Дети быстро растут, не успевая снашивать одежду, и носочки приходится покупать часто. Если носки, из которых ребёнок вырос, не утратили свой вид, из них можно смастерить забавную игрушку. Таким образом, носок обретёт вторую жизнь, а ребёнок испытает радость творчества, сделав своими руками симпатичное существо.
Трикотаж, из которого сделано большинство носков - очень эластичный материал, и с помощью синтепона или ваты ему можно придать любую форму. Основа игрушки как бы лепится. Поэтому эта тема даёт обучающимся простор для творчества. Из носков можно придумать нескончаемое количество самых невероятных персонажей. Нужно только научить детей простым правилам изготовления таких игрушек и пробудить желание пофантазировать.
К тому же в настоящее время на прилавках магазинов множество различных сувениров. Но все они зачастую похожи друг на друга и не являются оригинальными. Именно поэтому данная тема интересна для изучения детьми и разработана к программе "Мягкой игрушки".
Тема: "Игрушки из носочков"
Цель: знакомство с технологией изготовления игрушек из носочков и закрепление уже полученных знаний и умений
Задачи:
в обучении:
- познакомить с правилами изготовления игрушек из носочков
- закрепить полученные знания и умения (виды швов, правила кроя и др.)
в развитии:
- способствовать развитию внимания, памяти и воображения
- развитие мелкой моторики пальцев рук, глазомера, мышления
- способствовать формированию эстетического вкуса
в воспитании:
- пробудить желание дарить свои изделия близким
- воспитание аккуратности, усидчивости, терпения
Инструменты и материалы:
Для изготовления игрушек из носочков потребуется вполне доступные материалы и простые инструменты.
Материал - это любые носочки: из различных сочетаний трикотажа, хлопка, акрила и других нитей. Но чем эластичнее материал, из которого изготовлен носочек, тем легче придать ему нужную форму. Носочки для игрушек могут быть разного размера (как детские - маленькие, так и взрослые - более большие).
Ещё потребуются такие материалы как: фетр или драп с картоном - для лапок и ручек игрушек, цветная клеёнка для выполнения глаз, ртов, носиков, рожек и других мелких деталей. Для набивки понадобиться синтепон или вата. Необходимы также катушечные нитки № 40 подходящих цветов, клей ПВА, "Момент".
Инструменты:
Ножницы с острыми кончиками, иголки, напёрстки, кисти, карандаши, мел. Для разглаживания тканей - утюг (при необходимости).
Во время работы обучающиеся должны соблюдать правила ТБ с иглами, ножницами, электрическими приборами (при необходимости их использования).
План занятия:
- Организационный момент (определение темы занятия).
- Пошив игрушек из носочков. Загадки. Физминутка.
- Демонстрация образцов игрушек из носочков. Иллюстрации.
- Закрепление знаний, полученных на уроке.
- Подведение итогов занятия.
Ход занятия
1. "Здравствуйте, ребята. Сегодняшний наш урок посвящён новой для вас теме, но она также поможет закрепить знания и умения, полученные вами на предыдущих занятиях. Каждый из вас поработает над своим изделием, сделав его неповторимым.
Чтобы определить тему сегодняшнего урока мы сыграем в игру "Спрятанные слова". На листе бумаги написано насколько слов и букв, среди которых спряталось название нашего занятия. Попытайтесь найти его и не ошибиться.
ЛИСТПАГБАЛКОНРИГРУШКИЛИКАТИЗИМАЛАНРАМАТОКНОСОЧКОВАФЕТР
Пока вы пытаетесь определить тему занятия я загадаю вам загадку - подсказку:
Жил человек рассеянный
На улице Бассеяной
Вышел он зимой в пальто,
Укутал в шарф своё лицо.
В рукавицы сунул руки
Подтянул ремень на брюках.
Холодно только стопам
Они скучали по ...носкам.
Теперь вы поняли, что наша тема - это "Игрушки из носочков", изготовив, которые можно подарить их маме, бабушке, тёте или сестрёнке, а также просто украсить свой дом.
А какие ещё слова спрятаны вместе с названием темы? (лист, балкон, маток, фетр и другие).
2. Я хочу предложить вам изготовить одну игрушку из трёх на ваш выбор. Но сначала я хочу предложить вам угадать, загадки и определить по ним что это за игрушки.
Когда вы отгадаете загадку, я открою вам образец игрушки.
Из людей никто не знает,
Говорит он или лает,
Добрый или вредный?
Гость инопланетный!
(Инопланетянин).
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть - не мигаю,
Крылья есть - не летаю.
(Рыба)
Не кидай меня в канаву
Как какую-то отраву...
Не топчи подошвой грязной
В глине я совсем завязну.
Пусть ещё я не принцесса
В ходе сложного процесса.
Но минует три недели
Я воскликну - "Полетели!"
И обратно не вернусь
В небо бабочкой взметнусь!
(Гусеница).
Теперь вы знаете, что сегодня мы попробуем изготовить с вами инопланетянина, рыбку или гусеницу на ваш выбор. Выберите ту игрушку, которая вам больше всего нравиться и начинайте работу.
У вас на столе лежат все необходимые инструменты и материалы. Сначала надо набить носочек синтепоном или ватой (в рыбке пред этим надо поставить картонный каркас). Затем зашить основание носочка швом "через край". В гусенице - надо перевязать носочек несколько раз ниткой, чтобы получилось туловище из шариков. Выкройте детали ручек, ножек (для инопланетянина), хвостика, плавников (для рыбки), носик (для гусеницы), пришейте их к изготовленному туловищу. см.< Приложение 1>, <Приложении 2>.
Можете начинать, только не теряйте время и не мешайте друг другу, не забывайте о технике безопасности при работе с ножницами и иглами.
Обучающиеся изготавливают игрушки.
По ходу занятия, не отрывая обучающихся от изготовления игрушки можно задавать им загадки и ребусы об инструментах и материалах, необходимых на занятиях мягкой игрушки.
Одна подружка Пролезла другой в ушко. (Иголка с ниткой) В полотняной стране |
И иголки, и булавки Здесь сидят, словно на травке. В швейной сказочной стране Им удобно быть на мне. Коль мне в спинку их вставлять, Их удобно будет брать! Я в иголках вся, как ёж Без напёрстка ты не трожь! (Игольница). |
Да, мы работяги Мы полны отваги Режем мы из ткани Разные детали. И не строим рожицы Мы острые ...(Ножницы). |
Рисую ловко. Будет куколка с обновкой. Расчерчу любую ткань. Загляденье, - только глянь! (Мел; кусочки мыла) |
Во время пошива игрушки (примерно в середине занятия) с обучающимися проводится физминутка.
Массаж боковых поверхностей пальцев рук
- "Снимаем перчатки с каждого пальчика".
Упражнение для пальцев
Воображая вдеть нитку в иголку, пришить пуговицу, ощупать шёлк и т.п.
Упражнение для глаз
Посмотрите на ручку окна, а потом дальше - на самое далёкое здание видимое из окна. Повторить 3-5 раз.
Физминутка "Загадки"
Если есть время можно предложить детям отгадать загадку, ответ которой они должны показать.
1). | Хозяин лесной, - просыпается весной, А зимой под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой (Медведь). |
2). | Не жужжу, - когда сижу, Не жужжу,- когда хожу, Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, - когда кружусь. (Букашка). |
3). | Мой рубиновый кафтан Всем на диво малышам. Чёрный глянцевый горошек Рассыпается под ножки. Щечки - в капельках золы. Уж хвалиться я не стану, Всяк получит по кафтану. Поболтаю тут немножко - Сяду к Васе на ладошку. (Божья коровка). |
4). | С иглами, да не ёж, Зелен, да не лягушка, В пустыне пророс На колючку пожож. (Кактус). |
Если вы уже сшили игрушку, то оформите её глазами, ротиком, рожками из самоклеющейся цветной клеёнки (для инопланетянина), чёлкой из шерстяных ниток (для гусеницы). Готовое изделие поставьте на столик, чтобы получилась выставка ваших изделий.
3. Вы сегодня изготовили несложные игрушки из носочков. Но игрушки по этой теме можно придумать самые разнообразные. Вот ещё некоторые примеры таких игрушек (кактус, мишка, букашка, божья коровка и другие). Некоторые из них вы пытались изобразить на физминутке. <Рисунок 1>
Демонстрируются расставленные на столе образцы игрушек из носочков и иллюстрации: домашний кукольный театр - игрушки из носочков и игрушки из носочков с пальчиками. см. <Приложение 2>.
4. Для закрепления полученных знаний обучающимся предлагается выполнить задания:
1). "Четвёртый лишний":
Хвост, плавник, губы, рожки (рожки - лишнее, т.к. все детали рыбки, а рожки - инноплпнетянина)
Носик, ручки, чёлка, глазки (ручки - лишнее, т.к. все части гусеницы, а ручки - нет)
2). Игра "Всё помню!"
Эта игра на развитие памяти и внимания. Обучающиеся соревнуются в умении запоминать слова в заданном порядке. Педагог следит и записывает по ходу игры в контрольный листок названные игроками слова на заданную тему.
Пример: тема - гусеница из носочков. Назовите всё, что необходимо для её изготовления.
Носочек - говорит первый игрок, носочек, синтепон - продолжает второй, носочек, синтепон, нитки - повторяет и продолжает третий, носочек, синтепон, нитки, иголки - повторяет сказанное до него и прибавляет четвёртый, носочек, синтепон, нитки, иголки, ножницы - продолжает игру пятый и т.д. Таким образом, каждый раз прибавляя по одному слову, играющие должны повторить все названные ранее, упоминая их в том же порядке и не пропуская ни одного. Допустивший ошибку - выбывает из игры.
3). Упражнение на развитие памяти.
На несколько секунд показать обучающимся картинки игрушек, расположенных на листочке друг за другом. Дети должны их запомнить и без картинки перечислить их по порядку. Другой ряд может состоять из изображений инструментов, необходимых на занятии.
4). Составьте предложение, которое бы содержало все три предложенных слова или словосочетания: сегодня, игрушки из носочков, новое; рыбка, один носочек, ткань; гусеница, нитки, синтепон и т.п.
5. Итак, мы сегодня познакомились с правилами пошива игрушек из носочков. Этой теме у нас будет посвящено ещё не одно занятие, где вы научитесь изготавливать более сложные игрушки - из нескольких носочков и с более сложными приёмами.
Я думаю, вы поняли, что из носочков любого цвета и узора можно придумать самые разнообразные и неповторимые игрушки. И в конце занятия хочу предложить вам несложную задачку про носочки, над ответом к которой вы можете подумать на переменке.
Проблема с носочками.
В ящике 12 белых и 49 красных носочков. Носки лежат по одному, а не по паре. Все носки одинакового размера, изготовлены из одного материала, поэтому их не различишь на ощупь. Какое минимальное количество носков вы должны вытащить с закрытыми глазами из ящика, чтобы быть уверенными, что среди них окажется одна подходящая пара? (Если взять из ящика три носка, то два из них будут подходить друг другу, так как носки могут быть только двух цветов).
Заключение
Занятие должно проходить в форме урока - изучения новой темы, с закреплением уже известных обучающимся навыков, умений и использованием развивающих игр (на внимание, память, сообразительность, мышление).
На занятии следует использовать методы - словесный (можно использовать загадки и задания), практический (индивидуальное изготовление игрушек из носочков), наглядный (разгадывание ребусов, демонстрация образцов игрушек и иллюстраций по теме), объяснение (помощь обучающимся в изготовлении игрушек).
Необходимо использовать дидактический материал - лекала игрушек из носочков.
Наглядность должна соответствовать возрастным особенностям обучающихся (яркие образцы игрушек и иллюстрации). Каждый ребёнок должен быть обеспечен всем необходимым материалом и оборудованием.
Индивидуальная творческая работа учащихся должна была организована таким образом, чтобы каждый ребёнок смог сам выбрать игрушку для изготовления её на занятии и проявить свои возможности (воображение, уровень эстетического вкуса - правильный подбор цветов для игрушки, глаз, других элементов оформления).
Использование носочков разного размера и демонстрация образцов формирует представление о масштабе, развивает глазомер и воображение.
Список использованной литературы и источников:
- Агапова, И. Школа рукоделия: мягкая игрушка/ И. Агапова, М. Давыдова.- М.: Дом XXIвек, 2007.- 240 с.
- Ванханен, Н.А. Фантазии из колготок/ Н.А. Ванханен.- М.: Профиздат, 2003. - 64 с.
- Грей, И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки/ И. Грей; пер. А.С. Трошина.- М.: Просвещение, 1979.- 64 с.
- Каргин, В. Игры и развлечения для детей/ В. Каргин.- СП.: Сова, 2007.- 142 с.
- Кочетова, С. Мягкая игрушка: Игрушки для всех/ С. Кочетова.- М.: ЭКСМО-Пресс, СПб.: Валери СПД, 2002.- 240 с.