Цели урока:
- Координировать самостоятельную работу учащихся с учётом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления.
- Продумать основные типы общения, формы сотрудничества между учениками и учителем с учётом личностного взаимодействия, равноправного партнёрства на уроке.
- В условиях личностно-ориентированного обучения предоставить каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании разнообразия почв России и их зависимости от растительности.
Задачи урока:
- Используя субъективный опыт каждого ученика о почвах, умении самостоятельно получать информацию с помощью карт, сформировать знания о разнообразии почв России.
- Побудить учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов углубленного изучения материала об основных типах почв России.
- Стимулировать ученика к саморазвитию и самовыражению при выборе и выполнении практических заданий, решении проблемных вопросов.
- Оказать помощь творческой группе в изучении почв нашей местности, влиянии хозяйственной деятельности населения на загрязнение и охрану почв.
- Провести рефлексию, оценку приобретённых знаний.
Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, посмотрите на почвенную карту России. Назовите основные почвы, двигаясь с севера на юг.
Учитель: Какие главные природные компоненты принимают участие в формировании почв:
- Горные породы
- Растения и животные
- Климатические условия
- Рельеф
- Уровень грунтовых вод
- Вечная мерзлота
- Время
Учитель: Как вы думаете, распределение почв
не только в России, а во всём мире хаотично или
подчиняется законам природы?
Ученики: Распределение почв подчиняется
закону широтной зональности, в горах высотной
поясности.
Учитель: Сейчас мы с вами ознакомимся с
основными типами почв России и постараемся
заполнить таблицу, характеризующую почвы.
Главные почвы России
Типы почв | Условия почвообразования | Содержание гумуса | Свойства почвы | Природная зона |
1. Арктические | Мало тепла и растительности |
нет | Не плодородная | Арктическая пустыня |
2. Тундрово-глеевые | Вечная мерзлота, мало тепла, переувлажнение | 1,5% | Маломощные, имеют глеевой слой | Тундра |
3. Подзолистые | К увл. > 1 Прохладно. Растительные остатки – хвоя, вымывание перечное |
1,5 – 2% | Промывные, кислые, малоплодородные. | Тайга |
4. Дерново-подзолистые | К увл. > 1 Больше растительных остатков, промыв почв весной |
2 – 2,5% | Более плодородные, кислые | Смешанные леса |
5. Серые лесные, бурые лесные | К увл. = 1 Умеренно-континентальный климат, остатки лесной и травянистой растительности |
2 – 5% | Плодородные | Широколист- венные леса |
6. Чернозёмы | К увл. ? 1 Много тепла и растительных остатков |
10 – 12% | Самые плодородные, зернистая | Степи |
7. Каштановые | К увл. = 0,8, 0,7 Много тепла |
3 – 5% | Плодородные | Сухие степи |
8. Бурые и серо-бурые | К увл. < 0,5 Сухой климат, мало растительности |
1% | Засоление почв | Полупустыни |
Арктические почвы:
- Весь год низкие температуры.
- Материнская порода покрыта снегом или льдом.
- Растительный покров представлен мхами и лишайниками.
- Процесс почвообразования затруднен.
- Арктические почвы образуются на незначительных участках островов Арктики, незанятых снегом и льдом, в короткое летнее время.
Тундрово-глеевые почвы:
- Лето – холодное, короткое.
- Наличие многолетней мерзлоты.
- Растительный покров: мхи, лишайники, низкорослые кустарники.
- Почвообразование, замедленное из-за недостатка тепла.
- Гумуса содержится 1,5 %
- Природная зона – тундра.
Подзолистые почвы:
Лето прохладное, К увл. > 1.
- Избыточное увлажнение приводит к промыву гумуса, образуется неплодородный слой вымывания – подзол.
- Растительный покров представлен хвоей.
- Почвообразование затруднено, так как хвоя содержит смолы, которые затрудняют гниение и придают повышенную кислотность.
- Гумуса – 1,5 – 2 %.
- Природная зона – тайга.
Дерново-подзолистые почвы:
Лето тёплое, К увл. > 1.
- Промыв почв только весной.
- Растительный покров более разнообразен.
- Почвы более плодородные.
- Гумуса – 2 %.
- Природная зона – смешанные леса.
Серые лесные почвы:
- Климат умеренно-континентальный с тёплым летом, К увл. = 1.
- Растительный покров представлен остатками лесной и травянистой растительности.
- Почвы плодородные.
- Гумуса 2 – 5 %.
- Природная зона – широколиственные леса.
Чернозёмные почвы:
- Умеренно-континентальный и континентальный тёплый климат, К увл. =< 1; 0,9.
- Растительный покров представлен травянистой растительностью, нет промыва, что способствует накоплению гумуса.
- Почвы – очень плодородные.
- Гумуса – 10 – 12 %.
- Природная зона – степи.
Каштановые почвы:
- Континентальный засушливый климат, много тепла, К увл. < 1; 0,8.
- Растительный покров представлен травянистой растительностью, но много тепла и мало влаги формируют менее разнообразный растительный покров.
- Почвы плодородные.
- Гумуса 3 – 5 %.
- Природная зона – сухие степи.
Бурые и серо-бурые почвы:
- Резко-континентальный, сухой климат, К увл. < 0,5.
- Малый растительный покров.
- Образование почв затруднено в результате высоких температур, уменьшения влаги и растительного опада.
- Гумуса – 1 %.
- Почвы засолены.
- Природная зона – пустыни.
Учитель: Мы с вами проследили смену почв с севера на юг на территории Русской равнины. Какие вы можете сделать выводы о разнообразии почв и главных природных компонентах, влияющих на формирование почв?
Ученики: Прослеживается широтная зональность. В результате изменения климатических особенностей тепла и влаги, меняется растительный покров, а от растительного опада напрямую идет формирование разнообразных почв. Одинаково плохо для формирования почв как недостаток тепла и влаги также и их избыток. Почвы плодородные формируются при достаточном количестве тепла и влаги и ежегодном опаде растительности.
Учитель: Какие почвы характерны для нашей местности?
Ученики: Черноземы.
Учитель: Одним из главных богатств Белгородской области являются почвы. Основным свойством почвы является наличие в ней гумуса. Область расположена в благоприятных природно-климатических условиях, которые способствовали формированию высокоплодородных почв. О почвах нашего села расскажут учащиеся исследовательской группы.
Ученики: Территория села Пушкарное расположена к северо-западу от города Белгорода в бассейне малых рек Везелки и Искринки, притоков Северного Донца в ярко-выраженной лесостепной зоне. У нас степные пространства сочетаются с лесными урочищами, где произрастает растительность широколиственных лесов.
В лесных районах почвы – серые и тёмно-серые лесные. На равнинных степных районах – черноземы обыкновенные. В долинах рек – черноземно-луговые и пойменные почвы.
Кислотность почв в северо-западной части Пушкарских полей повышена, требуется известкование.
Длительность земледельческого освоения территории влияет на плодородие и запасы гумуса в почвах. Человек своей деятельностью отрицательно воздействует на почвы. На территории нашего села рельеф очень сложный, ровных мест мало, поэтому вспашка должна вестись поперёк склонов, много оврагов, что также усложняет работу в полях. Преобладает водная эрозия, и смыв гумусового слоя с полей. Экологический отряд нашего класса ведёт борьбу со стихийными свалками на территории села. Под нашу охрану взята пойменная часть реки Везелки, а также сама река, от бытового мусора. Люди на своих огородах продолжают весной и осенью жечь костры, остатки растений, не понимая, что это ценное сырьё, повышающее плодородие почв и костры сжигают имеющиеся в почве микроорганизмы.
Учитель: Почва – это сложное природное образование. Последние исследования учёных всё больше подтверждают, что почва – это особое природное образование, переходное между живым и неживым.
Спасибо ребятам за проделанную работу. Они провели исследовательскую работу и ознакомили нас с главными почвами нашего села.
Сейчас слово предоставим Бахаеву Н.В., он нас ознакомит с новыми технологиями позволяющими получать высокие урожаи; но бережно относиться к почвам, так как плодородие – это главное качество почв Агросберегающие технологии.
В современную концепцию агросберегающих технологий входит использование всех экологически целесообразных и экологически малоопасных методов защиты культурных растений от вредных организмов.
Основными методами являются агротехнический, биологический и химический.
1. Агротехнический метод включает в себя следующие виды:
а) Севообороты. Правильный севооборот – главная составная часть системы земледелия и один из этапов борьбы с сорняками, так как сельскохозяйственные культуры по-разному влияют на разные виды сорных растений.
б) Обработка почвы имеет важное значение в борьбе с сорняками.
2. Биологический метод предполагает борьбу с сорняками, посевами культурных растений, которые обладают высокой конкурентоспособностью на отношение к сорнякам, то есть фитоценозы одних культур сильно подавляют развитие сорняков (рожь, озимая пшеница).
Также используются биологические объекты – насекомые, микроорганизмы, нематоды, которые подавляют рост и развитие сорных растений. Но этот метод ещё не получил широкого развития в России.
3. Химический метод. В настоящее время активно применяются гербициды. Он не является решающим по отношению к другим методам, а используют в сочетании с ними. В связи со сложным и не всегда однозначно полезным влиянием пестицидов на экосистемы. Их применение должно быть рациональным, то есть экономически и экологически обоснованным.
Все, вышеперечисленные агросберегающие технологии, плюс внесение минеральных удобрений, природного фактора, (выветривания, вымывания и так далее) всё таки имеет негативное воздействие на плодородие почв, то есть содержания гумуса и, естественно, существует проблема восстановления плодородия почв, и одним из путей сберечь то, что осталось – это внесение органических удобрений, биологический метод и рационально экологически обоснованные агротехнические методы.
Домашнее задание: Индивидуальные разноуровневые задания.
Проверка фактического материала.
- Почему происходит смена почв?
- Кто является основоположником науки почвоведения?
- Какие почвы самые плодородные?
Умение работать с картой.
- Какие почвы расположены в Ярославской области?
- Какие почвы сформировались в нижнем течении реки Волги?
- Определить почвы на Кольском полуострове?
Причинно-следственные связи.
- Почему уменьшается накопление гумуса в зоне лесов?
- Почему самые плодородные почвы России – черноземы?
- Почему почвы тайги содержат мало гумуса, но повышенную кислотность?
Творческое применение знаний.
- Приведите примеры, доказывающие отрицательное влияние человека на почвы, ведущие к её деградации.
- Приведите примеры защиты почв.
- Почему пользоваться удобрениями нужно с осторожностью?
Рефлексия:
- Я оцениваю свою работу…
- Я сегодня узнал…
- Мне было…