Форма урока: КВН
Цель: повторить и обобщить изученный материал по теме «Агрегатные состояния вещества»
Задачи:
Образовательные: повторить и обобщить знания об изменениях агрегатных состояний вещества, закрепить знание формул расчета количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при протекании тепловых процессов, выявить уровень сформированности умений учащихся решать типовые задачи, «читать» графики.
Развивающие: формировать навыки «сворачивания» изученной информации и представления ее в виде схемы. Развивать коммуникативные навыки при работе в группах. Продолжать формировать умение оценивать свою деятельность (личную, команды, других).
Воспитательные: воспитывать терпимость, чувство ответственности за результат и взаимоуважения
Оборудование:
Комплекты заданий для каждой группы, магниты
1 опыт: колба, марганцовка, стеклянная палочка, сухое горючие, вода, штатив (конвекция)
2 опыт: стакан с горячей водой, два металлических стержня прикрепленными гвоздиками на пластилин (теплопроводимость) .
Тип урока: повторно-обобщающий, вид урока: КВН
Форма: работа в группах.
План урока
- Организационный момент
- Постановка цели урока, мотивация
- Работа в группах:
- повторение теоретического материала
- выполнение практического задания
- решение количественной задачи
- решение качественных задач
- Итог урока
- Домашнее задание. Карточка
Ход урока
I. Оргмомент: приветствие, учебные принадлежности.
II. Постановка цели урока, мотивация:
Сегодня на уроке, мы должны повторить и закрепить полученные знания при изучении темы «Агрегатные состояния вещества»
Урок, ребята, необычайный. Мы побываем с вами на популярной игре КВН, в которой вы сами будете принимать участие. Разделимся на 2 команды. В каждой команде – капитан и название команды по теме сегодняшнего урока. Будьте, пожалуйста, внимательны к ответам своих товарищей и их соперников. Сегодня на уроке оценивать вашу деятельность, будет ваш капитан. (Приложение 1)
Приветствие команд:
1 команда: капитан:
2 команда: капитан:
Разминка:
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Кутрины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре…
Что представляют собой «на стеклах легкие узоры» с точки зрения физики?
(ответ: кристаллы замершей воды)
Все молчит, - лучина с треском
Лишь горит багровым блеском,
Да по кровле ветер шумит.
Почему лучина горит «с треском»?
(ответ: при горении из древесины интенсивно испаряется влага. Пар, увеличиваясь в объеме, с треском разрывает древесные волокна.)
Конкурс 1: «Знаток терминов»
Перевертыши (составьте из слогов слова по теме «Агрегатные состояния вещества», и дайте определение) (представители от команды отвечают по очереди )
Кристаллизация | ция – стал – лиза –кри |
Плавление | ние – вле - пла |
Конденсация | кон - ция – са - ден |
Парообразование | обра- па - зова – ние - ро |
Сублимация | ли - суб - ция - ма |
Десублимация | ма - де - ли – суб - ция |
Конкурс 2: «Знаешь ли ты формулы?»
Представители команд выходят и вытягивают карточку, формулу записывают на доске, поясняют ее назначение и физический смысл каждой входящей в нее величины.
Q = cm(t2 – t1) Q = λm Q = Lm Q = - Lm Q = - λm
Конкурс 3: Составьте обобщающую схему по теме «Агрегатные состояния вещества» (работа в группах, самоконтроль)
Конкурс 4: Решение количественной задачи на закрепление навыков чтения графика, применения формул.
По графику определить вещество и количество теплоты, которое необходимо затратить, чтобы перевести 100 г данного вещества из состояния I в состояние V
Решение задачи: 1. Вещество – вода 2. нагревание льда 3.Плавление Q = λm 4.нагревание воды 5. парообразование Q = rm 6. |
Конкурс 5: блиц-опрос (читаются вопросы, команда через 20 секунд дает ответ)
Вопросы: (два вопроса, и две загадки)
- На дворе – горой, а в избе – водой (снег)
- Мир обогревает, усталости не знает (солнце)
- Я под мышкой посижу и что делать укажу: или разрешу гулять, или уложу в кровать.(термометр)
- На стене висит тарелка, по тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперед нам погоду узнает. (барометр)
- Почему ручки самовара деревянные (пластмассовые)? (дерево – плохой проводник тепла, а металл – хороший)
- Почему овощи нужно варить в закрытой кастрюле? (в нее поступает меньше кислорода, который способствует разрушению витамина С в варящихся овощах)
- Почему река замерзает сначала у берегов? (у берегов реки скорость течения воды меньше, чем в середине, где движение на поверхность постоянно выносится более теплая вода)
- Почему при добавлении в воду соли температура воды понижается? (соль растворяется в воде. Процесс этот с поглощением тепла)
Конкурс 6: “Не уроком единым…”
Объясните поговорку: “Куй железо, пока горячо”, “Шубу носят не для красы, а для теплоты”
Д/задание «Найди ошибку» “Она жила и по стеклу текла, но вдруг её морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала, а в мире поубавилось тепла”.
Конкурс 7: «Тест» (взаимопроверка) (Приложение 2)
Ключ ответов вывешивается на доске:
- Г
- А
- В
- Г
- А
- В
- В
Оценки:
7, 6 правильных ответов – «5»
5 ответов - «4»
4 ответа - «3»
Конкурс 8: конкурс капитанов «Повтори и продолжи»
Условия конкурса: первый капитан называет физическую величину из ранее изученных тем, второй капитан должен повторить и назвать новый, и т.д. до тех пор пока кто-то из капитанов перепутает последовательность.
Конкурс 9. «Экспериментальное задание» ТБ с тепловыми приборами.
Какое физическое явление вы наблюдали?
Первая группа показывает явление теплопроводимости, вторая конвекции.
Оборудование: стакан с горячей водой, два металлических стержня с прикрепленными гвоздиками колба, сухое горючие, вода, кристаллики марганцовки , трубочка, спички
IV. Итог урока
Какой самый трудный для вас был конкурс?
Какой самый легкий?
Какой интересный?
V. Домашнее задание:
найди ошибку, карточка