Учебно-воспитательные задачи:
- Раскрыть сущность понятий “религия”, “культура”, “ цивилизация”.
- Сформировать у учащихся представление о видах религий (мировые, национальные, местные верования).
- Познакомить учащихся с сущностью учений, особенностями традиций и географией мировых религий: христианства, ислама, буддизма.
- Сформировать представление о влиянии мировых религий на разные стороны жизни людей.
- Воспитание толерантности к различным культурам и верам.
Тип урока по дидактической цели – урок изучения нового материала.
Форма урока – урок-лекция с участием учащихся.
Формы организации работы учащихся на уроке - фронтальная, индивидуальная (домашнее опережающее задание).
Оборудование: презентация “Мировые религии - основы вероучений и объекты культурного наследия”, карта “Религии мира”, дидактические материалы: индивидуальные рабочие листы учащихся и тесты, атласы для 10-го класса.
Ход урока
I. Организационный момент (сообщение учителем темы и задач урока).
II. Изучение нового материала.
2.1. Вступительное слово учителя: – “Современный мир – это несколько тысяч разноязычных больших и малых народов с их культурой, веками формировавшимися традициями и обычаями. Но вместе с тем мировое сообщество при всей своей неоднородности развивается по определенным законам, постигнуть которые, наряду с философией, социологией, историей помогает география религий (часть общественной географии). Знание религиозной принадлежности населения помогает глубже понять особенности экономики и социальной географии отдельных регионов мира. Прежде, чем мы приступим к рассмотрению географии мировых религий, давайте разберемся с понятиями: “религия”, “культура”, “цивилизация”.
2.2. Выполнение и обсуждение Задания 1 в рабочих листах (Приложение 1).
Задание 1. Соедините стрелками понятие и определение.
Цивилизация – совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания.
Культура – одна из форм культуры, мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам, а также освящение норм морали.
Религия – культурная общность наивысшего типа с такими объективными признаками, как общность религии, языка, обычаев, интересов и т.д.
Вопрос учителя: “Как соотносятся эти понятия?” (Религия определяет духовность (часть культуры), а духовность формирует цивилизацию.)
2.3. Выполнение Задания 2 в рабочих листах.
Задание 2. Подчеркните цивилизацию, к которой, по вашему мнению, относится культура России.
Современные цивилизации мира:
- западноевропейска,
- индуистская
- исламска,
- китайская
- латиноамериканская
- православная
- негро-африканская
- японская
2.4. Беседа о роли религии в современном мире.
- Имеет ли место религия в современном мире? (Она продолжает воздействовать на умы людей, их нравы, обычаи, взаимоотношения.)
- Приведите примеры, подтверждающие влияние религии на политику, экономику стран.
Примеры:
- Ряд общественных организаций и партий имеют религиозную окраску: христианско-демократические, христианско-социальные партии, христианские профсоюзы, необуддиские организации и прочее.
- Почти во всех “горячих точках” планеты замешаны религиозные различия между людьми. Бывшая Югославия проживали сербы – православные, хорваты – католики, боснийцы – мусульмане. В Грузии абхазы являются мусульманами, а грузины – православные. В Палестине арабы – мусульмане воюют с иудеям. Конфликтная ситуация между Индией и Пакистаном за штаты Джамму и Кашмир обусловлена проживанием на индийской стороне сикхов, приверженцев ислама. Жестокость войны в Чечне основывается на религиозной почве.
- Принадлежность к той или иной религии определяет социальное положение отдельных групп населения, что также определяет жесткое противостояние, например, между католическое меньшинством в Ольстере и протестантами Великобритании, или, наоборот, между протестантским меньшинство и католиками Испании.
Вывод: влияние религии на общественную жизнь современного мира велико и необходимо больше знать о религии и сути религиозных учений.
2.5. Объяснение учителя по схеме “Виды религий”. (Приложение 4)
2.6. Знакомство с планом изучения мировых религий. (Приложение 4)
План:
- История возникновения и время зарождения религии.
- Количество верующих.
- Распространение (регионы, отдельные страны)
- Основные понятия, особенности традиций.
- Объекты и предметы культурного наследия.
2.7. Выступления учащихся с сообщениями, во время выступлений учащиеся в классе делают пометки в рабочих листах.
Христианство
- Сообщение учащегося “История возникновения христианства”. (Приложение 2)
- Районы распространения православия – работа по карте.
- Сообщение учащегося “Православные традиции”. (Приложение 2)
По ходу учащиеся делают записи в рабочих листах:
- Основные понятия: литургия, крещение, причастие, исповедь.
- Особенности традиций:
- Крещение погружением в купель.
- Многочисленные строгие посты.
- Брак – между православными.
- Запреты на одежду у женщин.
- Православная церковь разобщена.
- Презентация учащимися материала с объектами культурного наследия православного мира с краткой их характеристикой: храм Гроба Господня в Иерусалиме, Троице – Сергиева лавра, Александро-Невская лавра, храм Покрова на Нерли, храм Христа Спасителя, храм Василия Блаженного, Казанский собор. (Приложение 4)
Католичество
- Регионы распространения католичества – работа по карте.
- Сообщение учащегося “Католичество. Традиции в католичестве”. (Приложение 2)
По ходу учащиеся делают записи в рабочих листах:
- Основные понятия: месса, крещение, причастие, исповедь.
- Особенности традиций:
- Презентация учащимися материала с объектами культурного наследия католиков с краткой их характеристикой: Ватикан, собор Петра и Павла, Нотр-Дам-де-Пари, Кельнский собор.
Крещение окропление водой.
У священников – целибат.
Пост необязателен.
Вне церкви запретов на женскую одежду нет.
Брак между любыми христианами.
Католическая церковь едина.
Протестантизм
- Районы распространения протестантизма – работа по карте.
- Сообщение учащегося “Протестантизм”. (Приложение 2).
Записи в рабочих листах:
- Основные понятия: крещение и причастие.
- Особенности религиозного культа:
Почитание Библии.
Нет наказаний за грехи
Большое число направлений, сект.
посвящение в религию в сознательном возрасте.
Равноправное положение женщин.
Ислам
- Районы распространения – работа по карте.
- Сообщение учащегося “Ислам. История возникновения”. (Приложение 2).
- Сообщение учащегося “Традиции ислама”. (Приложение 2)
Записи в рабочих листах:
- Основные понятия: хадж, намаз, Коран, шариат.
- Особенности традиций:
Запрещено употреблять мясо животных без шерсти и алкоголь.
Обряд обрезания.
Паломничество в Мекку.
Строгое наказание за грехи.
Разрешено многоженство.
Строгие запреты в одежде.
- Презентация учащимися материала с объектами культурного наследия мусульман с краткой их характеристикой: Мечеть Омара в Иерусалиме, Мекка, Мечеть Кааба. (Приложение 4)
Буддизм
- Районы распространения – работа по карте.
- Сообщения учащихся “Буддизм”. (Приложение 2)
Записи в рабочих листах:
- Основные понятия: Будда, Дхарма (учение) сандхи (общины), нирван, медитация, карма.
- Особенности религиозного культа:
Почитание воды, цветов.
Запреты на алкоголь, наркотики
У монахов – целибат.
Монастыри- центры культуры и образования.
Нет единой церковной организации.
- Презентация учащимися материала с объектами культурного наследия буддизма с краткой их характеристикой: Лумбини, Дворец Потала, статуя Будды. (Приложение 4)
III. Рефлексия.
- Что больше всего запомнилось из всего материала по мировым религиям?
- Что вам не понятно?
- О чем хочется узнать больше?
IV. Домашнее задание – учить лекцию по рабочим листам.
V. Вопросы на расширение знаний.
- Назовите “город трех религий”.
- Как в ближайшем будущем изменится соотношение верующих? (Мусульман, христиан, буддистов.)
- Назовите страну с наибольшим числом православных. (Россия.)
- Назовите страну с наибольшим числом католиков. (Бразилия.)
- Назовите страну с наибольшим числом протестантов. (США.)
- Назовите страну с наибольшим числом мусульман. (Индонезия.)
- Какие мировые религии распространены в России?
VI. Тест “География мировых религий”. (Приложение 3)
Литература
- Гладкий Ю.Н. Экономическая и социальная география мир: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005. – 286 с.
- Ионина Н.А. 100 великих городов мира.– М.: Вече, 2001. – 480 с.
- Ионина Н.А. 100 великих сокровищ. – М.: Вече, 2001. – 464 с.
- Ионина Н.А. 100 великих чудес света. – М.: Вече, 2001. – 528 с.
- Копылов В.А. География населения: Учебное пособие. – М.: Информационно-внедренческий центр “Маркетинг”, 1999. – 124 с.
- Кузнецов А.С. Экономическая и социальная география мира: кн. Для учащихся 10 кл. – М.: Просвещение, 2000. – 191 с.
- Максаковский В.П. Географическая картина мира: 230 “каналов углубления” к курсу “Экономическая и социальная география мира” (10 кл.). – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, Ч.2. – 1995. – 560 с.