Цель: учить детей выделять и называть отличительные признаки дерева и куста.
Задачи:
- продолжать учить детей пересказывать рассказ с использованием алгоритма.
- закрепить понятия: толстый-тонкий, высокий-низкий, верхняя-нижняя.
- развивать координацию движений, умение ориентироваться на листе бумаги.
- воспитывать бережное отношение к растительному миру, элементы правильного поведения в лесу.
Тип проекта: исследовательский; среднесрочный: апрель-май, 2008г.
Участники проекта: дети, педагоги группы, родители.
Актуальность:
- именно в дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы к окружающему миру;
- в программе воспитания и обучения в младшей группе в разделе по экологическому воспитанию стоит задача по формированию элементарных представлений о некоторых растениях родного края.
Проблема: на участке растут деревья и кусты, дети не различают их.
Этапы.
Подготовительный этап.
- Создание копилки.
- воспитатель с детьми рассматривали иллюстрации в книгах и выбирали те книги, где были изображены кусты и деревья.
- на прогулках наблюдали и фотографировали деревья и кусты, собирали семена
- дети вместе с родителями дома также собирали объекты в копилку и приносили их нам в группу. Это были подборка стихов, загадок, иллюстраций и фото , с изображением кустов и деревьев.
- Создание картотеки. Когда объекты были собраны, то рассмотрев их мы сделали вывод, что деревья имеют один ствол, он толстый и высокий. А кусты имеют несколько тонких стволов, и кусты ниже дерева. Исходя из этих данных, начертили таблицу с основными признаками.
Основной этап.
В свободной деятельности вместе с детьми читали различные произведения, в которых бы упоминались деревья и кусты: например: р.н.с. «Три медведя», «Маша и медведь». На прогулках наблюдали за березой, елью, кустами сирени. Находили у деревьев и кустов ствол, ветки. Фотографировали данные объекты, а потом рассматривали в группе. Играли в д/игры «Найди о чём расскажу», «Кто быстрее найдёт берёзу, сирень…».
Продуктивная деятельность.
Опираясь на программные задачи и используя имеющиеся навыки рисования у детей, мы рисовали сначала отдельно деревья, отдельно кусты. Затем нарисовали дерево и куст на одном листе, сравнив их по имеющимся признакам: высота, кол-во стволов, их толщина. Вместе с детьми изготовили картину «Наш город», изобразив на ней деревья и кусты вместе с домами.
Презентация проекта.
Презентация проходила в виде занятия, на котором дети помогали зайчонку научиться различать куст и дерево. Мы планируем продолжить проект – расширить знания детей о многообразии кустов и деревьев родного края.
Положительный результат.
- формирование исследовательских навыков
- развитие речи дошкольников
- развитие мелкой моторики
- сформированы знания об отличительных признаках дерева и куста.
- сформированы на начальном этапе элементарные правила поведения в лесу.
Оборудование: модель дерева и куста, таблица с алгоритмом, столбики разной высоты и толщины, силуэты солнца, земли. дождя из бумаги, игрушка зайца, брызгалка с водой.
Ход занятия
Оргмомент.
«В лес весенний на прогулку
Приглашаю вас пойти
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти,»
Двигательные упражнения.
Ножки, ножки бежали по дорожке. (бегут на носочках друг за другом)
Бежали лесочком, прыгали по кочкам.
Прыг-скок,прыг-скок. (прыгают на двух ногах с продвижением вперед).
(Оказались на полянке, где стоят модели куста и дерева, между ними сидит игрушечный заяц).
Педагог рассказывает детям о том, что дом у зайчонка под кустом, но он не может различить куст и дерево.
- Научим зайчонка узнавать где куст, а где дерево?
- А помогут нам в этом волшебные дорожки. (показ таблицы с алгоритмом, на столе)
- Где дерево?
- Где куст?
- Верхняя дорожка нам будет рассказывать о дереве.
- А нижняя о чем?
- Садись зайчонок поудобнее и слушай.
- Сколько стволов у дерева? (один, ребенок кладет одну полоску на таблицу)
- Сколько стволов у куста? (много, ребенок кладет много полосок на таблицу)
- Дерево высокое или низкое? Куст высокий или низкий? (дети выставляют столбики определенной высоты)
-У дерева толстый или тонкий ствол? У куста толстый или тонкий ствол? (дети выставляют столбики определенной толщины)
- Что нужно дереву чтобы жить и расти? (дети выкладывают силуэты земли, солнца, воды)
- Что нужно кусту чтобы жить и расти? (то же)
- А теперь зайчонок послушай, что расскажут ребята о дереве (кусте). (дети составляют рассказ по алгоритму)
- Отнесите зайчонка в его домик под кустом.
Педагог приглашает детей поиграть в игру «Деревья проснулись»
«Семечко спало и вдруг проснулось, (дети сидят на корточках, ладошки закрыты)
Солнышко его пригрело, больше спать семечко не захотело. (ладошки открыли)
Позову на помощь дождик
Дождик, дождик, посильней,(брызгаю в ладошки водой, дети встают, вырастают)
Деревцо ты нам полей!»
Итог: О чем мы сегодня разговаривали? Когда вы вечером пойдете домой, посмотрите, что растет около вашего дома: кусты или деревья?