Открытое занятие по экологическому воспитанию учащихся во 2-м классе. Тема:"Правила поведения в природе"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: привлечь внимание учащихся к бережному и правильному отношению к родной природе.

Задачи:

Образовательная: учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе.

Развивающая: развивать любознательность, наблюдательность, мышление, внимание.

Воспитательная: воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях.

Оборудование:

  • экологические знаки;
  • рюкзак, резиновые сапоги, нож, зажигалка, магнитофон, пластмассовое ведро, пакет с крошками хлеба, крупой;
  • плакат с написанной “Клятвой юного друга природы”;
  • видеопроектор со слайдами;
  • аудиозапись “звуки природы”, отрывок из песни “Олеся”;
  • диск “Мир природы” запускается через компьютер на видеопроектор (тема “Живая и неживая природа. Берегите природу”);
  • плакат с памяткой “Помощь природе”.

Оформление доски:

Эпиграф на доске: “Самая чистая радость – радость природы”.

Л.Н.Толстой

Плакаты:

  • Экология- наука, которая изучает взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой.
  • Закон об охране природы – июнь 1980 г.
  • Красная Книга.
  • Экологические знаки-запреты (Приложение 1).
  • Плакат – памятка “Помощь природе” (Приложение 2).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой детей на занятие. На видеопроекторе слайд с названием “Берегите природу!”, диск “Мир природы”. Звучит фонограмма песни “Олеся” (мелодичная, с трелями птиц, вступление).

II. Мотивационный этап.

Учитель:

– Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг…(природа)

Сообщение целей занятия:

– Сегодня на нашем мероприятии мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Поэтому эпиграфом я взяла строки Л.Н.Толстого “Самая чистая радость- радость природы”. Можно стеречь и лес, и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и сможете ли вы его сберечь?

III. Экологическая сказка “Первый день в жизни бабочки”.

Учитель:

– Ребята, сейчас мы отправимся на лесную поляну. Нас встречает Бабочка. Она только вчера появилась на свет и ничего еще не знает об этом мире. Она сидит на лепестке ромашки и смотрит вокруг. А кругом – земля большая, чудесная, неизведанная.

(Под музыку “Звуки природы” входит Бабочка.)

Бабочка: Что это? (Дети отвечают “Земля”.)

Бабочка: А что такое Земля?

(Ответы детей.)

Бабочка: Вот она какая – Земля! (Расправляет крылья и машет ими.)

Бабочка: Что это? (Дети говорят “воздух, воздух”.)

Бабочка: А что такое, ребята, воздух?

(Ответы детей.)

Бабочка: В воздухе приятно было летать, но мне мешали солнечные блики внизу. И оттуда, снизу, тянуло сыростью, и у меня повлажнели крылья. Что же это такое?

(Дети отвечают “вода”.)

Бабочка: А что такое вода?

(Ответы детей.)

(Бабочка машет крыльями, летает.)

Бабочка: Я летала, радовалась и вдруг на берегу увидела другую бабочку, Но она была такой огромной. Я приседа на теплую и мягкую площадку, огляделась и увидела, что на нее смотрят два огромных глаза. Что же это такое?

Дети: Человек.

Учитель: Ребята, от человека зависит то, какими будут земля, воздух и вода. Какие правила мы должны выполнять, чтобы природа радовала нас, чтобы растения и животные не исчезли и не стали редкими?

IV. Экологические правила “Как вести себя в природе?”

Учитель: Ребята, послушайте стихотворения, подготовленные нашими учащимися:

Белая черемуха

Расцвела черемуха около ручья,
На апрельском солнышке ветками шепча.
Легкая, как облачко, чистая, как снег.
Радовался деревцу каждый человек.
Приходили девочки посидеть под ней.
И могла цвести она много-много дней.
– Это чья черемуха? – Да она ничья, белая снегурочка около ручья…

Мимо бабка ехала, оглядись вокруг,
Сразу от черемухи отломила сук.
Городские школьники шли в далекий путь,
Увидав черемуху, стаи ветки гнуть.
Прибежали девочки, а снегурки нет.
Лишь в пыли валяется вянущий букет…
А была черемуха чистая, как снег,
Радовался деревцу каждый человек.

Учитель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Как человек поступает по отношению к природе?

– Послушайте, пожалуйста, следующее стихотворение. (Читает учащийся.)

* * *

Хозяйка белочка в лесу орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук и каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко.
Стал гнуть орешину - сломал, зажал под мышкой ветви;
Нашел один орех – сорвал второй и третий…
Отбросил куст и, как медведь, пошел себе довольный,
А бедной белке и смотреть на это было больно.

Учитель: О каких правилах поведения в природе рассказывает это стихотворение?

– Какой условный знак о правилах поведения в природе нарисуем? (Учащиеся отвечают.)

– Слушаем следующее стихотворение.

* * *

Все так изрезано в лесу, как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул какой-то живоглот.
Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.
Вот муравейник подожжен кощунственной рукой,
Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой.

Учитель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

* * *

– В лесу мурашки-муравьи живут своим трудом,
У них обычаи свои и муравейник- дом.
Ты с палкой по лесу гулял и муравейный дом,
Шутя, до дна расковырял и подпалил потом.
Покой и труд большой семьи нарушила беда.
В дыму метались муравьи, спасаясь кто куда.
Трещала хвоя. Тихо тлел сухой опавший лист.
Спокойно вниз смотрел жестокий эгоист…
За то, что так тебя назвал, себя я не виню.
Ведь ты того не создавал, что придавал огню.

Учитель: Почему автор этого стихотворения, С.Михалков, осуждает поведение вашего ровесника в лесу?

– Какой условный знак о правилах поведения в природе можно нарисовать? (Вывешивается на доску.)

– Посмотрите и на другие условные знаки о правилах поведения в природе. Объясните, что они означают?

(См. образцы знаков в учебнике.)

– Все эти правила называются экологическими. Экология – это наука об охране окружающей среды.

V. Игра “Экологический светофор”.

Учитель:

– Ребята, к нам еще кто-то в гости пришел. Слышите стук?

(Входит мальчик с рюкзаком, из кармана торчит рогатка.)

– Ты куда идешь?

Мальчик: В лес, конечно!

Учитель: Я смотрю, гость какой-то странный (вынимает рогатку из кармана мальчика). Покажи, пожалуйста, с чем ты идешь в лес, а дети скажут, с чем можно, а с чем нельзя ходить в лес. Есть такие вещи, которыми можно пользоваться редко, осторожно, соблюдая строгие правила.

(Мальчик достает из рюкзака вещи.)

* Резиновые сапоги

– Я собрался походить по кромке озера, пособирать ракушки.

(Зажигается желтый свет светофора).

* Нож

– Я решил, когда устану, посидеть у костра.

(Зажигается красный свет светофора).

* Зажигалка

– Я решил, когда устану, посидеть у костра.

(Зажигается красный свет светофора).

* Магнитофон

– Я собирался послушать новые записи – хиты.

(Зажигается красный свет светофора).

* Небольшое пластмассовое ведро.

– В прошлый раз я с товарищем посадил по краю оврага кустики ивы. А сегодня хочу их полить.

(Зажигается зеленый свет светофора).

* Пакет с крошками хлеба, крупой.

– Это для уток. Они на озере живут. Я их часто подкармливаю.

(Зажигается зеленый свет светофора).

Учитель:

– Да я смотрю, ты молодец! Только не всегда разбираешься, что полезно делать в лесу, а чем можно создать неприятности. Любишь природу, пытаешься о ней заботиться. Но запомни, что нельзя причинять боль природе. Ты обещаешь это? (Да, обещаю.)

(Учащиеся повторяют за учителем “Клятву юного друга природы”).

* * *

Я обещаю охранять природу, быть другом и защитником
Везде я буду примером правильного отношения к окружающему миру
Буду охранять родники, ручьи, реки, пруды
Буду заботиться о чистоте окружающей среды

Учитель: Мы тоже сейчас мысленно отправимся в путешествие в природу… (под музыку “Звуки природы”).

– Что вы чувствовали? Чьи голоса вы узнали?

VI. Экологические проблемы.

Учитель: Певец природы, писатель М.М. Пришвин, не уставал говорить о том, что природа и человек – это одно целое. Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.

Ученик:

* * *

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Учитель: Человек живет на Земле в постоянном окружении растений и животных. В небе птицы летают стаями, в воде рыбы ходят косяками, в земле муравьи обитают семьями. Люди тоже живут вместе, говорят на одном языке, делают одно большое общее дело и называются народом. То место, где родился человек, называется Родиной. Мы не мыслим своей жизни без ее лесов, полей, рек, озер.

Красная книга

Учитель: Книга природы открывается для всех, но по-настоящему доступна лишь тому, кто способен понимать ее язык. Поэтому каждый по-своему любит природу и по-своему к ней относится. Один посадит дерево, выходит раненую птицу, не сломает цветущую ветку черемухи, не разрушит муравейника, птичьего гнезда. А другой вырвет все цветы с василькового поля, не пощадит пчел, стрекоз, бабочек, забрасывает склянками, банками и другими отбросами реку, лужок и в своей жизни не вырастит ни одного цветка. Нет! Не назовешь такого человека частью природы, ее детищем.

Установлено, что на Земле погибло уже более половины животных, пропали сотни видов высших растений. И все они стали жертвами деятельности человека. Ученые всего мира бьют тревогу. Ими создан список редких животных и растений, который называется “красной книгой”.

(Загорается красный цвет светофора).

– Как вы думаете, почему загорелся красный цвет? (Красный цвет – это сигнал тревоги.)

– А что вы знаете о Красной книге? (Выступает подготовленный ученик.)

– Сколько прекрасных стихотворений написано поэтами о природе и ее охране! Послушайте стихотворение, которое так и называется “Берегите Землю!”

(Читает учащийся.)

* * *

Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите!

Учитель: Ребята, в июне 1980 г. в нашей стране приняты законы об охране природы. На уроках рисования у нас была тема “ Природа – наш дом!”. Давайте послушаем, как нас просят относиться к природе. (Включается видеопроектор с диском “Мир природы”, “Берегите природу” – аудио-, видео демонстрация.)

Эти рисунки представлены на выставке в нашем классе. На уроках “Ознакомление с окружающим миром” мы заранее составили памятки- правила “Помощь природе”. Давайте повторим их. (Учитель читает вслух, затем дети.)

Памятка – правила “Помощь Природе”. (Вывешена на доске.)

VII. Итог мероприятия (рефлексия)

Учитель: Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир окружает нас – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, звери, птицы. Это природа!

* * *

Природы кормит, поит, одевает нас.
Она щедра и бескорыстна.

– Трудно представить себе Землю без лесов, без зверей, без птиц. Берегите природу!

* * *

Есть просто храм, есть храм науки, а есть еще природы храм
С лесами, тянущими руки навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток, открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток, не оскверняй его святынь.

(Учащиеся исполняют песню “Не дразните собак!”)

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3