Цель:
- Напомнить учащимся о правилах поведения в природе, о взаимосвязи человека с природой.
- Воспитание личностных качеств: развитие ответственного отношения к природе, как будущих хозяев земли, формировать умения увидеть прекрасное в природе.
Оборудование: доска, на плакате девиз урока “Сохранить природу – сохранить жизнь”, на ватмане призывы о лесе, картинки с лекарственными растениями, работы учащихся, таблица “Мы живем в лесу”, четыре плаката о правилах поведения в природе.
I. Организационный момент.
Настрой.
Улыбнитесь друг другу. Желаю вам успешных ответов, высказываний своих мыслей.
II. Сообщение темы.
- Мы часто с вами говорим о правилах поведения в школе, в столовой, о культуре общения, о правилах вежливости.
Сегодня поговорим о правилах поведения в природе. Такие слова “Сохранить природу – сохранить жизнь” – это девиз нашего классного часа.
III. Основная часть.
1. Беседа.
- Попытайтесь ответить на вопросы:
Что такое природа?
Почему мы дружим с лесом, для чего он нужен людям?
(Примерные ответы учащихся:
- Лес – наше богатство, зеленый наряд нашей
Земли, чистый воздух, дом зверей и птиц.
- Без леса, природы человек не может жить, все
взаимосвязано.
- Лес – дом для зверей и птиц, а также для
растений).
2. Рубрика “Знаете ли вы растения?”.
Учитель показывает картинки растений, учащиеся называют их. (Одуванчик, ландыш, подорожник, ромашка).
- В какую группу их можно отнести?
(Лекарственные растения).
- При каких болезнях помогают эти растения?
Рассматривают плакат, ученик читает, все слушают, запоминают.
- Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
Учитель:
- Сбор лекарственных растений должен проводиться под руководством медицинского работника или работника аптеки.
3. Проблемная ситуация.
- Приходилось ли вам видеть такое?
Ученица:
- Бом-бом-бом!
Начинается погром
Выезжаем на природу,
Здесь костер и там костер,
Банки, склянки, всякий сор.
- Хорошо ли это?
- Что нужно сделать после того, как закончилась
экскурсия или ваша прогулка по лесу?
(Собрать мусор).
- А вот другая ситуация. В лесу вы увидели березу, из ствола которой течет сок. Представьте, что она живая, что бы она нам сказала?
(Ответы учащихся).
Учитель:
- А наша березка вот что говорит.
Ученица изображает дерево-березку и говорит:
- Люди добрые! Пожалейте меня! Острыми ножами вы режете мой ствол, через эти капельки сока мои силы покидают меня.
Учитель:
- Что вы сделаете? Какой вариант ответа выберете?
На доске:
- Пройду мимо.
- Закрою ранку глиной или пластилином.
- Попью соку и пойду дальше.
Рассматривают плакат, ученик читает, все слушают, запоминают.
- Не собирай березовый сок. Помни, что это вредит дереву.
Учитель рассказывает о плановой вырубке березового сока, о промышленной заготовке березового сока по определенным правилам, с помощью специальных приспособлений. Чтобы ущерб дереву был минимальным, немалую часть сока заготавливают на вырубках из пней. Поэтому в некоторых магазинах бывает в продаже березовый сок. Березовый сок напоминает по вкусу подслащенную водичку. Но этот напиток легко заменить любым соком или морсом, приготовленным из варенья. И природе не будет нанесен ущерб.
4. Станция “Экологические знаки”.
Рассматривают плакаты с иллюстрацией и надписью, ученик читает.
а) Не ломай ветви деревьев и кустарников.
Учитель:
- Почему нельзя это делать?
(Ответы учащихся).
б) Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
Учитель:
- Почему нельзя рвать цветы?
(Ответы учащихся).
Учитель:
- Выросший на лугу цветок “у себя дома”.
Вывод делает ученик, читая стихотворение:
- Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все мы, я и ты,
Если все сорвем цветы,
Опустеют все поляны и не будет красоты.
5. Учащиеся читают призывы о лесе (с ватмана).
Береги лес от пожара!
Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса
– посади.
Береги лес – кладовую, бесплатно отдающую свои
дары: орехи, ягоды и грибы.
Приумножай нашу природу.
Береги лес – дом для зверей и птиц.
6. Рубрика “знаешь ли ты?”
- Что это за травы, которую и слепые узнают? (крапива)
- Какие две ноты растут в огороде? (фасоль)
- У каких растений нет корней, стеблей, листьев,
цветов? (у грибов)
- Из какого дерева делают спички? (из осины)
- Какое дерево используют для изготовления лыж? (березу)
- Какой цветок имеет мужское и женское имена
одновременно? (Иван-да-Марья)
IV. Подведение итога.
Как нужно вести себя в природе?
- Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму,
собрать мусор и все закопать или забрать мусор с
собой.
- Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться
на них.
- Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
- Не рвать цветы, не делать букеты цветов.
- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.