Цель: формирование представлений у дошкольников о материке Африка, расширение кругозора, развитие речи, тренировка памяти.
Материал: географическая карта «Животный и растительный мир», наглядное пособие «Животные жарких стран», карандаши, альбомные листы, детские песни.
Предварительная подготовка: заучивание наизусть стихотворений С.Маршака «Слон», «Жираф», «Верблюд».
План
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по Африке. Давайте, подойдем к карте и посмотрим, где же находится Африка?
Дети бегут к карте, педагог показывает местонахождение Африки.
Педагог: посмотрите на карту. Какие животные обитают в Африке?
Дети: рассматривают карту и называют: слон, жираф, верблюд, обезьяна, гепард, крокодил, зебра и т.д.
Педагог: Молодцы! Вот видите, как много животных живет в Африке, а теперь я вам расскажу о самых интересных из них.
Вот например лев (рассказ о каждом из животных сопровождается демонстрацией картинки из наглядного пособия). Вы знаете, как его называют? Царь зверей. У льва самая густая грива из всех животных. Вы знаете какое-нибудь животное с такой же красивой густой гривой как у льва?
Дети: Нет.
Педагог: А можете ли вы мне показать, как рычит лев?
Дети демонстрируют рычание льва.
Педагог хвалит детей и продолжает рассказ. А вот это Гепард – самое быстрое животное на земле, оно может бегать также быстро, как едет машина 100 км/ч. А вы умеете так же быстро бегать?
Дети: умеем!
Педагог: Ну-ка, ребята, покажите!
Дети бегают по учебной комнате под быструю музыку. Педагог хвалит детей, они садятся, продолжается занятие.
Педагог: А вот это Слон – самое большое животное на земле. У слона большие, толстые ноги, похожие на колонны, уши, похожие на лопухи, большие и острые бивни. А что еще есть у слона?
Дети: хобот.
Педагог: Правильно, хобот. Хоботом слон может пользоваться, как рукой и поднимать разные предметы, в том числе класть пищу в рот. А кто мне сможет рассказать стихотворение про слона?
Дети рассказывают стихотворение С.Маршака «Слон»:
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре!
Педагог: А теперь покажите, мне, как ходит огромный слон.
Дети топают как слоны. Занятие продолжается.
Педагог: Верблюд известен своими горбами. Вы знаете, что у него в горбах? Жир – он им питается, когда долго ходит по пустыне. Верблюд может не пить две недели и не есть почти месяц! А вы можете не пить две недели и не есть почти месяц?
Ответы детей.
Педагог: нет, люди не могут так долго не пить и не есть, тем более в пустыне! А что вы знаете про пустыню? Что это такое? (ответы детей). Что есть в пустыне? Песок и он очень-очень горячий. Если в песок зарыть яйцо, то оно сварится. В пустыне не растут деревья и цветы, но там есть колючки. У них длинные-предлинные корни, которыми они пытаются достать до воды под землей.
А кто же сможет вспомнить стихотворение про верблюда?
Дети рассказывают стихотворение «Верблюд» С.Маршака:
Бедный маленький верблюд:
Есть ребенку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!
Педагог: Ребята, а вы знаете, что любят кушать обезьяны?
Дети: бананы.
Педагог: Правильно. Обезьяны любят бананы и другие фрукты. Еще им нравится лазать по деревьям, и они там могут даже спать. А вы когда-нибудь спали на деревьях?
Ответы детей. Обсуждение.
Педагог: Крокодил – живет в воде, у него очень острые зубы, он очень большой и достигает длины до 5 метров. Давайте пройдем с вами 5 метров – это от одной стены комнаты и почти до другой. (Все вместе шагаем 5 метров) Видите, какой он длинный!
Педагог: Жираф - самое высокое животное на планете. У жирафов очень длинная шея, а на голове у него есть смешные рожки. Питаются они листьями деревьев. Кто расскажет стихотворение про жирафа?
Дети рассказывают стихотворение «Жираф» С.Маршака:
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
Педагог: Ребята, мы сегодня с вами поговорили только о некоторых животных Африки, а там живет еще много-много разных интересных зверей. Например, Черепаха.
Что есть у черепахи?
Дети: панцирь.
Педагог: зачем он ей нужен?
Дети: чтобы укрываться от врагов.
Пальчиковая гимнастика «Черепаха».
Шла купаться черепаха
(рука "идет" на 4 пальчиках как черепаха)
И кусала всех от страха.
Кусь-Кусь, Кусь-Кусь
(щекотание детьми друг друга)
Никого я не боюсь.
Педагог: а сейчас я вам предлагаю нарисовать животное, которое вам больше всего понравилось.
Дети рисуют. Педагог хвалит за интересные рисунки. Занятие заканчивается.