушинки. |
Темп Не очень быстро |
Динамика …….. |
Характер …….. |
–А теперь вы хотели бы стать композиторами? (дети сочиняют музыку на эти стихи).
Итак, увидев зимнюю картину, мы не смогли не откликнуться на нее и не сочинить стихи, музыку, но многие композиторы не остались равнодушными к природе, и они написали много песен о зиме.
Положите руку на сердце. Какая звучит песня ? (Зимняя сказка. Исполнение песни.)
– Многие художники не оставались равнодушными к красоте русской природы и создали много полотен о русской зиме. Назовите, каких вы знаете художников, и их картины?
(На доске картины: Грабарь “Февральская лазурь”, Пластов “Первый снег” и др.)
– Соответствуют ли эти картины вашему представлению о зиме? (Беседа о картинах.)
– Я хочу, чтобы вы сегодня стали еще и художниками. Попробуем открыть тайну новой музыки, послушав ее, вам надо будет свои чувства, свое настроение передать в красках.
(Звучит танец снежинок из балета “Щелкунчик” П И Чайковского. Дети рисуют, анализ рисунков, защита рисунков ,показ некоторых на доске.)
– В Марьинском театре прошла необычная постановка этого балета, режиссера Михаила Шемякина,он много внес нового, необычного и в костюмы, в оформление сцены удачно подобрал действующих лиц, я предлагаю вам посмотреть фрагмент из этого балета.
(Дети смотрят видеофильм “Танец снежинок”.)
– Ребята, пора возвращаться домой.
(Звучит “Тройка” П.И.Чайковского.)
– С каким настроением вы возвращаетесь домой? (Ответы ребят.)
– Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Обратите внимание на эпиграф урока, почему я взяла именно этот:
“Чему бы жизнь нас не учила,
Но сердце верит в чудеса”.
(Ответы детей.)
– Мне бы хотелось, чтобы на протяжении всей вашей жизни вы верили в сказку, в чудеса, потому что в сказке добро побеждает зло и тот, кто верит в сказку, жить им становиться легче, интересней
Итог урока, рефлексия.
Домашнее задание; составить рифмы о зиме и сочинить свое четверостишие