Задачи:
- Развивающие: развивать в детях способность к логическому мышлению, умение работать со схемами, устанавливать связь между внутренним строением органа и его функциями.
- Образовательные: углубить и расширить представление о питании растений, изучить суть фотосинтеза и его значение в жизни растения.
- Воспитательные: формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.
Оборудование: схема “ Фотосинтез”, видеофрагмент “Питание растения”, информационные листы.
Этапы урока:
1.Питание растения.
2.Лист – лаборатория растения.
3.Значение фотосинтеза.
Ход урока
1.Приветствие.
2.Урок сегодня мы посвятим дереву.
Вслушайтесь в стихотворение И. Сельвинского:
Какое сложное явленье – дерево.
Вглядитесь! В каждом облик утомленный,
Ему на долю пало древнее:
Оно глотает солнце как лимоны.
Потом хвоей зеленой и листвой
Раздаривает это солнце.
Заснет. Но исполинский подвиг свой
Опять свершает тут же, как проснется.
В нем жизни вековое волшебство,
В нем бьются воды, что волны покрепче.
Оно шумит, шуршит и что-то шепчет,
И хочет, чтобы поняли его…
- У вас возникли вопросы?
Зачем дерево глотает солнце?
Как вы это понимаете?
Что за волшебство происходит в дереве?
- Вы хотите понять дерево?
Шкатулка с каменным углем.
Тайна растения спрятана в этой шкатулке.
Хотите узнать?
“Здесь спрятана солнечная энергия, которая была законсервирована тогда, когда на земле еще не было динозавров”
- Как может быть спрятана солнечная энергия в каменном угле?
Мы попытаемся сегодня ответить на все эти вопросы.
Мы познакомимся с великой тайной растения и узнаем, как растения связывают все живое на Земле с космосом. Мы узнаем, почему человек может погреться у костра, в который сложил сухие холодные ветки или у печки, которая топится вовсе не горячими дровами или углем.
Тема урока “Воздушное питание растений.”
Эпиграфом к нашему уроку послужат слова выдающегося русского академика К.А. Тимирязева:
“Растение – посредник между небом и землей. Оно истинный Прометей, похитивший огонь с неба. похищенный им луч солнца приводит в движение и чудовищный маховик паровой машины, и кисть художника. и перо поэта.”
Около 300 лет многие ученые разгадывали тайну растения.
Давайте и мы с вами попытаемся проникнуть в эту тайную.
Сегодня на уроке мы научимся:
- выделять главную информацию
- составлять схемы
- слышать друг друга
- критически оценивать себя
Мы будем работать по этапам (на доске) и информационными картами.
Этапы:
1. Питание растения.
2.Лист-лаборатория.
3. Значение фотосинтеза:
- что такое питание?
- зачем нужно питание всем живым организмам?
- какой тип питания вам известен?
Слайд “Питание растения”.
- Какой орган участвует в почвенном питании?
- Какие вещества поступают в корень?
- В воздушном питании участвуют листья
- Как вы думаете, какое вещество поступает в
листья при воздушном питании?
Проверим ваше предположение.
Мы посмотрим опыты, которые впервые поставил первые немецкий ученый Юлиус Сакс в 1864 г. После просмотра ответьте на вопросы п.1. в информационной карте.
Видео “Воздушное питание растений”.
- Какой продукт образовался? (крахмал)
- Какие вещества для этого потребовались?
(углекислый газ и вода)
- Как в лист проникает углекислый газ? (через
устьица)
- Какое еще условие потребовалось? (солнечный
свет)
Ваши предположения подтвердились.
Но если мы нальем в стакан воды, пропустим углекислый газ, поставим на подоконник и будем ждать появления крахмала. Дождемся ли мы?
Тимирязев писал: “Дайте самому лучшему повару сколько угодно воздуха, солнечного света и целую речку воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил сахар, жиры и он решит , что вы над ним смеетесь. Но то, что человеку кажется совершенно фантастичным, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растения”.
- В чем же кроется тайна зеленого листа?
- Какие клеточные структуры окрасились в синий
цвет? (хлоропласты)
- Что содержат хлоропласты? (хлорофилл)
Хлорофилл – самое удивительное вещество на земле. Он придает листьям зеленый цвет – его называют цветом жизни.
- Какую роль выполняет хлорофилл в клетке?
Обратитесь к информационной карте п.2.
“Хлорофилл поглощает солнечную энергию и превращает ее в химическую энергию органических веществ”
В хлоропластах соединяются углекислый газ и водород из воды, и происходит настоящее чудо. От их соединения рождается совершенно новый продукт – сахар. Этот процесс называется фотосинтезом.
Прочитайте в информационной карте п. 3 определение фотосинтеза.
- При каких условиях происходит фотосинтез? (углекислый газ, вода, хлорофилл, солнечный свет)
- А в пожелтевших листьях возможен фотосинтез? (нет, т.к. в них разрушен хлорофилл) Фотосинтез является едва ли не самым замечательным на нашей планете. Благодаря нему существует все живое на нашей планете.
Работа в группах
Ученые называют лист – лабораторией растения.
Представим себя в лаборатории растения.
На ваших столах – зеленые листы с изображением листа. Ваша задача – выбрать карточки с нужными словами на лотках и приклеить на правую часть схемы условия фотосинтеза, а на левую продукты.
Проверка.
- У вас осталась чистая карточка. Может быть она
лишняя? А может еще какое- то вещество образуется
при фотосинтезе?
- Давайте выясним.
Прочитайте в информационной карте п.4
“Используя солнечную энергию, растение путем сложных химических превращений из простых неорганических веществ образует сложные вещества и кислород, который выделяется через устьица. Крахмал, который образуется при этом, расходуется на процессы жизнедеятельности или откладывается про запас. В ходе фотосинтеза солнечная энергия преобразуется в химическую”.
- Какое вещество, кроме названных, образуется при фотосинтезе? (кислород)
Напишите это слово на пустых карточках.
- Как вы думаете, через что выделяется кислород? (через устьица)
Английский ученый лорд Кальвин в 1898 г. утверждал, что человечеству грозит удушье, поскольку в воздух выделяется огромное количество углекислого газа. Что не учел лорд Кальвин ? (растения выделяют кислород в воздух, которым дышит все живое)
Все знают, что хорошо дышится там, где много растений. Воздух в лесу свежий, в нем много кислорода. Взрослый человек за сутки вдыхает 430 г кислорода. Легковой автомобиль за 1 000 км пробега потребляет столько кислорода, сколько хватило бы одному человеку на целый год.
Подумаем вместе, влияет ли загрязненность воздуха на интенсивность фотосинтеза? (Да, поскольку запыленный воздух затрудняет газообмен через устьица).
- О значении фотосинтеза для растения прочитайте информационной карте п.5.
“Значение фотосинтеза огромно, т.к. растение использует органические вещества для жизнедеятельности и как строительный материал; работая на растение, листья выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания всех живых организмов; растения, благодаря фотосинтезу, запасают питательные вещества в разных органах”.
Слайд “Плоды”
- Какое же значение имеет фотосинтез?
1. Источник кислорода.
2.Образование органических веществ.
3. Преобразование солнечной энергии.
Теперь мы можем ответить на вопросы, которые возникли у нас в начале урока?
- Что значит “растение глотает солнце”
(хлорофилл поглощает солнечную энергию)
- А что раздаривает солнце? (энергию)
- В чем заключается подвиг растения? (энергия
нужна всему живому, а ее передают от Солнца
растения)
- О каком волшебстве идет речь? (о фотосинтезе)
Какая же тайна спрятана в каменном угле? (солнечная энергия)
Когда-то очень давно растение ее поглотило, хранило долго, а теперь оно может отдать ее в виде тепла.
Мы ответили на все вопросы, а теперь проверим сами себя, как пригодятся нам полученные знания при решении биологических задач.
Сегодня у нас работают группы “математиков”, “фантазеров”, “натуралистов”, “историков”. У каждой группы – свое задание. Надеюсь, что вы справитесь с ним. После выполнения – 1 человек от команды оглашает результат вашей работы.
Работа в группах
На ваших партах лежат карточки. На них задания различного содержания
Фантазеры”.
1.Вспомните сказку. К Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так случилось. К чему это может привести?
2. “Математики” Решите задачу:
Человек в среднем за сутки потребляет 430 г кислорода и выделяет 800 г углекислого газа. Какое количество кислорода нужно в сутки жителям города в 1 млн. .человек? Какое количество углекислого газа при этом выделится?. Сколько га леса “работает” на жителей этого города, если 1 га поглощает столько углекислого газа, сколько выделяет 200 человек?
3. “Натуралисты” В нашей природной зоне происходит смена времен года. Осенью растения сбрасывают листву и до весны находятся без зеленых листьев. Почему не истощается запас кислорода?
4. “Историки” В 1630 году ученый Ван-Гельмонт посадил в горшок ветку ивы. Через 5 лет ива выросла и стала весить 65 кг, а вес почвы уменьшился на 50 г. За счет чего выросла ива? Объясните результаты опыта.
- А что вы можете сделать для поддержания в воздухе кислорода? ( посадить дерево), а в комнате?
(Посадить растение).
Все молодцы справились с очень непростыми задачами.
- Ребята, а вы можете способствовать
поддержанию кислорода в вашем городе?
- А что вы можете сделать?
Сегодня на уроке вы хорошо работали.
Вы очаровали меня своими знаниями, умением работать в команде, мыслить, рассуждать
Попробуйте закончить предложение…
Сегодня на уроке:
я узнал…
самым трудным для меня было…
меня больше всего удивило….
Ваше домашнее задание на цветных карточках, вы их сможете выбрать сами по своему желанию.
- “Желтые” - прочитать текст в учебнике “Воздушное питание растений”.
- “Синие” - надо подумать, догадаться: “Возможен ли фотосинтез в плодах растений? Ответ поясните”.
- “Зеленые” - выполнив его, вы сможете всех удивить на следующем уроке. “Происходит ли фотосинтез у красных водорослей ?”
В заключение урока я приведу слова русского поэта Ф. Тютчева: “Учись у них, у дуба, у березы…”
Чему бы вы хотели поучиться у дерева?
Я желаю вам научиться дарить радость друг другу, тепло своих сердец.
Спасибо всем за урок.