Урок по теме "Сила трения" (7-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 7


 Тип урока: формирование новых знаний.

 Методы работы на уроке: исследовательский метод, постановка проблемы.

 Цель урока:
 1. Обучающая:

 - сформировать понятие «сила трения»; выяснить какое, значение имеют силы трения
в окружающей жизни, технике; какими способами можно увеличить и уменьшить трение.

 2. Развивающая:

 - формирование умений пользоваться приборами, анализировать, сравнивать
результаты опытов; совершенствовать навыки групповой работы.

 3. Воспитательная:

 - воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе;
умение видеть физику вокруг себя.

 Оборудование: брусок деревянный, грузики по 100 г., динамометр (пружинный), бумага, мульти-медиа, карточка-опора для учащегося.

Ход урока:

1. Повторение: ( Приложение 1)

1. Назовите, какие силы встречаются в природе, жизни?
2. Можем ли мы измерить мускульную силу человека, силу тяжести и силу упругости?
Если да, то каким прибором?
3. Определите силу тяжести тела массой 345 г.

 2. Целеполагание:

Всем вам, ребята, приходилось кататься зимой на санках или лыжах.
Почему при спуске с горы вы не продолжаете двигаться бесконечно, а останавливаетесь?
Можно ли без огня обжечься? (спуск по канату)
Почему люди летом ездят на роликах, а зимой на лыжах?
Что вам мешает? Примеры. Причиной всякого изменения скорости является сила.
Объявление темы урока учащимися « Сила трения».

 3. Формирование новых знаний:

  • Объяснение учителя: явление трения, сила трения, направление, обозначение, единицы.

 Заполнение карточки – опоры учащимся. ( Приложение 2)

  • Работа в парах:

а) Выяснить зависит ли сила трения от площади трущихся поверхностей;
б) Изучить зависимость силы трения от веса тела, массы;
в) Изучить зависимость силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.
Выводы. Причины возникновения.

  • Объяснение учителя: виды сил, способы уменьшения и увеличения трения

 (заполнение карточки – опоры).

  • Сравнить силы трения покоя, скольжения и качения.

4. Закрепление материала:
Объясните поговорки:

  • Пошло дело как по маслу;
  • Что кругло – легко катится;
  • Лыжи скользят по погоде;
  • Колодезная веревка сруб перетирает.

 Трение союзник или враг человека?

Решение качественных задач.

  1. Грузовой автомобиль забуксовал на скользкой дороге. Что должен предпринять водитель, чтобы сдвинуть автомобиль с места:
  • высадить людей из машины;
  • увеличить силу тяги, нажав на педаль газа;
  • насыпать под ведущие колеса песок или положить ветки?
  1. Для чего при спуске воза с горы одно колесо телеги иногда закрепляют так, чтобы оно не вращалось?

5. Домашнее задание:
параграфы 30-32, значение трение в жизни и природе, вопросы устно.

6. Рефлексия.