Тип урока: формирование новых знаний.
Методы работы на уроке: исследовательский метод, постановка проблемы.
Цель урока:
1. Обучающая:
- сформировать понятие «сила трения»; выяснить какое, значение имеют силы трения
в окружающей жизни, технике; какими способами можно увеличить и уменьшить трение.
2. Развивающая:
- формирование умений пользоваться приборами, анализировать, сравнивать
результаты опытов; совершенствовать навыки групповой работы.
3. Воспитательная:
- воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе;
умение видеть физику вокруг себя.
Оборудование: брусок деревянный, грузики по 100 г., динамометр (пружинный), бумага, мульти-медиа, карточка-опора для учащегося.
Ход урока:
1. Повторение: ( Приложение 1)
1. Назовите, какие силы встречаются в природе, жизни?
2. Можем ли мы измерить мускульную силу человека, силу тяжести и силу упругости?
Если да, то каким прибором?
3. Определите силу тяжести тела массой 345 г.
2. Целеполагание:
Всем вам, ребята, приходилось кататься зимой на санках или лыжах.
Почему при спуске с горы вы не продолжаете двигаться бесконечно, а останавливаетесь?
Можно ли без огня обжечься? (спуск по канату)
Почему люди летом ездят на роликах, а зимой на лыжах?
Что вам мешает? Примеры. Причиной всякого изменения скорости является сила.
Объявление темы урока учащимися « Сила трения».
3. Формирование новых знаний:
- Объяснение учителя: явление трения, сила трения, направление, обозначение, единицы.
Заполнение карточки – опоры учащимся. ( Приложение 2)
- Работа в парах:
а) Выяснить зависит ли сила трения от площади трущихся поверхностей;
б) Изучить зависимость силы трения от веса тела, массы;
в) Изучить зависимость силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.
Выводы. Причины возникновения.
- Объяснение учителя: виды сил, способы уменьшения и увеличения трения
(заполнение карточки – опоры).
- Сравнить силы трения покоя, скольжения и качения.
4. Закрепление материала:
Объясните поговорки:
- Пошло дело как по маслу;
- Что кругло – легко катится;
- Лыжи скользят по погоде;
- Колодезная веревка сруб перетирает.
Трение союзник или враг человека?
Решение качественных задач.
- Грузовой автомобиль забуксовал на скользкой дороге. Что должен предпринять водитель, чтобы сдвинуть автомобиль с места:
- высадить людей из машины;
- увеличить силу тяги, нажав на педаль газа;
- насыпать под ведущие колеса песок или положить ветки?
- Для чего при спуске воза с горы одно колесо телеги иногда закрепляют так, чтобы оно не вращалось?
5. Домашнее задание:
параграфы 30-32,
значение трение в жизни и природе, вопросы устно.
6. Рефлексия.