Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба. Для организации закрепления и проверки знаний – печатные рабочие тетради Г.А. Богдановой для 6 класса, Москва, «Генжер». Тетрадь содержит разноуровневый материал, расширяет кругозор учащихся, повышает их грамотность, позволяет подготовить учащихся к ЕГЭ.
Цели урока:
- Условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различения слитного и раздельного написания слов.
- правильно писать сложные прилагательные.
- Повторение написаний окончаний прилагательных, безударных гласных в корне.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Какие есть вопросы по домашнему заданию? Упр. 304
Дети под диктовку на листочках записывают словосочетания с прилагательными, где пишется -НН-:
- деревянными изделиями
- утиный нос
- обыкновенным резцом
- стеклянный графин
- кожаный портфель
- оловянный солдатик
- песчаный берег
- безветренный день
- торфяное болото
- соломенная крыша
Дети должны выписать номера 1, 3, 4, 6, 8, 10.
3. Подготовка к изучению нового материала
На перемене учитель раздает распечатанные тексты (по одному на парту) - отрывок из произведения И.А.Бунина
В отрывке текста, который отксерокопирован для каждого ученика, предлагается выделить слова, которые помогают Бунину передать цвет и оттенки цветов.
Один ребенок читает вслух:
…Над нами, в бездонной глубине, ткани облаков окрасились в нежно-малиновый цвет. А через мгновение все изменилось: восточный ветер стал сине-лиловым, море над ним – густо-фиолетовое. И всё огромней разгорались полосы на закатном небосклоне.
Учитель сразу же задает вопрос:
– О чем этот текст? (О природе, о наступлении вечера, закат)
Давайте найдем прилагательные, обозначающие оттенки цвета и выпишем их в тетрадь:
Нежно-малиновый
Сине-лиловый
Густо-фиолетовое
В чем особенность этих прилагательных? Особенность заключается в том, что эти прилагательные пишутся через дефис.
4. Объяснение нового материала
Учитель вслед за ребенком четко проговаривает правило: сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, дополнительные оттенки качества или признака всегда пишутся через дефис. Акцентируется внимание на слове всегда.
Далее, предлагается ученикам придумать свои примеры и записать в тетрадь:
Например: бледно-голубой, сладко-кислый, иссиня-черный и др.
Учитель предлагает открыть детям учебник (учебник 6 класс М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская) и познакомится с правилом написания прилагательных через дефис.
Один ребенок читает вслух и комментирует правило, придумывая свои примеры.
Дефис употребляется, если сложное прилагательное образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис: в учебнике юго-западный (юго-запад), свой пример: северо-восточный (северо-восток);
Дефис употребляется, если сложное прилагательное образовано путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и:
Пример: горько-соленый (горький и соленый), русско-английский (русский и английский).
Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания: железнодорожный (железная дорога).
Теперь учитель предлагает выполнить следующее задание:
Небходимо разделить тетрадь на две части (заполнение таблицы на пройденное правило, учителем заранее начерчена или спроецирована на доску):
Задание: заполнить своими примерами таблицу.
Слитное написание прилагательных | Дефисное написание прилагательных |
В тетрадь для записи слов выписываем трудные слова зеленой ручкой, которые необходимо запомнить: общественно полезный и общественно-политический.
5. Первичное закрепление
Учитель читает стихотворение-подсказку, дети внимательно слушают и выписывают сложные прилагательные, потом объясняют, как написали и по какому правилу:
Тёмно-русый паренёк
Шел на северо-восток
Так он к вечеру устал,
Что лимонно-желтым стал,
Но зато успел понять,
Где в словах дефис вставлять.
Будешь помнить наш урок
В школе скажет педагог:
«Этот парень – голова!»
(«Радионяня»)
Ребята выписывают: темно-русый, северо-восток, лимонно-желтым.
(Чаще всего дети попадаются на уловку и выписывают северо-восток как прилагательное).
Объяснение детей:
Темно-русый – сложное прилагательное обозначает оттенок цвета, поэтому пишется через дефис.
Лимонно-желтым – сложное прилагательное обозначает оттенок цвета, поэтому пишется через дефис.
Какой частью речи является северо-восток?
Рассуждение учеников:
Существительным, от него можно образовать сложное прилагательное – северо-восточный, которое будет писаться через дефис.
На доске записано слово горько-соленый, учитель задает вопрос: как мы будем рассуждать при написание сложного прилагательного?
Это сложное прилагательное, образованное от двух независимых слов, между которыми можно вставить союз и горький и соленый, поэтому данное прилагательное пишется через дефис.
По учебнику устно по цепочке выполняется упражнение:
(Сельско)хозяйственный, (физико)математический, (русско)английский, (стале)литейный, (средне)вековой, (туго)плавкий, (зеленовато)серый, (десяти)этажный, (паровозо)ремонтный,(юго)восточный, (изжелта)красный, (трех)метровый, (садово)огородный, (рельсо)прокатный, (северо)западный, (сорока)километровый, (древне)русский, (фабрично)заводской, (хлопчато)бумажный, (двух)комнатный, (чугуно)литейный.
Открываем тетрадь Богдановой Г.А. стр.39, упр.79:
Один из учащихся читает задание: обозначьте в словосочетаниях главное слово и зависимое и образуйте от них прилагательные:
Дальний Восток –
Древний Рим –
(языки) восточных славян –
Черные волосы –
Длинные ноги (журавля) –
Широкие плечи (юноши) –
(дом) из крупных паилей –
Учитель спрашивает выборочно.
Ребята, сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета или сочетания цветов помогают «увидеть» разнообразие, разноцветие окружающего нас мира.
В произведениях И.А. Бунина – великого мастера слова – очень часто используются такие прилагательные (мы сегодня их уже рассматривали частично).
Выпишите из примеров, взятых из произведений писателя, сложные прилагательные вместе с существительными. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:
-
(Зелено)серебристый свет,
(Не)уловимый свет
Восход…т над землёй. -
(Прозрачно)бледный, как весной,
Сл…зит…ся снег (не)давней стужи. -
Вдруг молния всю чащу озарила
Таинствен…ым и (бледно)синим светом. -
…Там глыбы (ж…лто)пепельных камней.
-
И ягоды (туманно)сини
На можжевельнике сухом. -
…Лишь море в летн…й штиль
Все так же сыпл…т ласково на рифы
(Лазурно)фосфорическую пыль. -
В семье г…рдились жеребц…м (сиво)железного цвета.
-
Серп месяца, (мутно) красный и поникший на сторону,
Покачивался на краю неба. -
На полянах, в солнечн…м блеске, сверкали паутинки и неподвижно рдели (светло)золотые клены.
-
Слабо брезж…т (синевато)свинцовый свет угасающего дня.
Ученики выполняют самостоятельно, учитель у трех учеников проверяет, ставит отметки, с остальными проверяют вслух.
6. Итог урока
Давайте ещё раз проговорим правило, когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда раздельно:
Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания.
Железнодорожный < железная дорога
Через дефис пишутся сложные прилагательные:
- обозначают оттенки цветов: жёлто-синий
- образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-западный< юго-запад
- Слово образовано от сочетания независимых слов: садово-огородный< сад и огород.
Есть слова, которые необходимо запомнить:
Общественно полезный
Общественно-политический
7. Домашнее задание
Домашнее задание учитель записывает на доске. Домашнее задание на усмотрение учителя. Например, упр. 309. В одну колонку нужно выписать сложные прилагательные, в другую – прилагательные, которые пишутся через дефис. Один из учеников читает задание. Учитель выясняет, всем ли понятно, как выполнять упражнение.