Пояснительная записка
Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия, а также организацию и проведение творческих мероприятий.
Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 108 учебных часов на учебный год (по 3 часа в неделю). Программа отражает содержательные компоненты обучения (здесь представлен основной изучаемый материал).
Направленность программы
Программа направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите; немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является работа с широкой общественностью, а также вовлечению учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний - листовки, блиц-опросы, газеты, видеоролики, спектакли).
Актуальность программы
Понять проблемы окружающей среды во всей их сложности, определить пути их разрешения для обеспечения устойчивого развития очень трудно. Для этого потребуется новый этап образования – экологическое образование. Экологическое образование носит мировоззренческий характер и строится на осознании человека как части окружающей среды.
Экологическое образование должно являться неотъемлемой частью общего образования школьников.
В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе.
Цель программы
Формирование экологической культуры, экологических знаний у учащихся, вовлечение их в природоохранную деятельность и создание системы взаимодействия учащихся 1 и 2 ступени обучения.
Задачи программы
- Формирование стремления учащихся к познанию современных реалий экологии;
- Развитие экологического мышления у детей.
- Формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности, эффективному методу воспитания экологической культуры;
- Обеспечение выработки у учащихся приемов и навыков самостоятельной и познавательной деятельности;
- Привитию интереса у учащихся к проблемам окружающей среды;
- Воспитание чувства уважения, любви и гордости за природу своего города и страны;
- Повышение эрудиции учащихся по экологическим проблемам;
- Вовлечение уч-ся в практическую деятельность по охране окружающей среды;
- Развитие ответственности, значимости и важности в экологическом движении школы, города, страны.
Отличительные особенности программы
Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности.
Возраст детей
Программа рассчитана на учащихся 8 – 13 лет при одногодичном цикле обучения.
Сроки реализации программы – 1 год.
Формы и режим занятий
Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 108 учебных часов на учебный год (по 1,5 часа x 2 раза в неделю).
В программе предлагаются следующие формы работы:
- теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии.
- групповые практические занятия:
- индивидуальные занятия (подготовка докладов, индивидуальных проектов, исследовательской деятельности);
- общешкольные мероприятия по экологии;
- участие в природоохранных акциях.
Ожидаемые результаты
Изучив данную программу, учащиеся значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды округа, в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений в городе Москве, любить, ценить и оберегать окружающую их природу.
Учебно-тематическое планирование
№ темы |
Тема |
Теоретическая часть |
Практическая часть |
Всего |
1. |
Природа вокруг нас |
9 |
15 |
24 |
2. |
Экология – наука о нашем доме |
9 |
9 |
18 |
3. |
Человек и природа |
3 |
6 |
9 |
4. |
Экомониторинг |
3 |
9 |
12 |
5. |
Охранять и защищать |
6 |
9 |
15 |
6. |
Театр экологических знаний |
6 |
3 |
9 |
7. |
Календарь экологических дат |
3 |
6 |
9 |
8. |
Экология и жизнь |
6 |
6 |
12 |
№занятия |
Темы занятий |
Кол-вочасов |
Сентябрь |
||
1 |
Экостарт. Экология: цели, задачи и проблемы. |
1,5 |
2 |
Важность и значимость экологического движения в школе. |
1,5 |
3 |
Обсуждение и планирование мероприятий программы. |
1,5 |
4 |
Работа с календарем экологических дат. |
1,5 |
5 |
Экскурсия в Битцевский лесопарк. |
1,5 |
6 |
Экологические организации. |
1,5 |
7 |
Организация и проведение в начальной школе конкурса «Уголок природы». |
1,5 |
8 |
Подбор материала и выступление на линейках в начальной школе. |
1,5 |
|
Октябрь |
|
9 |
Оформление отчета о проделанной работе в сентябре-месяце и его оформление. |
1,5 |
10 |
Подведение итогов конкурса «Уголок природы» |
1,5 |
11 |
Фотоконкурс «Наш округ – крупным планом» |
1,5 |
12 |
Подготовка саженцев к проведению акции «Озеленение классов» |
1,5 |
13 |
Проведение акции «Озеленение классов» |
1,5 |
14 |
Освещение работы кружка в начальной школе. |
1,5 |
15 |
Беседа с учащимися 6 класса по теме «Возрастные особенности, специфика общения и работы с учащимися начальной школы». |
1,5 |
16 |
Подведение итогов фотоконкурса «Наш округ – крупным планом». Награждение победителей. |
1,5 |
|
Ноябрь |
|
17 |
Подготовка отчета о проделанной работе в октябре месяце и его оформление. |
1,5 |
18 |
Основные принципы охраны окружающей среды. |
1,5 |
19 |
Основные принципы экомониторинга. |
1,5 |
20 |
Кинолекторий для учащихся начальной школы. |
1,5 |
21 |
Работа в школьной библиотеке. Создание информационного вестника «Книги о природе» |
1,5 |
22 |
Подготовка и выступление на линейках в начальной школе. |
1,5 |
23 |
Съемка видеосюжета «Экология и жизнь» |
1,5 |
24 |
Подбор информации и помощь в обновлении материала |
1,5 |
|
Декабрь |
|
25 |
Оформление отчета о проделанной работе в ноябре- месяце. |
1.5 |
26 |
Подбор природного материала для изготовления поделок к Новому году. |
1.5 |
27 |
Изготовление сувениров из природного материала к Новому году. Поздравление учителей школы. |
1.5 |
28 |
Кинолекторий. Календарь экологических дат. |
1.5 |
29 |
Человек - часть живой природы. |
1.5 |
30 |
Подбор материала и подготовка к проведению Театра экологических знаний. |
1,5 |
31 |
Проведение Театра экологических знаний |
1.5 |
32 |
Подготовка к проведению акции «Покорми птиц зимой». Изготовление кормушек для птиц. |
1,5 |
|
Январь |
|
33 |
Оформление отчета о работе в декабре месяце. |
1.5 |
34 |
Проведение акции «Покорми птиц зимой» |
1,5 |
35 |
Изготовление наглядных пособий из природного материала для уроков окружающего мира. |
1.5 |
36 |
Подготовка и участие на линейках в начальной школе. |
1.5 |
37 |
Кинолекторий для начальной школы «Календарь экологических дат» |
1.5 |
38 |
Подбор и смена информации в уголках природы в начальной школе. |
1.5 |
39 |
Внимание, акция! Составление и оформление листовок «Экология Москвы в опасности» |
1.5 |
40 |
Распространение листовок среди учителей и родителей школы. |
1,5 |
|
Февраль |
|
41 |
Оформление отчета о работе в январе месяце. |
1.5 |
42 |
Кинолекторий «Календарь экологических дат». |
1.5 |
43 |
Основные принципы экомониторинга. |
1.5 |
44 |
Подбор материала и подготовка к проведению Театра экологических знаний. |
1.5 |
45 |
Проведение Театра экологических знаний. |
1.5 |
46 |
Подбор природного материала для изготовления поделок. |
1.5 |
47 |
Изготовление сувениров из природного материала. |
1.5 |
48 |
Экскурсия в Полионтологический музей. |
1.5 |
|
Март |
|
49 |
Оформление отчета о работе в феврале месяце. |
1.5 |
50 |
Кинолекторий «Календарь экологических дат» |
1.5 |
51 |
Направления современной экологии. |
1.5 |
52 |
Разнообразие растений вокруг нас. |
1.5 |
53 |
Мониторинг состояния окружающих парков, скверов, улиц. |
1.5 |
54 |
Работа с гербариями и чучелами кабинета биологии |
1.5 |
55 |
Разработка «Экологической тропы». |
1.5 |
56 |
Анализ накопленного материала. |
1.5 |
|
Апрель |
|
57 |
Оформление отчета о работе в марте месяце. |
1.5 |
58 |
Связь с городскими и районными службами охраны окружающей среды. Трудовой десант. |
1.5 |
59 |
Экология и экономика. |
1.5 |
60 |
Подбор материала и подготовка к Театру экологических знаний. |
1,5 |
61 |
Проведение Театра экологических знаний. |
1.5 |
62 |
Проведение акции «Озеленение школы» |
1.5 |
63 |
Подготовка и участие в линейках начальной школы. |
1.5 |
64 |
Подбор и смена информации в уголках природы. |
1,5 |
|
Май |
|
65 |
Оформление отчета о работе в апреле месяце. |
|
66. |
Спортивная эстафета «Природа вокруг нас». |
1.5 |
67. |
Кинолекторий «Календарь экологических дат». |
1.5 |
68. |
Посещение музея Дарвина. |
1.5 |
69. |
Методы изучения видимой флоры и фауны. |
1.5 |
70. |
Круглый стол. Результаты работы в2008-2009 уч.г. |
1.5 |
71. |
Подведение итогов работы учащихся. Награждение. |
1.5 |
72. |
Оформление и сдача отчета о проделанной работе. |
1.5 |
Краткое описание тем
- Природа вокруг нас. В данном разделе предполагается изучение природных комплексов недалеко от школы и изучение характерных представителей живой природы для данной местности. Основная работа по данной теме – создание школьных уголков природы, создание и обновление которых, позволит каждому учащемуся прикоснуться к удивительному миру природы. Создание поделок, гербариев из природного материала, позволят развить творческие способности детей. Также данный раздел предполагает осмысление накопленного материала.
- Экология – наука о нашем доме. В связи с возрастающей важностью знаний об экологии в данном разделе освещены основные принципы данной науки, ее значимость в повседневной жизни людей. Большое внимание в данной теме уделено проблемам экологии мегаполиса. Учащиеся познакомятся с важнейшими экологическими терминами, словарями и справочниками о природе.
- Человек и природа. Данный раздел рассматривает теоретическое и практическое знакомство с воздействием на окружающую среду. Занятия включают яркие примеры из жизни, природоохранные акции и мероприятия. День птиц – время возвращения птиц на гнездование из мест зимовок. Для привлечения пернатых в зеленые массивы города в этот день сколачиваются скворечники и искусственные гнездовья. Проводятся викторины и конкурсы. На природных территориях города устанавливаются кормушки для птиц, информационные щиты о птицах.
- Экомониторинг. Занятия по данной теме включают в себя практическое применение знаний о мониторинге окружающей среды, наблюдения за динамикой природных явлений, что способствует повышению интереса детей к изучению природы города, получить информацию о состоянии природных территорий Москвы. Результат школьного мониторинга – это выставки, посвященные природе, школьные проекты, изготовление эколого - информационных стендов.
- Охранять и защищать. Данный раздел включает в себя природоохранные акции, направленные на осознание и понимание важности охраны и преобразования окружающей среды, знакомство ребят с основными законами РФ «Об охране окружающей среды», что поможет им повысить уровень экологически-правовых знаний. Данная тема познакомит учащихся с деятельностью общественных экологических организаций, с работой экологической милицией.
- Театр экологических знаний. Данный творческий раздел поможет учащимся в наглядной форме запомнить необыкновенное разнообразие экологических терминов и понятий, раскрыть свой творческий потенциал.
- Календарь экологических дат. Занятия по данной теме помогут учащимся быть в курсе основных событий и знаменательных дат, связанных с экологическими проблемами страны и мира в целом. Данная тема познакомит учащихся с историей образования ведущих экологических дат. К основным датам данного календаря будет организован кинолекторий – это демонстрация видеосюжета с познавательными комментариями по данной дате календаря.
- Экология и жизнь. Это занятия- практикумы. С помощью конкретных примеров учащиеся рассмотрят примеры из жизни, важность и значимость которых для окружающей среды очень важны. Учащиеся познакомятся с целым рядом профессий, которые стоят на страже охраны и преобразования природы.
Методическое обеспечение программы
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
- групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний в дискуссиях и сообщениях с использованием элементов ролевой и деловой игры, экскурсиях, массовых мероприятиях в школе
- работа с учебной и художественной литературой;
- подготовка сообщений, рефератов, индивидуальных и групповых проектов;
- работа с использованием компьютерных программ;
- техническое оснащение школы позволяет широко использовать в программе технические средства обучения, информационные технологии позволяют достигать максимально возможного результата в обучении;
- работа с наглядными пособиями и наглядным материалам;
- практические занятия по изготовлению поделок из природного материала и оформлению творческих отчетов о проделанной работе.