Тема урока "Изменение по падежам имен существительных в единственном и во множественном числе" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Задачи:

  • развитие умения изменять по падежам имена существительные во множественном числе;
  • закреплять знание изменять по падежам имена существительные в единственном числе;
  • совершенствовать навыки грамотного письма, работы с предложением (выполнять синтаксический разбор);
  • Развитие логического мышления, долговременной памяти, внимания;
  • Воспитывать умение работать в парах, самостоятельность, аккуратность.

Оборудование: мел, доска, карточки, мультимедийный комплекс.

 Ход урока

Этапы

Содержание

Примечания

I. Организационный момент
Повторение
Языковая разминка
Настроились на работу. Садитесь.
Открываем тетрадь. Записываем число (Двадцать седьмое ноября ) Классная работа.
Запись предложения вставляя пропущенные буквы.

Трещат морозы,  иней запушил деревья.

– Орфографический анализ слов. (Пишем проговариваем)
– Синтаксический разбор предложения.
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух частей)
Ребята, о чем это предложение? (Мороз, зима.)
Вот и я вчера готовилась к уроку, задумалась. Скоро Новый Год, а у нас в этом году зима совсем без снега, горок. Решила посмотреть последние новости в Интернете. Вышла на сайт снеговиков. Дело оказалось вот в чем. Они просят о помощи. Не могут сдать экзамен Деду морозу. Дед Мороз злится, говорит: «Не будет вам нового года!». Я думаю, что мы этого не допустим.
Поможем снеговикам разобраться в теме и сдать экзамен?!
Тему урока они закодировали. В целях конспирации.
Итак, приступим?

Записать на доске

Слайд 1

Приложение 1

Работа со словарными словами.

II. Формулирование темы и цели урока. Постановка проблемного вопроса.

Выясним тему, с которой возникли проблемы у снеговиков.
1. Записываем слова в два столбика, подчеркните орфограммы, самопроверка.

Первый

Второй

Профессия
Аккорд
Дрожжи
Еще
Жужжать
Человек
Иней
Сентябрь
Лагерь
Огурец

Какие это слова? (Словарные.)
Подчеркните орфограммы в первом столбике.
– Что объединяет слова 1 столбика?
(Удвоенная согласная в корне, которую надо запомнить.) Какое слово лишнее?
– Во втором столбике безударная гласная, которую необходимо запомнить.
Теперь посмотрите на слова первого столбика внимательно, попробуйте найти ключевое слово, замечаете? А во втором? (Если дети не догадаются, то подсказываем.)
Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова получились?
(Число, падеж.)
Что объединяет эти два понятия?
(Это непостоянные признаки имен существительных.)
Ну что мы выяснили ключевые слова  темы, которою не могут сдать наши снеговики. Это падеж и число.
– Чем мы можем дополнить эти два понятия.
(Слайд)


Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

III. Работа по теме урока. Итак, мы выделили основные понятия темы в которой не разобрались снеговики.
Мы умеем с вами изменять имя существительное по падежам в единственном числе.
– А как вы думаете во мн. ч. имена существительные изменяются по падежам?
(В этом нам и предстоит разобраться).
– Ведь перед тем как помогать снеговикам, мы сами должны разобраться в теме.
Для начала.
Повторим, слова помощники и вопросы падежей.
У вас на столах лежат карточки, выполните задание. Работаем в парах.
Проверим. (Слайд)
Молодцы.
Теперь давайте выясним действительно ли изменяются им. сущ. во мн.ч. по падежам.
Выполним упражнение 126 стр. 100 (работа с учебником).
Сделайте вывод. (Имена существительные во множественном числе изменяются по падежам.)
Работа в парах

Слайд 5

Приложение 2

IV. Физминутка. Физминутка.
Работа с таблицей стр.100. Прорабатываем данный пример.
Теперь можно приступать к выполнению задания для снеговиков.
Задание такое.
Изменить по падежам слова снеговик и снеговики.

(У доски 2 ученика. Один ученик изменяет имя существительное снеговик, а другой  - снеговики.)
Проверка. (Слайд.)
Я отправлю снеговикам подсказку. Думаю, они будут рады, это поможет им сдать экзамен.
Слайд 6, 7, 8

Работа с учебником.
Работа у доски взаимопроверка.

Слайд 9

V. Закрепление А теперь, чтобы закрепить самим тему урока. Мы выполним задание.
Списывание. В скобках запишите нужные вопросы. Определите падежи, выделите окончания.
Побелели (что?) поля.
(чем?) Льдом покрылась (что?) река.
Красиво (в чем?) в лесу.
На елках и (на чем?) соснах лежат снеговые (что?) шубы.
Кустики укрылись (чем?) снежком.
В каком числе стоят имена существительные? (ед. и мн.ч)
В каких падежах?
Слайд 10

Слайд 11

VI. Итог урока Подведение итога.
– В форме какого числа им.сущ. могут изменяться по падежам? (В форме ед.ч. и мн. числа.)
– Что нового вы узнали о падежах?
Д\з упр.127, упр.129.
Слайд 12, 13

Слайд 14

VII. Д\з Запас упр. 128 выполняется устно по вопросам.  

Приложение 1

Приложение 2