Пояснительная записка.
Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни.
Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открыватьи показывать.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы.
В лесах, степях, горах разные ценные животные -будем охранять леса, степи, горы.
Рыбе - вода, птице - воздух, Зверям - лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу - значит охранять Родину.
М.М. Пришвин.
С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным. Сложившееся на Земле положение учёные определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Для успешного решения этой задачи недостаточно усилий государств и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным.
В связи с этим экологическое образование становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к себе, к людям, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе.
Цель данной программы - воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы. Достижение данной цели будет осуществляться при решении следующих задач:
- развитие у детей любви к природе, нетерпимости к нарушениям экологических норм поведения;
- расширение и углубление экологических знаний младших школьников;
- сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
- формирование исследовательских навыков;
- участие в практической деятельности по охране природы.
Данная программа предназначается для 3 класса четырёхлетней начальной школы и составлена с учетом программы А.А. Плешакова "Природоведение", рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Она рассчитана на 34 занятия. В программе выделено 8 тем, для каждой из которых указано рекомендуемое количество часов. Первая тема "Мир глазами эколога" является дополнением к теме "Природа и мы" основного курса природоведения. Вторая тема "Мой город" изучается параллельно теме "Сбережём воздух и воду, полезные ископаемые и почву!" в курсе природоведения. Четыре последующие темы ("Птицам наша забота", "Охрана растений своего региона", "Животные, которым угрожает исчезновение", "Передаём свои знания") дополняют тему "Сохраним удивительный мир растений и животных!" основного курса. Тема "Человек в созданной им среде" рассматривается при изучении темы "Будем беречь здоровье!" курса природоведения.
При отборе материала для данной программы не ставилась задача полного и глубокого рассмотрения затронутых вопросов. Главное назначение излагаемой на каждом занятии информации состоит в том, чтобы вызвать интерес учащихся, заставить их задуматься о своём образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду. Наряду с теоретическими знаниями младшие школьники получат практические умения и навыки, а приобретаться они будут в процессе трудовой деятельности ребят. Практические действия каждого в защиту природы необходимы ещё и потому, что дорогим и любимым становится то, во что вложен личный труд.
Распределение материала по темам.
Мир глазами эколога. - 4 часа.
- Экология - наука, изучающая отношения живых организмов с окружающей средой, влияние человека на окружающую среду (греческ. "экос" - дом, "логос" - учение).
- Сущность и значение экологии. П
- ростейшие экологические связи: между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком.
- Рассматриваем экологические связи на примерах растений и животных родного края.
- Глобальные проблемы экологии.
- Что такое экологическая катастрофа.
- Примеры экологических катастроф.
Мой город. - 4 часа.
- Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города.
- Пути решения экологических проблем своего города.
- Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант к роднику, озеленение города).
- Правила поведения в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.
Птицам наша забота. - 4 часа.
- Изучение разнообразия птиц родного края.
- Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны.
- Составление "Красной книги" исчезающих видов птиц родного края.
- Охрана птиц зимой.
- Практическая деятельность по изготовлению кормушек.
Охрана растений своего региона. - 5 часов.
- Распознавание встречающихся в нашей местности растений.
- Растения, нуждающиеся в защите.
- Особенности их внешнего строения и распространения. Лекарственные растения и их охрана.
- Составление устного журнала "Зелёная книга".
- Экологическая акция "Не рубите, люди, ёлок!" в преддверии новогодних праздников.
Животные, которым угрожает исчезновение. - 5 часов.
- Разнообразие животного мира своего региона.
- Особенности их внешнего вида, распространения, поведения.
- Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны.
- Немного об охоте и рыбной ловле.
- "Красная книга" животных родного края.
- Заочное путешествие по заповедникам своего края.
Передаём свои знания. - 3 часа.
- Изготовление условных знаков, экологических памяток.
- Презентация результатов своей деятельности.
- Подготовка и проведение бесед, КВНов экологического содержания для учащихся других классов.
Человек в созданной им среде. - 6 часов.
- Человек - часть природы.
- Его отношение к окружающей среде.
- Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.
- Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.
- Экология жилища человека.
- Экология питания.
- Правила личной экологической безопасности.
- Экономика и экология.
- Задачи экологии и две стороны экономики.
- Влияние экономики на экологию.
Подводим итоги работы за год - 3 часа.
Обобщение основных теоретических знаний, итоги практических дел.
Прогнозируемые результаты.
Учащиеся будут знать:
- связь между человеком и природой;
- экологическую ситуацию в своем городе;
- исчезающие растения и животные своей местности;
- правила поведения в природе.
Учащиеся будут уметь:
- работать со справочной литературой;
- вести наблюдения в природе;
- выполнять правила поведения в природе;
- изготовлять кормушки для птиц;
- оформлять результаты своей деятельности.
Учащиеся будут воспитывать в себе:
- любознательность;
- усидчивость;
- коммуникабельность;
- организованность;
- ответственность.
Список использованной литературы:
- Плешаков А.А. Природоведение - Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002.
- Плешаков А.А. Факультативный курс "Экология для младших школьников". - Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002.
- Охрана природы: (Факультатив. курс). Пособие для учащихся /А.В. Михеев, К.В. Пашканг, Н.Н. Родзевич, М.П. Соловьева; Под ред. К.В. Пашканга. - М.: Просвещение, 1983.
- Природоведение: Учеб. для 3 кл. нач. шк. / А.А. Плешаков; под ред. И.Д. Зверева. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2002.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология/ Авт.-сост. А.Е. Чижевский. - М.: ООО "Издательство АСТ", 1997.