Урок обучения грамоте в 1-м классе по системе Л.В. Занкова по теме "Звуки и буквы "ю", "я". Имена"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • уточнить представление учащихся о способах обозначения буквами Ё, Е, Ю, Я двух звуков в начале слова и после гласных, мягкости согласных;
  • развитие способности ребенка четко и адекватно формулировать свои мысли для решения коммуникативных задач;
  • воспитание бережного и ответственного отношения к языку, осознание себя носителями родного языка, формирование интереса к его изучению.

Оборудование: “Азбука”, авторы Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец; картинки девочки и мальчика; карточки с гласными буквами, словами, именами людей и их значением

Ход урока:

1. Организационный момент.

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы.
  2. - Без чего на свете нельзя обойтись? Что радует слух лучше любой музыки? (Ответы детей.)

    Нас не было - оно было,
    нас не будет - оно будет;
    никто ни у кого его не видел,
    а у каждого оно есть.

    - Человека радует собственное имя. Как вы думаете почему? ( Высказывания детей.)

    - Ребята, сегодня на урок к нам пришли мальчик и девочка. Хотите узнать кто они, как их зовут?

    (На доске появляются картинки девочки и мальчика.)

    - Тогда помогайте. Назовите буквы. (Я, А, Ё, Е, Ю)

    - Что вы можете о них сказать? (Они гласные.)

    - Какая из данных букв в ряду лишняя? Почему? (Буква А. Остальные обозначают два звука в начале слова и после гласных.)

    - Как зовут девочку? Как зовут мальчика? Выберите буквы, которые помогут прочитать имена ребят. (Я, А, Ё, Е, Ю я, а, ё, е, ю.)

    ЛЯ   ША

    (Дети выбирают прописные буквы Ю и Я)

    - Почему слова написаны с большой буквы? В каких случаях еще слова надо писать с большой буквы?

    - Помогите ребятам распределить слова на две группы.

    Учащимся на парту раздаются слова: Юра, уют, Люба, Яна, маяк, моряк. Дети работают в паре, распределяют слова на группы.

    -На какие группы распределили слова? (Слова, которые написаны с большой буквы и с маленькой.)

    - На какие еще две группы еще можно разделить слова? (Слова, в которых буквы ю, я обозначают два звука, и слова, в которых ю, я обозначают мягкость согласных.)

  3. Решение учебных задач.
  4. - Мы узнали как зовут ребят. А что значат их имена? Яша, Яков - древнееврейское имя,

    означает пятка. Юлия - латинское имя, значит - кудрявая. У каждого из вас тоже есть имя.

    Имена - это слова особенные.

    - А знаете ли вы, почему вас так назвали? Что значит ваше имя? (Ответы детей)

    - Для вас наши гости приготовили сюрприз- тайну имен. Прочитайте, что значит ваше имя. (Учащимся раздаются карточки с их именами и значениями. Дети читают.)

    Физкультминутка

    - А теперь поиграем в игру “Я и мои друзья” (страница 83).

    - Угадайте, как зовут детей на портретах. Что значит желтый квадрат в схемах? (В словах

    меняется соответствующая буква.)

    Во время работы учащиеся на доске и в учебнике печатают слова: Толя, Тоня, Таня, Саня, Вася, Валя, Галя.

    - На какую букву заканчиваются имена ребят? Какую роль она играет? (На букву Я. Она обозначает мягкость согласного.)

    - Послушайте стихотворение М. Пляцковского “Чего без чего не бывает”.

    Чтение стихотворения М. Пляцковского “Чего без чего не бывает”.

    - Чем хотел поделиться поэт с вами?

    - Автор в конце предпоследней строчки поставил многоточие. Он хочет, чтобы была создана

    пауза перед неожиданным концом. Прочитайте, как хочет автор. Многоточие- это пропуск.

    -Выполните задание поэта - заполните пропуск. (Дети выполняют задание, предлагают разные

    варианты.)

    - Человека на свете не бывает без… (Имени.)

  5. Контроль, самоконтроль.

Хорошо и там и тут,

Где по имени зовут.

- Прочитайте слова: Надежда, Светлана, Людмила, Владимир, Милослав, Добрыня. Что означают эти имена?

- Посмотрите на слова. Прочитайте их. Что вы можете об этом сказать?

(На доске карточки со словами: Умник, Волк, Медведь, Мал, Добр, Первый, Старшой. Дети высказывают предположения)

- Это, ребята, имена. Имена имеют свою историю. Имя давалось человек как примета, по которой можно было бы выделить его из семьи или рода. По внешности человека: Мал, Бел,

Рябой, Кудряш, Черныш, Милава. ( По ходу рассказа учителя карточки с именами прочитываются детьми и выставляются на доске.) По черте человеческого характера: Добр,

Храбр, Горд, Молчак, Крик, Молчан, Умник, Несмеяна. По месту в семье: Первый, Второй, Друган, Ждан, Старшой, Неждана, Субботка. По профессии: Кожемяка, Селянин.

  1. Рефлексия деятельности.

- О каких секретах букв Е, Ё, Ю, Я вы знаете?

- Что интересного узнали на уроке?

- О чем хотелось рассказать дома родителям?