Конспект урока окружающего мира в 1-м классе по теме "Как путешествует письмо"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений,
  • раскрыть роль почтовой связи в жизни людей,
  • расширить представление детей о жизни почтовых голубей,
  • развивать информационную грамотность учащихся,
  • развивать коммуникативные способности учащихся.

Планируемые достижения учащихся: усвоить этапы путешествия письма.

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийное оборудование,
  • презентация "Письмо",
  • кроссворд,
  • карточки со словами "отправитель, адресат, индекс, конверт, марка, индекс, штамп, бандероль, посылка",
  • учебник Плешакова "Окружающий мир", 1 класс,
  • магнитофон,
  • диск с детскими песнями.

Раздаточный материал:

  • Конверты чистые (30 штук);
  • Марки (30 штук)
  • Пазл "Простоквашино" (15 комплектов);
  • Этапы путешествия письма (15 комплектов)
  • Приглашения на день рожденья (30 штук)
  • Коллекция почтовых марок;

Орг. момент.

Проверка готовности к уроку.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.

Подготовка к восприятию.

- Ребята, сегодня на уроке окружающего мира мы с вами отправимся в гости, а вот к кому, вы отгадаете сами, если соберете пазл (в конверте №1 разрезанная картинка деревни Простаквашино).

Итак, куда мы отправляемся? (В деревню "Простоквашино").

Слайд № 1 "Деревня Прстоквашино"

-Кто живет в этой деревне, давайте перечислим. Молодцы!

-В деревне Простоквашино все готовятся ко дню рождения кота Матроскина. Кот решил пригласить своих друзей.

- Кто же должен прийти - отгадаем?

* Учитель включает детские песни героев, а дети отгадывают. (1-крокодил Гена и Чебурашка), (2 - Винни - Пух), (3 - Кот Леопольд)

- Но Матроскин не знает, как это сделать, так как все они живут очень далеко.

- Что посоветуем Матроскину?

(разослать приглашения, позвонить по телефону, послать сообщение по Интернету)

- "Как же мой листок попадет к друзьям? Разве листок может путешествовать?"- подумал Матроскин.

-Что же поможет коту мы узнаем, разгадав кроссворд (на доске).

  1. Что нужно для жизни животным, но не нужно растениям?
  2. Птичка в желтом жилете?
  3. Белый, непрозрачный, рыхлый.
  4. Зимой и летом одним цветом.
  5. Высушенный виноград.
  6. Без этого семена никогда не прорастут.

Какое слово получилось - письмо.

Маленькое очень,
Быстрое как птица,
Если хочешь -
За море умчится.

Объяснение нового.

- Что такое письмо?

Письмо - это написанный текст, посылаемый для сообщения кому-нибудь.

На боковой доске слово появляется слово "письмо".

-Кто занимается рассылкой писем? (Почта)

Слайд № 2 "Как путешествует письмо"

-Чтобы приглашение смогло дойти до наших друзей нужен конверт и марка.

Конверт - пакет для вкладывания, хранения и пересылки бумаг. Изготавливается из разных материалов.

На боковой доске слово появляется слово "конверт".

-Найдите конверт №2. (У детей чистый конверт)

-Давайте его рассмотрим. Найдите слова "От кого", "Кому".

"Отправитель" - Это тот, кто отправляет письмо (тот, от кого оно приходит). В нашем случае Матроскин будет отправителем.

На боковой доске появляется слово "отправитель".

"Адресат" - Это тот, кто получает письмо" (тот, кому оно адресовано)

На боковой доске появляется слово "адресат".

-На конверте указывается адрес: имя, фамилия, название организации, улица, дом, квартира, почтовый индекс.

Почтовый индекс. Слово означает "указатель".

Слайд № 3 (Индекс. Образцы написания цифр индекса)

На боковой доске появляется слово "индекс".

"Индекс" - Это последовательность букв и цифр, которые облегчают сортировку писем.

-В России принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры - это код города, ещё три номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами, смотрите на образец, дело в том, что индекс расшифровывает машина. Особое устройство с бегающим лучом считывает все вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Поэтому цифры должны быть определенного образца.

-На письме должна быть марка.

Марка - это проездной билет письма, оно оплачивает его путешествие.

На боковой доске слово появляется слово "марка".

-Но марки бывают очень интересными и красивыми, многие люди их коллекционируют- это филателисты. (Показ коллекции марок)

Практическая работа. А теперь попробуем заполнить конверты для кота Матроскина. (Работа с чистыми конвертами. Учитель работает у доски.)

-Письма готовы. Отправляем их в путешествие. (Дети опускают письма в импровизированный почтовый ящик)

Чтение рассказа "Почта" (читает ученик).

"На стене на видном месте висит синий ящик. В щёлку ящика люди опускают письма. Каждый день письма вынимают. Подставит человек мешок, щёлкнет замочком - письма так и посыпятся в мешок. Как письмо попадёт к адресату? Все письма на почте разбирают по адресам. На каждом письме ставят штамп с датой отправления. Потом отправляют в самолётах, в почтовых вагонах, на пароходах".

На боковой доске слово появляется слово "штамп".

-Самый большой почтамт Москвы находится при Казанском вокзале на Комсомольской площади. За одни сутки там сортируют 3 миллиона писем.

-Мы опустили наши письма в наш почтовый ящик, а почтальон Печкин доставит их в почтовое отделение. Дальше на разных видах транспорта письма пойдут к нашим друзьям. С момента отправки письма до момента получения пройдет много времени.

-Проследим ещё раз путь письма.

Слайд № 4-5 (Путь письма)

-Матроскин хочет отправить друзьям подарки: Винни Пуху- шарф, Пятачку- воздушные шарики, Леопольду - фотографии, а крокодилу Гене - журналы , но как он не знает.

-Может вы знаете? Нет, узнаем из учебника.

Работа с учебником Плешакова "Окружающий мир", 1 класс, страница 59.

Посылка - упакованная вещь, пересланная по почте.

Бандероль- небольшое почтовое отправление в бумажной обертке. Но в современном мире стали использовать пластиковые пакеты.

Закрепление.

Повторим - Какой же путь проделает письмо? Возьмите конверт № 2 и положите картинки в нужном порядке.

Сообщение интересных фактов. Рассказ о почтовых голубях.

Слайд № 6-7 (Почтовые голуби)

Вы знаете, много сотен лет назад почту людям доставляли голуби. Хороший почтарь может пролететь 3000 км и развивать скорость до 140 км/ ч, быстрее автобуса в 2 раза. Поразительное умение голубей быстро и точно находить дорогу из любой точки к родному гнезду давно было замечено людьми. Тренированная птица вернется домой, даже если её увезти на значительное расстояние. Когда Париж, столица Франции, была в осаде, голубей высылали за пределы города на воздушных шарах. В этом городе была открыта "Голубиная почта". Посмотрите, как крепились письма. За заслуги перед городом почтовому голубю был установлен памятник. В Англии тоже есть памятник голубке, которая спасла подводную лодку. Было это так. Лодка не смогла оторваться от дна, тогда экипаж выпустил на поверхность пару голубей в маленькой капсуле. Голубь погиб. А голубка добралась до базы, экипаж был спасен. Во время ВОВ -ны голуби доставляли за одни сутки около 85 донесений. Сегодня почтовые голуби тоже используются: в Англии голуби доставляют донорскую кровь в пробирках, минуя все пробки. В Бельгии голуби доставляют сверхсекретную информацию на чипах. Во время проведения больших мероприятий голубю поручают отнести фотоплёнки.

-Ребята, сегодня утром нам в школу принесли письмо, на нем написано "Вручить Неумейке". Послушайте, какую историю рассказал мне почтальон.

Чтение стихотворения "Неумейка" Я. Акима

-Может у нас есть тот, кому вручить это письмо?

Итог урока

- Сегодня на уроке мы с вами узнали о том, как путешествует письмо, помогли коту Матроскину отправить приглашения.

-Что вам понравилось, что запомнили?

Домашнее задание: подписать конверт.