В образовательном пространстве школьника урокам технологии отводится особая роль. Еще в недалеком прошлом мы старались научить ребенка выполнять основные приемы ручного труда. Например, у девочек это раскрой и пошив тканных изделий, вязание крючком и на спицах, основы кулинарного искусство развитие техники, науки, современных технологий производства и применения новых материалов оказало существенное влияние и на программу технологического образования школьника, в частности на расширение программного материала на уроках технологии в школе. Например а разделе "Интерьер жилого помещения" в 6 классе мною на уроках используется элемент интеграции урока технологии с информатикой при составлении композиций.
Составление композиций для украшения жилого помещения - достаточно трудная тема для учеников 5-6 классов, поэтому в помощь им разработана компьютерная презентация с демонстрацией основных принципов составления композиций, их аранжировок, подбору цветовых решений и методам оформления работ.
Основная образовательная цель урока:научить девочек способам выполнения композиций из природного материала, методам подбора материала и элементов декораций флористических картин, освоение основных навыков работы с компьютерной программой Corel DRAW. Воспитательные и развивающие цели урока: развитие чувства совершенства и гармоничности при составлении флористических композиций, фантазии, творческого воображения, логической последовательности при выполнении работы.
Тип урока: обобщающий практикум
Метод обучения: эвристическое обучение
Метод преподавания: объяснительно-побуждающий
Метод учения: поисковый
Оснащение урока:
- инструкционные карты,
- специальная установка с промышленным горячим клеем,
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- интерактивная доска.
Ход урока
1. Введение. *(см. приложение 1)
Ознакомление учащихся с темой урока.
Жизнь человека связана с природой. С древних времен люди использовали природный материал:листья, цветы, корни растений, мох, ветки для украшения своих жилищ, святилищ. Создавая неповторимые флористические композиции из природных материалов вы можете и сегодня украсить любой интерьер, а может быть приобретете новое увлечение, а возможно и свою дорогу в жизни.
Творческое общение с природными материалами успокаивает человека, приучает видеть прекрасное в обыденном.
Помните у А. С. Пушкина:
"Цветок засохший, безустанный
Забытый в книге вижу я.
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя. . . "
2. Основная часть.
Флористика - это искусство составления композиций из сухих растений.
Украшение помещений с использованием сухоцветов сейчас очень популярно. Такие работы хорошо сохраняются, не требуют специального ухода, натуральны, патологичный и даже в засушенном виде выделяют антисептические вещества, фитонциды, очищающие воздух и благотворно влияющие на организм человека.
Вы, девочки, будущие хозяйки -"хранительницы очага". А каждая хозяйка должна уметь создать в своем доме уют, чтобы дом ваш был неповторимым, чтобы вашим близким было в нем тепло и радостно.
Сегодня на уроке я предлагаю Вам попробовать создать неповторимую, индивидуальную флористическую композицию для украшения помещения.
За окном осень, так мало осталось листвы на деревьях и хочется сохранить частичку природы дома!Композиции из цветов будут радовать Вас в длинные зимние вечера и придадут шарм вашему дому.
Сегодня на уроке мы попробуем создать композицию двумя способами:с использованием сухоцветов из природного материала и с помощью компьютерной программы CorelDRAW.
Девочки получают задания с описанием по технологическим картам.
Первая группа девочек:Из загородных поездок мы привезли и засушили природные материалы: листья, цветы, корни растений, мох, ветки, травы, грибочки. Из них можно выложить любое панно, пейзаж. Самостоятельная работа учащихся 1 группы по созданию композиции:
Сообщения девочек о названии растения, где оно произрастает, какой символический смысл придаст композиции.
Фоном композиции обычно является ткань, бумага, но может быть и сам природный материал.
Фон в цветочной композиции выполняет ту же роль, что и ваза для букета и поэтому он должен быть нейтральный. Сегодня для картины мы будем использовать фон, выполненный из засушенных осенних листьев, сплошным цветом закрепленных на бумаге.
(В процессе работы обратить внимание на соблюдение учащимися техники безопасности при работе с горячим промышленным клеем, с помощью которого закрепляются основные элементы композиции на общем фоне.)
- При выполнении работы следует придерживаться инструкционной карты:
- Продумать общую аранжировку картины. Сформировать фон.
- Сделать цветовую подборку используемых материалов.
- Закрепление композиции производить от нижних слоев к верхним.
Будьте аккуратны с горячим клеем!!!
Вторая группа девочек будет выполнять компьютерную подборку и составление композиции помощью программы CorelDRAW на интерактивной доске.
В наше время существует много разнообразных программ приложений разного характера: текстовые редакторы, графические и т. д. Все они являются программными продуктами той или иной фирмы. Но существует два типа графики обрабатываемые ПК - векторная, строится на основе криволинейных объектов; растровая графика, изображение хранится с помощью совокупности разноцветных точек. Основными специалистами, для которых предназначена программа CorelDRAW, являются художники-дизайнеры. Но человеку, который за всю жизнь не нарисовал и прямой линии, но при этом чувствует в себе бездну идей, эта программа поможет компенсировать отсутствие "рисовательных" навыков. Давайте посмотрим, как создаются основные векторные объекты в программе CorelDRAW:
- Интерфейс программы
- Инструменты, настройки: кривая (отрезки, кривые), прямоугольник, эллипс, многоугольник
- Экранный масштаб
- Выделение объектов
- Перемещение объектов
- Изменение размеров объектов
- Зеркальное отображение объектов
- Поворот объектов
- Смена порядка следования объектов
- Создание копий
Самостоятельная работа учащихся 2 группы по созданию композиции:
1. Загрузить редактор
2. Собрать изображения в программе CorelDRAW (на работу отводится 10-15 минут).
- Инструменты: Отдельно составлены подборки листьев, цветов, растений и др. элементов с помощью которых будет формироваться композиция.
- Выделение объектов
- Перемещение объектов
- Изменение размеров объектов
- Поворот объектов
- Смена порядка следования объектов
- Создание копий
3. Сохранить и распечатать полученное изображение.
4. Проанализировать способы создания своей работы, ее преимущества и недостатки.
Работа педагога: оказание при необходимости индивидуальной помощи учащимся.
3. Подведение итогов работы (15 минут):
Выступление учащихся с анализом и обсуждением различных принципов и способов создания композиций.
Эстетическая презентация своей работы
- описание используемых материалов
- назначение композиции
- рекомендации по украшению жилого помещения
Заключительное слово учителя: Сегодня на уроке мы использовали несколько вариантов исполнения композиции. Надеюсь, что Вам было интересно и это вдохновило вас на создание новых работ. Все работы созданные своими руками несут положительную энергетику, а значит и в вашем доме будет светлая, чистая аура. Ну а какой из способов создания Вам понравился больше, более доступен, выбирать Вам.
Производится оценка работ учеников.