Конспект урока "Табличная организация информации. Таблицы типа "Объект-объект"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  1. Обучающая:
    • дать представление о таблицах типа «Объект - объект»;
    • познакомить учащихся с понятием «матрица», «двоичная матрица»;
    • научить строить таблицы типа «ОО» и создавать их средствами ТР Word.
  2. Воспитательная: формирование информационной культуры учащихся, культуры труда, положительной мотивации учебного труда
  3. Развивающая: развитие основных психических функций, развитие умения систематизации данных в табличную структуру, развитие логического мышления.

Оборудование: Проектор, интерактивная доска, компьютеры, набор карточек с заданиями по вариантам <Приложение 2> , справочный материал по работе с таблицами в среде Word <Приложение 3> , учебник, презентация к уроку <Приложение 1>.

Хронометраж урока

  1.  

Оргмомент

2 мин.

  1.  

Проверка домашнего задания

5 мин.

  1.  

Работа по готовой таблице

2 мин.

  1.  

Объяснение новой темы

10 мин.

  1.  

Физкультминутка

3 мин.

  1.  

Практическая работа на ПК

15 мин.

  1.  

Викторина «Да и нет»

5 мин.

  1.  

Итог урока

3 мин.

Ход урока

I. Оргмомент.

Постановка темы и целей урока. <Приложение 1>лайды 1 и 2)

II. Проверка домашнего задания.

1) Ответы на вопросы:

  • Назовите преимущества упорядочивания информации в виде таблиц?
  • Просто ли построить таблицу? Что при этом необходимо учитывать?
  • Перечислите элементы таблицы.
  • Перечислите правила построения таблиц. <Приложение 1> (Слайд 3)

Некоторые учащиеся получают индивидуальные тестовые задания на карточках.

2) Работа по готовой таблице. <Приложение 1> (Слайд 4)

Домашняя библиотека

Автор

Название

Год издания

Жанр

А.Р. Беляев

Человек - амфибия

1990

Фантастика

А.С. Пушкин

Сказка о царе Салтане

1985

Поэтическая сказка

Л.Н. Толстой

Война и мир

1972

Трагедия

А. Конан - Дойль

Голубой карбункул

1980

Детектив

Ответить на вопросы к таблице:

  1. К какому типу таблиц относится таблица «Домашняя библиотека»? (таблицы типа «Объект - свойство»).
  2. О каком классе объектов идет речь в данной таблице? (о книгах домашней библиотеки).
  3. Перечислите свойства объекта. (Автор, название, год издания, жанр).
  4. Опишите значения свойств объектов.
  • автор: Беляев, Пушкин, Толстой…
  • название: Человек-амфибия, Сказка о царе Салтане, …
  • год издания: 1990, 1985,..
  • жанр: фантастика, сказка, …

III. Изучение новой темы.

Материал излагается по параграфу 25 учебника Семакина И. «Базовый курс» 7-9 класс. «Таблицы типа «Объекты – объекты» (ОО)

На экране высвечиваются две таблицы «Домашняя библиотека» и «Годовые оценки». <Приложение 1> (Слайд 5)

Проблемный вопрос: В чем принципиальное отличие этих таблиц?

(Учащиеся пытаются найти отличия, рассуждают, предлагают варианты. Делаем вывод, что первая таблица рассказывает об объектах и их свойствах, а вторая раскрывает взаимосвязь двух объектов между собой).

Учитель говорит учащимся, что такие таблицы называются таблицами типа «Объект – объект».

Объяснение учителя: Таблица ОО – это таблица, которая описывает пары объектов и только одно свойство.

Название класса первых объектов

Название класса вторых объектов

Название вторых объектов

Название первых объектов

Значение свойств

<Приложение 1> (слайд 6)

Пример таблицы «ОО» <Приложение 1> (слайд 7)

Годовые оценки

Фамилия

Предмет

Русский язык

Литература

Математика

Иванов Петя

4

5

4

Петров Андрей

4

4

3

Сидоров Вася

5

5

4

Андреев Коля

3

4

5

Устная работа с таблицей. Ответить на вопросы:

  • Назовите класс первых объектов. (Ученики (фамилии)).
  • Назовите класс вторых объектов. (Предмет).
  • Перечислите первые объекты. (Иванов Петя, Петров Андрей, Сидоров Вася, Андреев Коля).
  • Перечислите вторые объекты. (Русский язык, литература, математика).
  • Назовите свойства объектов. (Оценки)

Учитель: В математике прямоугольная таблица, составленная из чисел, называется матрицей. (Слайд 8)

Ученик

Русский

Алгебра

Химия

Информатика

История

Аликин Петр

4

5

5

5

5

Ботов Иван

3

3

3

4

4

Волков Илья

5

5

5

5

5

Галкина Нина

3

4

5

4

4

Таблица «Годовые оценки» содержит количественные характеристики успеваемости учеников по предметам, выраженные оценками пятибалльной системы.

Если матрица содержит только нули и единицы, то она называется двоичной матрицей. (Слайд 9)

Таблица «Дороги»

 

Дачи

Озерная

Подгорная

Елово

Бобры

Дачи

1

1

1

1

0

Озерная

1

1

0

0

0

Подгорная

1

0

1

0

1

Елово

1

0

0

1

1

Бобры

0

0

1

1

1

В таблицах, представляющих собой двоичные матрицы, отражается качественный характер связи между объектами (есть дорога – нет дороги, посещает - не посещает и т.д.).

IV. Физ. минутка (упражнения для глаз).

  1. Закройте глаза, сильно напрягая мышцы глаз, раскройте глаза, расслабив мышцы.
  2. Не поворачивая головы, посмотрите направо, посмотрите налево, вверх, вниз.
  3. Посмотрите вдаль.
  4. А теперь круговые движения (вверх, вправо, вниз, влево), в другую сторону.
  5. Зарядим наши глаза положительной энергией (потрем ладони и приложим их к глазам).

Молодцы! Отдохнули.

V. Практическая работа на ПК

Порядок построения таблиц ОО:

  1. Выделить объекты и свойства.
  2. Назвать класс первых и вторых объектов.
  3. Вписать название первых и вторых объектов.
  4. Вписать значения свойств в ячейки. (Слайд 10)

Практическое задание к работе. Ученики получают тексты заданий для построения таблиц типа «ОО» по заданным данным <Приложение 2> и создания этих таблиц средствами ТП Word. С карточкой к заданию они получают справочный материал «Как создать и отформатировать таблицы в ТП Word». <Приложение 3>

Результаты работы сохранить в своей папке.

VI. Домашнее задание.

Учебник «Информатика. Базовый курс 7-9» Семакин параграф 26 №6 стр. 133 (Слайд 11)

VII. Викторина

Ответьте на вопрос одним словом: «да» или «нет»

  1. Перемещаться по ячейкам таблицы можно с помощью клавиши Enter?
  2. Чтобы удалить пустую строку, следует установить курсор в конец предыдущей строки и нажать клавишу Delete?
  3. Для того чтобы удалить символ слева от курсора, нужно нажать на клавишу Backspace?
  4. Чтобы удалить строку (столбец) таблицы, нужно выделить строку (столбец) и выполнить команду Таблица → Удалить столбцы (строки)?
  5. Для объединения ячеек в таблице нужно:
  • Выделить все ячейки, которые надо объединить
  • Выбрать в меню Таблица команду: Удалить.

VIII. Подведение итогов урока.

Подведем итоги занятия.

  • Что на занятии было главным?
  • А что было интересным?
  • Чему вы научились сегодня?

Спасибо всем за урок. До свидания.