Урок технологии по теме "Технология выполнения простейших ручных швов с использованием приспособлений для вышивания"

Разделы: Технология


Вопросы темы:

  1. Технология выполнения шва «вперёд иголку»
  2. Технология выполнения шва «назад иголку»
  3. Технология выполнения тамбурного шва

Цель:
Образовательная – дать первичное представление об украшающих контурных швах; ознакомить учащихся с технологией выполнения украшающих контурных швов; научить учащихся выполнять швы «назад иголку», «вперёд иголку», тамбурный
● Развивающая – развивать у учащихся умение самоконтроля при переводе рисунка на ткань; принятия самостоятельных решений при выполнении практической работы; применять полученные знания на практике.
● Воспитательная – продолжать формирование творческого начала у учащихся, качеств аккуратности, усидчивости; воспитывать инициативу и самостоятельность.

План

  1. провести фронтальный опрос по теме предыдущего урока;
  2. изучить технологию выполнения простейших ручных швов с помощью приспособления для вышивания;
  3. практическая работа: повторение правил ТБ при работе с иголками и ножницами в игровой форме, перевод рисунка на ткань и вышивание рисунка изученными швами.
  4. подведение итогов урока

Тип урока: комбинированный

Методы проведения урока:

  1. фронтальный опрос;
  2. объяснение;
  3. беседа;
  4. демонстрация наглядных пособий;
  5. упражнения по выполнению трудовых приёмов учащимися;
  6. показ трудовых приёмов работы учителем;
  7. практическая работа под контролем учителя.

Оснащение урока:

  1. плакат «Инструменты и материалы для вышивания»;
  2. плакат «Цветовой круг»;
  3. приспособления для вышивания (Приложение 1);
  4. образцы вышивок;
  5. инструкционные карты: шов «вперед иголку», шов «назад иголку», тамбурный шов, закрепление нити при вышивании;
  6. копировальная бумага;
  7. рисунки для вышивания;
  8. иголка и булавки;
  9. ткань, мулине и пяльцы.

Ход урока

I. Организационная часть (до 5 мин)
1приветствие;
2.проверка явки учащихся;
3.проверка готовности к уроку;
4.назначение дежурных.
5.настрой учащихся на работу;
6.доведение до учащихся плана урока

II. Повторение раннее изученного материала (до7 мин)

Вопросы для фронтального опроса:

1. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Ответ:
История развития вышивания. Подготовка к вышиванию.
Давайте проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока.

2. Какие инструменты и материалы необходимы для ручной вышивки?
Ответ:
Учащиеся отвечают, а учитель в это время открывает ячейки на плакате.

3. Какие способы перевода рисунка на ткань вы знаете?
Ответ:

  1. с помощью копирки;
  2. путём примётывания;
  3. путём припороха;
  4. с помощью просвета

   Важное место отведено цвету. Необходимо научиться правильно подбирать по цвету материал для работы и использовать особенности каждого цвета для создания цветовой композиции.

4. На какие 2 группы делятся видимые глазом цвета? Назовите их и покажите их на плакате.
Ответ:
Хроматические – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый;
Ахроматические – белый, чёрный, серый.

5. Назовите тёплые и холодные цвета.
Ответ:
Тёплые – относятся цвета, где преобладают жёлтый, красный, оранжевый цвета и все оттенки жёлтого.
Холодные – цвета, в которых главенствует голубой, зелёный, синий, фиолетовый.

6. Назовите основные цвета.
Ответ:
Красный, жёлтый, синий. Смешивая их в разных пропорциях можно получить любой цвет, существующий в природе.

III. Изложение нового материала (20-25 мин.)
Откройте свои тетради и запишите число и тему урока.

Тема урока: «Технология выполнения простейших ручных швов».
Сегодня на уроке мы с вами изучим технологию выполнения швов «вперёд иголку», «назад иголку», тамбурный и помогут нам в этом вот такие приспособления для вышивания (продемонстрировать учащимся), которые лежат у вас на столах, а также стилизованные иголки с нитками двух цветов (Приложение 1)
После того как мы с вами изучим технологию выполнения этих швов, перейдём к практической части нашего урока, где будем переводить рисунок на ткань и вышивать его, применяя изученные на уроке швы.
К простым украшающим швам относятся швы: «вперёд иголку», «назад иголку», тамбурный, стебельчатый, «ёлочка», «козлик».
Швы «вперёд иголку», «назад иголку», тамбурный называют контурными, т.к. этими швами можно выполнить вышивку, обшив детали её узора по контуру.
(Слайд 1-3 Приложения 2*)

Приобретение навыков вышивания швом «вперед иголку»

   Давайте сначала изучим технологию выполнения шва «вперёд иголку».
Возьмите приспособление для вышивания и стилизованную иголку с нитью синего цвета. Сейчас мы будем вышивать швом «вперёд иголку». Этим швом вышивают справа налево. Поэтому введите свою «иголку» снизу вверх в отверстие № 1 нижнего ряда и как бы закрепите нить, т. е. конец нити придержите пальцами левой руки. Далее введите «иголку» в отверстие №2 нижнего ряда сверху вниз.
Покажите, что у вас получилось? У вас получился стежок.
Теперь введите «иголку» в отверстие №3 нижнего ряда снизу вверх,  так далее выполняйте целый ряд стежков.
Покажите, что у вас получилось? Вы видите, что у вас получился ряд стежков одинаковой длины, отстоящих друг от друга на одинаковом расстоянии.
Этот шов можно выполнять по прямой и изогнутой линии контура рисунка.
(Слайд 4 Приложения 2*)

Приобретение навыков вышивания швом «назад иголку»

   А теперь возьмите иголку с нитью красного цвета. Сейчас мы будем вышивать швом «назад иголку». Шов выполняется  в направлении справа налево.
Введите «иголку» в отверстие № 2 верхнего ряда снизу вверх – закрепите нить, т. е. придержите её кончик пальцами левой руки. Далее введите «иголку» в отверстие №1 верхнего ряда сверху вниз.
Покажите, что у вас получилось? У вас получился стежок.
Теперь введите иглу в отверстие № 3 верхнего ряда снизу вверх и вернитесь в отверстие №2 верхнего ряда и введите в него иглу сверху вниз.
Покажите, что у вас получилось? Вы видите, что у вас получилось 2 стежка одинаковой длины.
А теперь введите «иголку» в отверстие №4 верхнего ряда снизу вверх и вернитесь в отверстие № 3сверху вниз и т.д.
Выполняйте ряд стежков до конца ряда.
Покажите, что у вас получилось? У вас получился ряд непрерывных стежков одинаковой длины, напоминающих машинную строчку.
Обратите внимание! На изнаночной стороне стежки получаются в 2 раза длиннее, чем на лицевой стороне. Этим швом можно вышивать по прямым и изогнутым  контурам рисунка.

Приобретение навыков вышивания тамбурным швом

   Возьмите приспособление для вышивания и распустите шов «вперёд иголку».
Сейчас мы будем вышивать тамбурным швом. Держите приспособление в руках так (показать учащимся , как правильно держать приспособление для вышивания). Введите «иголку» в отверстие № 1 нижнего ряда снизу вверх, закрепить нить, т.е. придержите кончик нитки пальцами левой руки, сделайте петельку и введите «иголку» в
отверстие № 1 нижнего ряда сверху вниз.
Далее введите «иголку» в отверстие № 2 нижнего ряда снизу вверх в петельку, притяните нить, сделайте петельку и введите «иголку» в отверстие №2 нижнего ряда сверху вниз, а затем в отверстие №3 снизу вверх и т. д.
Запомните! Длина петелек тамбурного шва должна быть одинаковой, а форма – округлой. Поэтому рабочую нить не следует сильно затягивать.
Покажите, что у вас получилось? Лицевая сторона выглядит как ряд воздушных петелек, выходящих одна из другой и напоминающих цепочку.

IV. Практическая работа (30 –35 мин)
Тема: «Отделка вышивкой салфетки»
Сообщение темы задач на практическую работу.

1 Вводный инструктаж
Повторение правил безопасной работы.
Прежде чем приступить к практической работе, давайте повторим правила безопасной работы в форме игры.
Условия игры такие: я начинаю правило, а вы по очереди его заканчиваете, можете использовать инструкционные карты, которые лежат у вас на столах.

При работе с иголками:

1.шейте…(с напёрстком).
2.храните…(иголки в игольнице).
3.не берите…(иголки в рот).
4.посчитайте…(иголки в начале и в конце работы).
5.не пользуйтесь…(ржавой иголкой).

При работе с ножницами:

1.кладите…(ножницы справа, сомкнутыми лезвиями, направленными от себя).
2.передавайте…(ножницы кольцами вперед, с сомкнутыми лезвиями).
А теперь приступим к практической работе.

Задание: необходимо перевести рисунок на ткань и вышить его, применяя, изученные швы

2.Объяснение этапов выполнения практической работы.
Давайте вспомним: как перевести рисунок на ткань? (продемонстрировать учащимся этапы перевода рисунка на ткань с помощью копирки)
1.возьмём ткань.
2.положим на ткань копирку, красящей стороной на ткань (вниз).
3.на копирку положим рисунок и приколем его булавками, чтобы рисунок не смещался в сторону от назначенного места.
4.внимательно проводите карандашом по всем линиям рисунка.
5.отколите булавки, уберите кальку с рисунком и копирку в сторону и приступайте к вышиванию.
6.запяльте ткань.
Выберите цвета ниток для вышивания. Продумайте, каким швом будете вышивать элементы рисунка. Вденьте нить в иглу и начните вышивание (смотрите инструкционную карту, которая лежит у вас на столе)

3 Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся выполняют практическую работу самостоятельно под контролем учителя.

Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися практической работы)

С целью предупреждения ошибок учитель:

1.проверяет организованность начала работы учащихся;
2.проверяет организацию рабочих мест учащихся;
3.следит за соблюдением правил ТБ при выполнении задания

Целевые обходы:

  1. инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
  2. оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
  3. контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
  4. рациональное использование учебного времени учащимися

Во время практической работы провести физкультминутку.

Заключительный инструктаж

  1. анализ выполнения практической работы учащимися;
  2. разбор типичных ошибок учащихся.

V. Подведение итогов урока (5 мин.)

  1. сообщение учителя о достижении целей урока;
  2. объективная оценка результатов труда учащихся на уроке;
  3. выставление оценок в классный журнал и дневники учащихся;
  4. сообщение о теме следующего урока

VI. Домашнее задание (2 мин.)
Принести ткань, мулине, пяльцы

VII. Организация уборки (3 мин.)

  1. уборка учащимися своих рабочих мест;
  2. уборка помещения мастерской дежурными

Список литературы:

ОСНОВНАЯ

  1. В.Д.Симоненко и др. Технология: Учебн. Для учащихся 6 класса общеобразоват. школы /под ред. В.Д.Симоненко – М.: Просвещение, 2002

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Максимова М.В.,Кузьмина М.А. Вышивка – М.:ЭКСМО-Пресс,2000
  2. Женское рукоделие. Серия «Домашней волшебнице» СП б ООО «Диамант», ООО «Золотой век», 1999

*Приложение можно получить у автора