Цели урока:
Оборудование:
- мультимедийное оборудование;
- презентация " Природная зона - тундра";
- гербарий;
- видеофильм "Тундра";
- аудиозапись "Увезу тебя я в тундру";
- кроссворд "Арктика";
- схема изучения природной зоны;
- учебник "Мир вокруг нас", 4 класс, автор А.А. Плешаков;
- карточки для игры.
Схема, которую заполняют дети во время урока.
Природная зона___________________________________________________________
Географическое положение | |||
Климат | |||
Растительный мир | |||
Животный мир | |||
Население | |||
Деятельность Людей |
|||
Охрана природы | |||
Экологические проблемы | |||
Этап урока |
Содержание |
Примечание |
|
1. Организационный момент. 2. Сообщение темы и цели урока 3.Объяснение нового. Название, изображение на карте. Особенности природы: Климат Растительный мир Животный мир 4. Физминутка (Звучит песня " Увезу тебя я в тундру") 5. Население и его занятия. 6. Охрана природы. 7. Экологические проблемы 8. Закрепление пройденного. 9. Итог урока, домашнее задание. |
Проверка готовности к уроку.
арк т ика
Итак, цель нашего путешествия - тундра. Поможет совершить нам это путешествие - современная техника. В путь! Изучать тундру будем по плану:
Посмотрите на карту: Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров длину и сотни километров в ширину тянется безлесная полоса тундры. Расположена она на материке Евразия. В переводе с саамского означает "безлесная равнина". В переводе с финского языка "Бесплодная, враждебная". Климат. Суров климат тундры: уже в сентябре здесь начинается зима, которая длится дольше, чем учебный год, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой бушуют вьюги. Сильные морозы сковывают природу. Нередко термометр показывает 40, 50, а то и 60 - градусов ниже нуля. Под снегом замерзшая земля, которая даже летом оттаивает на 10-15 см, а ниже вечная мерзлота. Говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую. Вода не испаряется и не впитывается в землю, а остается, по этой причине в тундре много болот. Составим схему:
Растительный мир. Какие растения растут и как приспособились? Работа с гербарием. Рассмотрите растения, назовите их. Итак, в тундре растут: карликовая береза, полярная ива, морошка, голубика, брусника, мхи и лишайники (олений лишайник - ягель) Как приспособились? Все растения низкорослые и с мелкими листьями, растут группами и стелются по земле, имеют небольшие корни. Это защищает их от вымерзания, сильных ветров. Животный мир. Каких животных можно встретить в тундре?
Каких птиц можно встретить в тундре? (работа с учебником - стр.91, 3 абзац) Как животные приспособились к жизни? (У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей - густой мех) Как взаимосвязаны растительный и животный мир? Восстановите цепи питания. В тундре издавна живут ненцы и чукчи. Чем же они занимаются?
Самый большой город в тундре - Норильск. Природные богатства взяты под охрану, созданы заповедники, например Таймырский. Под особую охрану взяты редкие животные: стерх, тундровый лебедь, кречет, краснозобая казарка. Какие возникли в тундре экологические проблемы? Ответ на этот вопрос вы должны найти дома. Игра " Найди правильную картинку". Путешествие в тундре закончилось. Спасибо за работу! Выставление оценок. Стр. 87-97. Экологические проблемы. Заполнить схему до конца. |
Работа в группах Слайд № 1 Слайд № 2 Фильм Слайд №3 Запись в схему. Слайд №4 Запись в схему. Слайд № 5 Слайд №6 Слайд №7 Слайд № 8 Слайд № 9 Слайд №10 Слайд №11 Фильм Запись в схему. Слайд №12 Слайд №13 Слайд №14 Слайд № 15 Запись в схему. Слайд № 16 Слайд № 17 Запись в схему. Слайд № 18 Музыка тихо звучит. Слайд № 1 |