Урок математики в 1-м классе. Тема "Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации чисел от 11 до 20" (повторение и закрепление)

Разделы: Начальная школа


Вступление.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! - солнцу и птицам,
- Доброе утро! - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым:
И доброе утро длится до вечера.

- Дорогие ребята. Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите, сколько у нас гостей. Все они хотят увидеть, как вы работаете на уроке, как вы любите математику.

- В адрес нашей школы прислали письмо, в 1 А класс. Давайте его прочитаем.

Дорогие ребята!

Я слышал, что вы смелые, дружные и сообразительные дети, хорошие математики. Вы умеете решать задачи, примеры, увлекаетесь головоломками. Сегодня я приглашаю вас в морское путешествие к острову сокровищ. Мой корабль находится на пристани. Его название вы сможете узнать, решив примеры и расставив ответы в порядке возрастания.

Капитан Врунгель.

Устный счёт.

1.- Итак, отправляемся в путешествие!

88 - 4 2 + 5

3 + 6 7 - 4

9 - 7 9 - 4

2 3 4 5 7 9

ПОБЕДА

- Как же называется наш корабль?

- Для того, чтобы попасть на корабль, необходим билет. Ваш билет- правильные ответы. (Математический диктант, веер.)

- увеличь 2 на 7

- уменьши 9 на 6

- найди значение суммы чисел 3 и 4

- найди значение разности чисел 9 и 2

- на сколько 5 меньше 8 ?

- на сколько 9 больше 3?

- какое число на 4 меньше 9?

9 3 7 7 3 6 5

- Кто из вас был самым внимательным и заметил, какое число мы ни разу не использовали в устном счёте? (это число 10)

- Что вы можете рассказать о числе 10?

- Назовите самое большое двузначное число.

- Числа разбежались. Помогите расположить их по порядку.

19 11 16 12
9 13 10 18
17 15 20 14

- Какое число лишнее? Почему?

- Из каких разрядов состоят двузначные числа?

4. "Верно или неверно?"

- Приготовьте сигнальные флажки (красный и зелёный карандаши).

1 дес. 3 ед. = 13

1 дес. 7 ед. = 71

1 дес. 9 ед. = 19

1 дес. 6 ед. =61

дес. 0 ед. = 20

5.Физкультминутка.

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями).

Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Плавательные движения руками).

- Первый этап пройден. Мы поднимаемся на корабль. Проверьте, чтобы на корабле был порядок, все вещи лежали аккуратно. Перед вами бортовые журналы - это ваши тетради. Бортовой журнал - это главный документ на корабле. В нём записывают все события, которые происходят. Записи надо делать аккуратно, красиво, чисто.

Работа по теме урока.

6. - Наш корабль подплывает к острову, где нас встречает Мудрая Черепаха. Она приготовила для вас испытание. Используя пример на сложение, запишите два математических выражения, обратных данному.

1 ряд: 10 + 4 = 2 ряд: 10 + 5 = 3 ряд: 10 + 6 =

- Прочитайте выражения, которые вы записали, используя название чисел при сложении и вычитании.

7. - Используя числа 19 10 9 , составьте и запишите обратные выражения самостоятельно. Прочитайте.

8. - Наш корабль подплыл к острову Мартышек. Мартышки предлагают вам придумать задачу про себя (мартышек), в которой спрашивается "на сколько больше..?"

- Назовите части задачи.

- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? Запишите решение и ответ задачи.

9. Физкультминутка.

Лучшие качели - гибкие лианы. (Покачивания вправо и влево).
Это с колыбели знают обезьяны.
Кто весь век качается,
Да-да-да. (Хлопки руками)
Тот не огорчается ни-ко-гда.(Прыжки)

10. - А эти задания Мартышки приготовили для самых смекалистых и сообразительных ребят. ( Задачи в конверте. Класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа вынимает задание из конверта.)

Работа в группах.

- Маленькому слонёнку исполнилось 14 лет. Сколько лет ему было 10 лет назад?

- Слонёнок, стоя на двух ногах, весит 100 килограммов. Сколько килограммов он будет весить, если встанет на 4 ноги?

- У одной мартышки было 15 бананов, у второй - 5 бананов. Мартышки очень дружили и решили разделить бананы поровну. Сколько бананов стало у каждой мартышки?

- На ветке сидели попугайчики. Когда 7 попугайчиков улетели, их осталось 10. Сколько попугайчиков сидели на ветке сначала?

- У всех тигрят, которые родились у тигрицы, мы насчитали 12 лап. Сколько тигрят родились у тигрицы?

- В зарослях кустарника спрятались страусы так, что видны были только ноги. Охотник насчитал 20 ног. Сколько страусов спрятались в кустах?

 11.

Корабли по морю плыли,
К чудо-острову спешили.
Ждали там давно гостей,
Первоклассных малышей.

- А вот и Остров Сокровищ, где зарыт сундук. Чтобы его открыть, надо отгадать, кто сторожит сундук.

"Графический диктант" (на листочках)

клетки вправо, 1- вниз, 4-вправо, 5-вниз, 2 - влево, 2-вверх, 1-влево, 2-вниз,

2-влево, 4-вверх, 1-влево, 2-вниз, 3-влево, 1- вверх, 2-вправо, 3-вверх.

- Кто сторожит сундук? (Добрый слон).

- Это добрый Слон. За вашу отличную работу он разрешает открыть сундук.

(В сундуке лежат буквы. Из букв составляется слово: ЗНАНИЯ).

Какие бесценные сокровища мы получили на уроке?

Итог урока.

- Наше путешествие подошло к концу. Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, дружные, сообразительные.