Цели урока:
- Познакомить с письменными приёмами умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
- Развивать логическое мышление.
- Закрепление умения решать задачи.
- Закрепление умения решать уравнения.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Устный счёт:
а) запиши, какое число должно быть в последней
рамке (см. приложение №1);
б) задачи на движение (см. приложение
№2);
в) логическая задача:
На одной чаше весов 5 одинаковых яблок и 3 одинаковые груши, на другой чаше 4 таких же яблока и 4 такие же груши. Весы находятся в равновесии. Что легче: яблоко или груша. Сделай рисунок (см. приложение №3).
3. Работа над новым материалом.
Посмотрите на примеры и скажите, как вычислить:
154 х 200=
208 х 30=
(Вторые множители раскладываем на 2 х 100 и 3 х 10, используя сочетательный закон умножения).
- Да, верно, удобно так разложить второй множитель и вычислить:
154 х 200= 154 х (2 х 100) = 154 х 2 х100 = 30800
208 х 30= 208 х (3 х 10) = 208 х 3 х 10 = 6240
- Решение этих примеров можно записать столбиком:
Вывод: чтобы найти произведение круглых чисел, надо выполнить умножение, не глядя на нули, а затем приписать столько нулей, сколько содержится в обоих множителях.
Закрепление. Учебник страница 9 №41.
588х70 | 647х300 | 2804х80 | 3007х60 |
279х60 | 175х900 | 1095х50 | 799х200 |
4. Вступительная беседа.
Нет, наверное, человека, который не любил бы мёд. Сколько может сделать мёда маленькая пчёлка? Ведь из одного улья достают десятки килограммов мёда! Чтобы собрать с цветков нектар мёда, пчеле надо “налетать” около 300 тыс. км ( больше 3/4 расстояния до Луны), посетив при этом 19 млн. цветков. А несколько килограммов мёда – это уже миллионы километров! Живёт всего пчела 30-35 дней. Но недаром трудолюбие пчёл вошло в поговорку: трудолюбив как пчела. Летая со скорость 6,5 км в час, одна пчела за рабочий день посещает примерно 7 тыс. цветков.
Люди очень давно оценили замечательные качества пчелиного мёда. В старину сбором мёда диких пчёл занимались охотники – бортники. Но уже давно пчёлы “приручены” людьми, живут в ульях на пасеке. Это почти домашние животные (см.приложения №4, 5, 6, 7)
Задача №42, страница 9.
На пасеке 30 ульев дали за лето по 36 кг мёда и 20 ульев - по 20 кг мёда. Сколько всего килограммов мёда получили с этих ульев за лето?
Краткая запись:
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Что для этого нам нужно знать?
- Каким арифметическим действием ответим на 1-ый
вопрос? (на 2-ой вопрос)
- Зная, сколько собрали кг мёда с 30 и 20 ульев, можем
ли мы ответить на главный вопрос задачи?
1. "х" 36 х 30 = 1080 кг
2. "х" 42 х 20 = 840 кг
3. "+" 1080 + 840 = 1920 кг
- Составим выражение к задаче:
36 х 20 + 42 х 20 = 1920
Ответ:
5. Физминутка:
Потрудились - отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
6. Закрепление.
Учебник страница 9 №45. Решение уравнений. Прочитайте первое уравнение.
К х 9 = 130 + 140
(Первый множитель - к, второй-9, значение произведения выражено суммой чисел 130 и 140).
- Выделите эти части: К х 9 = 130 + 140
- Вспомните правило, как найти множитель.
(Чтобы найти первый множитель, нужно значение произведения разделить на известный множитель).
К х 9 = 270
К = 270 : 9
К = 30
Проверка: 30 х 9 = 130 + 140
270 = 270
В:6 = 200 - 120 | 164 - С = 720 : 9 |
В:6 = 80 | 164 - С = 80 |
В = 80 х 6 | С = 164 - 80 |
В = 480 | С = 84 |
Проверка: 480 : 6 = 200 - 120 | Проверка: 164 - 84 = 720 : 9 |
80 = 80 | 80 = 80 |
7. Итог урока:
- Что нового узнали на уроке?
- Что повторили?
8. Домашнее задание.
Страница 9 № 43,47. Примеры (повторить порядок действий). Задача (краткий разбор).
Учебник “Математика” 2 часть. Авторы: М.И.Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, 3-е издание, Москва, “Просвещение”,2006 год.