Цели:
- уточнить представление учащихся о способах обозначения буквами Ё, Е, Ю, Я двух звуков в начале слова и после гласных, мягкости согласных;
- развитие способности ребенка четко и адекватно формулировать свои мысли для решения коммуникативных задач;
- воспитание бережного и ответственного отношения к языку, осознание себя носителями родного языка, формирование интереса к его изучению.
Оборудование: “Азбука”, авторы Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец; картинки девочки и мальчика; карточки с гласными буквами, словами, именами людей и их значением
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Актуализация знаний и постановка проблемы.
- Решение учебных задач.
- Контроль, самоконтроль.
- Без чего на свете нельзя обойтись? Что радует слух лучше любой музыки? (Ответы детей.)
Нас не было - оно было,
нас не будет - оно будет;
никто ни у кого его не видел,
а у каждого оно есть.
- Человека радует собственное имя. Как вы думаете почему? ( Высказывания детей.)
- Ребята, сегодня на урок к нам пришли мальчик и девочка. Хотите узнать кто они, как их зовут?
(На доске появляются картинки девочки и мальчика.)
- Тогда помогайте. Назовите буквы. (Я, А, Ё, Е, Ю)
- Что вы можете о них сказать? (Они гласные.)
- Какая из данных букв в ряду лишняя? Почему? (Буква А. Остальные обозначают два звука в начале слова и после гласных.)
- Как зовут девочку? Как зовут мальчика? Выберите буквы, которые помогут прочитать имена ребят. (Я, А, Ё, Е, Ю я, а, ё, е, ю.)
ЛЯ ША
(Дети выбирают прописные буквы Ю и Я)
- Почему слова написаны с большой буквы? В каких случаях еще слова надо писать с большой буквы?
- Помогите ребятам распределить слова на две группы.
Учащимся на парту раздаются слова: Юра, уют, Люба, Яна, маяк, моряк. Дети работают в паре, распределяют слова на группы.
-На какие группы распределили слова? (Слова, которые написаны с большой буквы и с маленькой.)
- На какие еще две группы еще можно разделить слова? (Слова, в которых буквы ю, я обозначают два звука, и слова, в которых ю, я обозначают мягкость согласных.)
- Мы узнали как зовут ребят. А что значат их имена? Яша, Яков - древнееврейское имя,
означает пятка. Юлия - латинское имя, значит - кудрявая. У каждого из вас тоже есть имя.
Имена - это слова особенные.
- А знаете ли вы, почему вас так назвали? Что значит ваше имя? (Ответы детей)
- Для вас наши гости приготовили сюрприз- тайну имен. Прочитайте, что значит ваше имя. (Учащимся раздаются карточки с их именами и значениями. Дети читают.)
Физкультминутка
- А теперь поиграем в игру “Я и мои друзья” (страница 83).
- Угадайте, как зовут детей на портретах. Что значит желтый квадрат в схемах? (В словах
меняется соответствующая буква.)
Во время работы учащиеся на доске и в учебнике печатают слова: Толя, Тоня, Таня, Саня, Вася, Валя, Галя.
- На какую букву заканчиваются имена ребят? Какую роль она играет? (На букву Я. Она обозначает мягкость согласного.)
- Послушайте стихотворение М. Пляцковского “Чего без чего не бывает”.
Чтение стихотворения М. Пляцковского “Чего без чего не бывает”.
- Чем хотел поделиться поэт с вами?
- Автор в конце предпоследней строчки поставил многоточие. Он хочет, чтобы была создана
пауза перед неожиданным концом. Прочитайте, как хочет автор. Многоточие- это пропуск.
-Выполните задание поэта - заполните пропуск. (Дети выполняют задание, предлагают разные
варианты.)
- Человека на свете не бывает без… (Имени.)
Хорошо и там и тут,
Где по имени зовут.
- Прочитайте слова: Надежда, Светлана, Людмила, Владимир, Милослав, Добрыня. Что означают эти имена?
- Посмотрите на слова. Прочитайте их. Что вы можете об этом сказать?
(На доске карточки со словами: Умник, Волк, Медведь, Мал, Добр, Первый, Старшой. Дети высказывают предположения)
- Это, ребята, имена. Имена имеют свою историю. Имя давалось человек как примета, по которой можно было бы выделить его из семьи или рода. По внешности человека: Мал, Бел,
Рябой, Кудряш, Черныш, Милава. ( По ходу рассказа учителя карточки с именами прочитываются детьми и выставляются на доске.) По черте человеческого характера: Добр,
Храбр, Горд, Молчак, Крик, Молчан, Умник, Несмеяна. По месту в семье: Первый, Второй, Друган, Ждан, Старшой, Неждана, Субботка. По профессии: Кожемяка, Селянин.
- Рефлексия деятельности.
- О каких секретах букв Е, Ё, Ю, Я вы знаете?
- Что интересного узнали на уроке?
- О чем хотелось рассказать дома родителям?