Урок математики по теме "Использование ПК на уроках математики во 2-м классе. Устные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить знания приёмов сложения и вычитания в пределах 20; закрепить знания нумерации в пределах 100;
  • совершенствовать навыки устного счёта в пределах 100; Совершенствовать навык работы на компьютере;
  • развивать логическое мышление, внимание, память; воспитывать у учащихся чувство коллективизма, дисциплины.

Оборудование:Рисунки: кота Матроскина, 5 пиратов, обезьянки, мышей, рыбок, попугая, корабля, карты острова «Сокровищ», капелек воды. 5 бананов с примерами. Карточки с номерами кают. Плакат с величинами, геометрический материал в конвертах, компьютеры, 5 книг, 5 кружков, 8 карточек с примерами на сложение и вычитание в пределах 20, маркер, диск с заранее приготовленным слайдом, наборное полотно.

Оформление доски:

  • 16 октября  рис. Кота рис. Корабля рис. Обезьянки рис. Попугая
  • Плакат с величинами   карта острова
  • Наборное полотно

Ход урока

I Организационный момент
Учитель. Ребята! К нам в гости пришёл кот Матроскин (Приложение рис.1*) и приглашает нас отправиться в морское путешествие. Кто согласен отправиться в путешествие поднимите, пожалуйста, руку.

II Сообщение темы урока
Учитель. На протяжении всего нашего путешествия мы будем закреплять знания нумерации чисел в пределах 100 и навыки сложения и вычитания чисел в пределах 100. Путешествовать будем на корабле (Приложение рис.2*). Вы знаете, путешественники обычно ведут дневники наблюдений. Вашим дневником наблюдений будет тетрадь, в которой вы будете вести все необходимые записи. Они должны быть чёткими и аккуратными.
Откроем дневник наблюдений и запишем число и месяц, когда мы отправляемся путешествовать.
Учитель. Пожалуйста, проверьте посадку при письме.

III Устный счёт
Учитель. Кот Матроскин приглашает нас подняться по трапу на палубу корабля, но для этого необходимо прочитать следующие числа, записанные на трапе корабля.
Дети. 92, 40, 63.
Учитель. И вот мы с вами на палубе корабля, перед нами каюты с номерами: 12, 14, 9, 16, 18, 20.
-Наша задача – занять из шести пять номеров, определив лишнее число. Какое число лишнее и почему?
Учитель. Что можно сказать, о данном числе?
Дети. Однозначное число. Самое большое из однозначных чисел.
Учитель. Увеличьте лишнее число на 10. Что можно сказать, о получившемся числе?
Дети. Число 19 состоит из 1 десятка и 9 единиц.
Учитель. Какое получим число, если переставим цифры? Что можно сказать, о данном числе?
Дети. Число 91 состоит из 9 десятков и 1 единицы.
Учитель. Что можно сказать о номерах остальных 5 кают?
Дети. 12, 14, 16, 18, 20 – это двузначные, чётные числа.
Учитель. Молодцы! Я очень довольна вашими ответами.
Но отправиться в морское путешествие без капитана нельзя, для этого необходимо выбрать, кто же будет капитаном нашего корабля?
У каждого на парте есть конверт с геометрическим материалом. Из этого набора геометрических фигур вам необходимо собрать кораблик, кто справиться с заданием поднимет руку (самый первый кто поднимет руку и будет капитаном).
- Выбрали капитана корабля, теперь можно отправиться в морское путешествие, но для этого необходимо сказать волшебные слова.
Учитель. Я скажу четверостишие, вы послушайте, а затем повторите вместе со мной.

-Плыви, плыви кораблик
На запад, на восток.
Канаты - паутинки,
А парус – лепесток.

Учитель. Ребята, на нашем корабле жили мышки, но как только на палубу поднялся кот Матроскин, мышки куда-то исчезли. Мне почему-то кажется, что они не должны были убежать очень далеко. Посмотрите внимательно у себя на партах, в своих вещах.
Учитель до начала урока незаметно кладёт в тетради учеников рисунки мышек (Приложение рис.3*). У каждой мышки на кармашке комбинезона одно из чисел 65,22,19,78,99 и задание: назвать соседей записанного числа.
- С помощью мышек мы повторили устную нумерацию чисел в пределах 100. И будем надеяться, что кот Матроскин больше не напугает мышат.
- Капитан, всё ли в море спокойно?
Капитан. Впереди корабля резвятся рыбки.
Учитель. Ребята, кот Матроскин приглашает нас порыбачить.
Игра «Математическая рыбалка»
В коробочке 8 рисунков с рыбками (Приложение рис.4*). На каждой рыбке карточка с примером. Дети поочерёдно выходят к доске и называют ответ выражения, которое записано на карточке, если ученик называет ответ выражения правильно, то он поймал рыбку.
17-8  8+4  6+5  3+7
13-5  14-5  15-7  9+7
Учитель. Каких красивых рыбок мы с вами наловили. Давайте их отпустим в море, ведь там их дом, а дома всегда хорошо. Пока мы с вами рыбачили, наш корабль сел на мель.

Задача в стихах:

Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
А матросы всю неделю
Карамель на мели ели.
Посчитай, сколько надо дней
Чтобы матросы смогли съесть всю карамель?
Дети. За 7 дней матросы съели карамель.
Учитель. Назовите дни недели по порядку. Молодцы, ребята! Наш кораблик плывёт дальше и впереди у нас острова, где дружно живут звери и птицы.

IV Закрепление пройденного материала.
Учитель. Наш кораблик подошёл к острову «Зверей», где нас встречает одна из жительниц этого острова - забавная обезьянка (Приложение рис.5*). Она желает угостить нас бананами. Но бананы не простые, а волшебные (на фрукты наклеены карточки с примерами), их можно будет забрать себе только в том случае, если верно решить выражения (выражения на бананах: 11-2, 17-9, 70+7, 54-4, 12-3).
Учитель. Вы заслуженно получаете данные бананы. Их можно будет съесть после того, как вернёмся из путешествия. А если пожелаете, то можно отнести домой и поделиться с родными гостинцем, привезённым из тропиков.

V Физкультминутка
Учитель. Забавные обезьянки предлагают нам весёлую разминку.

Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Дети выполняют разминку для рук 2 раза.

VI Закрепление пройденного материала.
Учитель. Наш корабль плывёт дальше, и мы с вами подплываем к острову «Птиц», где нас встречает один из жителей этого острова – Попугай (Приложение рис.6*). Нас ожидает интересное задание, которое нам предлагает Попугай.
Работа на компьютере.
Пройдите, пожалуйста, к компьютерам. Щёлкните 2 раза левой клавишей мышки по документу, расположенному в верхнем правом углу рабочего стола.
Открыв документ, решаем примеры, помещённые на слайде.
На слайде: 10+9    20+6     80+8    56-6
30+5    15+5     16-6    40+3
- Кто выполнит задание, поднимите руку.

VII Физкультминутка
Кот Матроскин предлагает выполнить упражнение для снятия напряжения с наших глаз:
-Котик спит, спит, спит, (дети закрывают глаза)
Котик проснулся, потянулся, (дети открывают глаза, потягиваются)
И сидит (дети сидят).
Дети выполняют разминку 2 раза.

VIII Закрепление пройденного материала.
Учитель. Молодцы, ребята! Капитан, всё ли в море спокойно? Что это там показалось впереди?
Капитан. Пиратский корабль. На доску помещаются изображения пиратов (Приложение рис.7*).
Учитель. Ребята, пираты хотят напасть на наше судно. И пока мы не выполним их задания, они нас не пропустят. Вашим оружием будет ум. Приготовимся к математическому бою!
На доске плакат с величинами. Необходимо поочередно выйти к доске и маркером поставить знаки «больше», «меньше», «равно». За каждый правильно поставленный знак пират снимается с корабля.
4дм.□ 40 см.
13 см.□ 2 дм.
17 см.□ 1 дм.
1см.□10 мм.
1м.□ 100 см.

Учитель. Я очень рада вашей дружной работе.
-Но что это там, на палубе нашего корабля?
Кто-то из пиратов успел пробить борт корабля. Ищите пробоину.
Наша задача – устранить ошибки и спасти корабль.
На доске примеры с ошибками. Каждый неверный ответ в примере – пробоина на корабле.
30+2=35
67-7=60
20+4=28
80+1=87
Дети выполняют задание, записывают выражения в тетрадь.

Учитель. Молодцы! Вы настоящие путешественники, смелые и находчивые.
Мы победили пиратов, и подошли к острову «Сокровищ» (Приложение рис.9*), где спрятан ценный клад. Перед нами карта этого острова.
- Чтобы узнать, где спрятан клад, необходимо решить следующую задачу.
В море вышло 10 катеров, а лодок на 2 меньше. Сколько всего катеров и лодок вышло в море?
Ответ задачи зашифрован числом на карте.
У доски составляется краткая запись, одним из учащихся.
Решение задачи записывается в тетрадь с комментированием.
Учитель. Вот мы и нашли то место, где спрятан ценный клад. На обратной стороне карты с правильным ответом, конверт с книжками-малышками.
Дети. Книга. Н.Н.Носов «Находчивость».
Учитель. Прочитайте её название и фамилию автора.
Эту книгу вы будете читать дома, а поговорим мы о ней на уроке литературного чтения.

IX Итог урока.
Учитель. Путешествие подошло к концу благодаря нашей сплоченной работе. Мы снова на родной земле. Кот Матроскин доволен вашей работой во время морского путешествия. Все задания, которые встречались у вас на пути, вы выполнили быстро и правильно. Спасибо вам!
Сейчас я узнаю, с каким настроением вы вернулись из путешествия.
У меня в руках две капельки (Приложение рис.8*), которые выплеснула на берег морская волна. Но капельки разные. Внимательно посмотрите, какая из капелек передаёт ваше настроение, ту и нарисуйте на кружке, который лежит у вас на парте.
(После того, как дети выполнят рисунок на кружке, капельки размещаются на доске).
-А теперь поблагодарим кота Матроскина за интересное и увлекательное морское путешествие.
(Оценивается работа учащихся на протяжении всего урока).
Урок окончен.

Литература:

Волина В.В. Праздник Букваря. - М.:АСТ-ПРЕСС, 1996.-384с.

* Приложения