Цель: Обобщить и скорректировать знания учащихся по теме.
Задачи:
1. Проверить знания учащимися отраслей
специализации экономических районов и умения
объяснять факторы специализации.
2. Продолжить формирование умения анализировать,
сравнивать и делать выводы, применять полученные
знания в новой ситуации.
3. Развитие творческого экономического мышления.
Оборудование: политико-административная карта России, атласы, таблицы, карточки с заданиями, стенды к уроку: “Экологическая ситуация в России”, “Приглашаем в путешествие”.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Ход урока
I. Объявление темы и задач урока.
II. Учитель: Заполните таблицу “Сравнение Западного и Восточного макрорегионов” (индивидуальное задание на магнитной доске)
Признаки | Западный макрорегион | Восточный макрорегион |
Площадь | ||
Численность населения а) в млн. чел. б) в % |
||
Уровень урбанизации | ||
Города-миллионеры | ||
Кол-во производимой продукции |
4,3 млн.кв.км., 113 млн. чел., 78,7%, 25%, 12,8 млн.кв.км., 75%, 32 млн. чел., 21,3%, 75%, 74%, 10, 2, 85%, 15%.
Учитель: Назовите и покажите на карте экономические районы России.
Проверка задания по заполнению таблицы.
Дополнительный вопрос: Для развития каких отраслей народного хозяйства, в Западном макрорегионе, наиболее благоприятные условия?
Учитель: Мы знаем, что это наиболее развитый регион, здесь производиться более 85% промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Вопросы к учащимся:
- Назовите факторы, способствующие высокому уровню развития хозяйства этого региона? (благоприятные природные условия, наличие квалифицированных кадров, научная база, выгодное ЭГП, староосвоенный характер)
- Какие факторы сдерживают развитие Восточного региона? (суровый климат, многолетняя мерзлота, болота, сложный рельеф, мало дорог, недостаток трудовых ресурсов, удаленность от центра)
Учитель: Но роль Восточного региона в экономике страны постоянно возрастает. Что способствует этому? (богатство природных ресурсов)
Вопросы к уч-ся:
- А что такое экономический район?
- Какие факторы влияют на территориальную специализацию?
- По каким показателям выделяются отрасли специализации?
Задание учащимся: смоделировать специализацию любого района (по желанию учащегося) и объяснить факторы специализации.
Учитель: Определите экономический район по признакам: (фронтальная беседа)
- Отраслями специализации являются: наукоемкое машиностроение, легкая промышленность, район богат бурым углем, фосфоритами, рекреационными ресурсами. (Центральный)
- В районе развиты АПК, черная металлургия, главное богатство – черноземные почвы. (Центрально-Черноземный)
- В этом районе находится второй по величине город России. (Северо-Западный)
- Отраслями специализации являются нефтяная, газовая, электроэнергетика, химическая промышленность, его называют “автомобильным цехом страны” (Поволжье)
- Самый южный район России (Северо-Кавказский)
- Мировую славу району принесли минеральные ресурсы. Академик Ферсман называл его минералогическим раем. (Уральский)
- В этом районе находится жемчужина России – озеро Байкал. (Восточно-Сибирский)
Учитель: А сейчас я предлагаю вам поработать редакторами газеты. Послушайте статью журналиста одной из новгородских газет: “ Только что закончилась уборка озимых хлебов. Они в этом году удались как никогда, особенно пшеница, ведь еще с весны поля были подготовлены под орошение. А вот урожай основной технической культуры – сахарной свеклы, как и картофеля, в этом году, к сожалению небольшой”. За эту публикацию журналист получил выговор от начальства. Почему?
(беседа с учащимися)
(в Новгородской области избыточное увлажнение, поэтому необходимо осушение, а не орошение; основная техническая культура – лен, а не сахарная свекла).
Учитель: Еще Древнюю Русь называли страной городов – Гардарикой. В 2006 году в России было 1098 больших городов.
Задания:
- Установить соответствие: район – город (индивидуальное задание на магнитной доске)
- Вам дан список городов.
Москва, Казань, Кострома, Нижний Новгород, Ростов Великий, Новосибирск, Ульяновск, Омск, Липецк, Владимир, Городец, Уфа, Череповец, Наб.Челны, Сергиев Посад, Ярославль, Екатеринбург, Тольятти.
Сгруппируйте их по различным признакам (специализация, города-миллионеры, географическое положение и другим) – (работа в парах)
Учитель: У каждого города есть свой герб. Есть гербы у стран.
- Сообщение учащегося о гербе России.
- Сообщение учащегося о гербе Татарстана.
Ребятам было дано домашнее задание придумать и нарисовать герб экономического района.
Выступления учащихся:
- Герб Урала
- Герб Поволжья
Учитель: Обратите внимание на таблицу “Товарная структура экспорта и импорта России.
Продукция |
Экспорт | Импорт | ||
В страны СНГ | В другие страны | Из стран СНГ | Из других стран | |
Продовольственные товары и с\х сырье | 4,4% | 2,4% | 20,2% | 27,7% |
Минеральные продукты | 53,3% | 42,6% | 8,9% | 1,9% |
Продукция химической промышленности | 10% |
8,3% |
14,1% |
17,9% |
Кожевенное сырье, пушнина | 0,2% | 0,3% | 0,4% | 0,2% |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия | 2,7% |
5,6% |
2,5% |
4% |
Текстиль, обувь | 1,8% | 1,0% | 10,9% | 3,1% |
Металлы, драгоценные камни | 8,1% | 28,5% | 13,1% | 5,3% |
Машины, оборудование | 18% | 9,3% | 26,3% | 36,3% |
Беседа с учащимися по таблице:
- По экспорту какой продукции Россия лидирует?
- Какие товары Россия импортирует?
- С какими странами торгует наша страна? (работа по атласу)
- Почему многие российские товары не выдерживают конкуренции с зарубежными товарами? (устаревшее оборудование, технологии, слабое развитие наукоемких отраслей и т.д.)
Учитель: Многие страны имеют большой доход от туризма. Туризм называют “фабрикой без труб”. Франция ежегодно принимает 70 млн. туристов.
США – 47 млн., Россия – 3 млн. А ведь наша страна богата рекреационными ресурсами. Группе ребят было дано домашнее задание разработать туристические маршруты:
- Для любителей комфортабельного отдыха.
- Для любителей экстремального туризма.
Выступления учащихся:
III. Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу на уроке.
IV. Проверочная работа (по карточкам, индивидуально) Приложение 1.