Изменение социально-психологических условий жизни в настоящее время требует от учителей и воспитателей критически подойти к проблеме формирования психических качеств у детей с нарушением зрения с позиции их ценности для адаптации в обществе зрячих, для создания самостоятельности и независимости, для полноценного участия в профессиональной деятельности наравне со зрячими.
Одна из основных задач — это включение детей с нарушением зрения в мир современной цивилизации — овладение новейшими средствами получения информации — это проблема компьютеризации, оснащение современной тифлотехнической аппаратурой — обучение ее использованию в повседневной жизни. Компьютеры с брайлевской строкой, с озвучиванием текста на экране на русском языке, и возможностью укрупнения шрифтов в соответствии с остаточным зрением детей, читающая машина, обеспечивающая возможность прослушивать плоскопечатный текст на русском языке — важное условие вхождения незрячих и слабовидящих в современную цивилизацию.
Вот уже четыре года в нашей учебном учреждении на занятиях по коррекции используется читающая машина “Инфа – 100”. Она обеспечивает незрячему человеку возможность чтения плоскопечатных текстов с помощью синтеза речи. Как это происходит? Сканер делает фотографию исходного текста и вводит ее в читающую машину. В результате система распознавания создает текстовый файл. Затем, программа синтеза речи расставляет ударения в словах и произносит данный текст.
Что служит источником для чтения текста? Это могут быть газетные вырезки, журнальные статьи, книги, учебники и т.д.
Для работы на читающей машине не требуются специальные знания. Так как машина разработана специально для незрячих пользователей, поэтому различное качество бумаги и размеры документа не являются проблемой - система автоматически подбирает необходимую яркость и контраст для сканирования материалов. Текст, написанный в две и более колонки, распознается и читается корректно. Картинки и диаграммы игнорируются.
Машина управляется с помощью простой специализированной клавиатуры, поэтому обучающиеся работают на компьютере с программой “Диктор” самостоятельно. Расположение кнопок на клавиатуре не сложное (вся система управляется посредством всего 10 кнопок).
В работе машины предусмотрены наиболее важные команды:
- старт (начинает сканирование, распознавание и чтение текста)
- читать
- стоп
- перейти на следующее предложение
- перейти на предыдущее предложение (если не понятен смысл текста)
- в начало страницы
- перейти на страницу вперед (система автоматически сохраняет последние 100 обработанных страниц)
- перейти на страницу назад.
Какое же значение имеет читающая машина для коррекционных занятий? Программа по “Коррекции недостатков развития” содержит пять глав, одна из которых “Развитие слухового восприятия”. Работая с читающей машиной, ребенок сразу решает несколько задач:
- самостоятельно работает на компьютере
- работая с клавиатурой, развивает осязательное восприятие
- прослушивая тексты, озвученные механическим голосом, обучающийся развивает слуховое восприятие
- самостоятельно анализирует услышанное.
В процессе коррекционной работы с использованием современных компьютерных технологий создаются оптимальные условия для формирования у слабовидящих и незрячих школьников интеллектуальной, коммуникативной, социальной компетентности и креативности, решается ряд проблем, вызванных аномалией развития.