Модернизация образования возможна лишь тогда, когда учитель ставит цель повысить эффективность образовательного процесса. Эффективным может считаться такой процесс, который обуславливает:
- Увеличение объёма знаний, умений и навыков у учащихся;
- Углубление и упрочение знаний, новый уровень обученности;
- Новый уровень познавательных потребностей учения;
- Новый уровень сформированности познавательной самостоятельности и творческих способностей;
- Ориентация на воспитание нравственных стандартов, гражданской ответственности и самостоятельности.
Метод проектов – это система учебно – познавательных приёмов, которые используются для достижения какой– либо цели, решения конкретной задачи, включающая приёмы или операции практического или теоретического познания действительности, позволяющая решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентацией результатов их работы.
Цели проекта состоят в том, чтобы создать условия при которых учащиеся:
- Самостоятельно и охотно приобретали недостающие знания из разных источников, учились пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- Развивали коммуникативные умения, работая в различных группах, исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, анализа, построения гипотез, проведение эксперимента, обобщения);
- Развивали системное мышление.
При осуществлении проекта мы опирались на следующие принципы:
- детоцентризма;
- кооперации;
- опоры на субъектный опыт учащихся;
- учёта индивидуальности учащихся;
- свободного выбора;
- связи исследования с реальной жизнью;
- трудной целью.
Используя знания об умственном и психическом развитии учащихся, учителя спланировали разноуровневые задания, которые помогли решить следующие задачи:
- осуществить индивидуальный и
дифференцированный подход к учащимся;
- развивать учебные действия;
- поддерживать и развивать познавательный
интерес к изучению природы Алтайского края;
- сформировать навыки биотехнических
мероприятий, положительной мотивации в
общественно- полезной деятельности учащихся по
сохранению природы родного края.
Ход проекта
Этап проекта и цели | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Ожидаемый результат |
1. Подготовительный. Цель: создать условия для возникновения проблемы и путей для ее решения |
1. Организует экскурсию в пришкольный дендрарий. | Наблюдает. Ведет проектный дневник. Приложение № 2. | Птицам нужна помощь. |
2. Организует беседу с учащимися по итогам экскурсии. Приложение № 3 | Беседует | Возникновение желания помочь птицам. | |
3. Предлагает варианты решения проблемы. Приложение № 4 | Предлагает и выбирает варианты помощи. | ||
2. Основной. Цели: формирование навыков осуществления биотехнических мероприятий (подкормка птиц), экологических представлений о зимующих птицах, эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру |
1. Учитель 1 класса организует конкурс эскизов. | Принимает участие. Ведут проектный дневник. Приложение № 2 | Выставка эскизов. |
2. Учитель 2 класса организует экскурсию в библиотеку.6 | Находят справочную литературу. Приложение № 5. Ведут проектный дневник. Приложение №2. | Оформление уголка о птицах. Участие в викторине. Приложение №6. | |
3. Учитель 3 класса организует исследовательскую работу. Приложение №7. | Находят справочную литературу, отбирают необходимый корм, рассчитывают количество корма. Ведут проектный дневник. Приложение №2. | Выпуск бюллетеня “Чем накормить птиц зимой”. | |
4. Учитель 4 класса содействует активности школьников в изготовлении кормушек. | Изготавливают кормушки. Ведут проектный дневник. Приложение №2. | Выставка кормушек. | |
3. Заключительный. Цели: создать условия для личной рефлексии каждого ученика. |
Организует творческую работу учащихся. | Пишут сочинения и стихотворения. Приложение №8. | Вывешивание кормушек и подкормка птиц. |
Реализация проекта и его презентация.
От каждой группы были выбраны ведущие, которые представили результаты своей творческой деятельности:
1 класс – “Защита эскизов”
2 класс – “Все о зимующих птицах”
3 класс – “Исследовательская работа”
4 класс – “Кормушки”
Членами жюри дано экспертное заключение по социальному проекту.
Учащиеся развешивают кормушки на школьном дворе.