Учебно-методическая разработка к уроку "Окружающий мир" по теме "Животные пустыни" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

1) Познакомить учащихся с животным миром пустыни.

2) Развивать кругозор, память учащихся, умение работать по карте.

3) Воспитывать интерес к предмету, дисциплину на уроке.

Оборудование:

  • Учебник "Мир и человек" А.П. Вахрушев, рабочая тетрадь.
  • Иллюстрации, карточки.
  • Ребусы, загадки, кроссворд.
  • Физическая карта.
  • Карта путешествий, сундучок.
  • Сказочный персонаж попугай Кеша.
  • Красная книга.
  • Мультимедийная презентация " Животные пустыни" (Приложение)

Ход урока

I. Орг.момент.

Ну-ка, проверь, дружок!
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Всё ль в порядке: ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Сообщение темы, целей урока.

Загадка:

- Со мной болтает - меры не знает. (попугай)

- К нам сегодня на урок пришёл "попугай Кеша", он принёс волшебный сундучок и карту. (В волшебном сундучке находятся задания, а по карте мы отправимся в путешествие)

II. Проверка знаний учащихся

6 учеников работают по карточкам. 2 ученика за доской. (соедини стрелками)

1 ученик.

степь лемминги
лес Гоби
тундра богомол
пустыня хвойный

2 ученик.

село Россия
река Москва
столица Майское
страна Сахалин
остров Лена

(2 и 3 этапы проводятся одновременно)

III. Разминка.

1.- Отправляемся по карте и попадаем в "Тоннель вопросов".

1)

- Безлесная северная природная зона с суровым климатом - тундра.

- Покажите зону тундры.

- Она находится в холодном поясе.

2)

- Что такое острова, полуострова?

- Покажите острова: Сахалин. Мадагаскар, Гренландия.

- Покажите полуострова: Индостан, Камчатка (- Что вы знаете о крае, где мы живём?) , Скандинавский.

3)

- Что такое океан? (огромные водные пространства)

- Покажите Тихий, Индийский, Атлантический, Северный - Ледовитый.

4)

- Природная зона с сухим климатом и очень редкой растительностью - пустыня.

- Покажите пустыню Гоби, Сахара, Ливийскую, Большая пустыня Виктория, Атакама (Чили).

5)

- Что такое оазисы? (места в пустыне, где есть источник воды).

- Барханы? (песчаные волны, высотой с человека).

6)  Какие произрастают растения в пустыне? (верблюжья .колючка- 20 м длина корня, полынь, алоэ, агава, кактус, эфемеры - цветущие растения.

2. Пункт назначения - холм "Угадай-ка".

7) Кроссворд.

  1. Он жёлтый и сыпучий
    Во дворе насыпан кучей,
    Если хочешь, можешь брать и играть. (песок)
  2. Есть зелёные уроды
    Из колючей злой породы. (кактус)
  3. Его лучи сильно нагревают земную
    поверхность и зимой и летом. (солнце)
  4. В оазисах растут финиковые:(пальмы)
  5. Песчаные волны. (барханы)

- Какое ключевое слово получилось? (пустыня)

- Что вы знаете о пустынях?

 

IV. Физминутка на 15 минуте (2 минуты).

3. Пункт назначения - "Ущелье отдыха".

Каждый день по утрам
Делаем зарядку
Очень нравится нам
Делать по порядку.
Весело шагать
Руки поднимать
приседать и вставать
прыгать и скакать.
1, 2, 3, 4, 5 - все умеем мы считать
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка.
На 4 руки шире!
5 - руками помахать
6 - за парту тихо сесть.

- Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась. Раз! Росой она умылась. Два! Изящно покружилась. Три! Качнулась и присела, и к цветку полетела.

- Глаза на меня, вверх, вниз, вправо, влево.

- Глаза на карте; на Камчатку, Север. Америку, Антарктиду, плывём по Амазонке, забираемся на Северный полюс, путешествуем по Индийскому океану.

(тихо сели за парты)

V. Новая тема урока. Животные пустыни.

4. Пункт назначения - "Вершина Открытий"

- Какое сейчас время года? (весна)

- Какой месяц? (ученик читает стихотворение о весне)

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.

Ранней весной места между песчаными холмами - барханами превращаются в цветущие лужайки. Ярко - красные пустынные маки образуют пёстрый ковёр. Вскоре солнце безжалостно выжигает этот зелёный покров. Но растения успевают отцвести и дать семена.

По разному спасаются от палящих лучей солнца обитатели пустыни. Многие из них ведут ночной образ жизни. Днём эти животные находятся в глубоких норах.

Дневные животные активны лишь в ранние утренние часы, пока песок ещё не рассыпался.

В засушливых местах живут и крупные представители животного мира. Антилопы - хорошие бегуны, в поисках воды пробегают огромные расстояния.

 

Антилопа  гну

Тушканчик

Тушканчик питается растениями и довольствуется той влагой, которая поступает вместе с пищей.

Почти все животные пустынь имеют окраску под цвет поверхности, у многих есть пятна.

Все они имеют хорошее зрение и чутьё, могут долго обходиться без воды и пищи.

5. Водопад Сообщений.

В траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост оторвёт -
Другой наживёт. (ящерица)

- Послушайте сообщение о ящерицах.(ребёнок у доски выступает)

Что вы узнали о ящерицах?

- Работа по учебнику стр. 75 (прочитать).

- Чем покрыта кожа ящериц, змей?

(твёрдыми щитками)

Черепаха - растительноядное животное, кожа у неё жёсткая, сухая, чтобы меньше испарялось влаги. Под панцирем она спасается от врагов.

Змеи: кобра, эфа, гюрза, стрелка, удавчик - бесшумно передвигаются по земле, охотясь на насекомых и мелких животных. Мелких животных змеи убивают с помощью яда, а затем заглатывают. У змей не особо острое зрение, но они могут улавливать тепло тела мелких животных на расстоянии.

- Отгадайте ребус.

Верб/а/ люд/и/ (верблюд)

- Послушайте сообщение о верблюдах.(ученик делает сообщение)

- Что вы узнали о верблюдах?

- стр. 75 прочитать. Что происходит с горбами у верблюдов?

День жизнь ель йод рак аист ночь. (на доске)

- Из первых букв составьте слово (джейран).

- Послушайте сообщение о джейранах. (ученик делает сообщение)

- Что вы узнали?

- Мы вас познакомили с небольшой частью животного мира пустынь. Если вы захотите больше узнать - читайте книги!

- В пустынях издавна занимались животноводством. На пастбищах пасут овец, лошадей, верблюдов. Овцы, козы поставляют человеку мясо, жир, молоко, шкуру.

- В пустыне, где есть вода, растут фрукты, овощи, арбузы, дыни. На поливных землях растёт хлопчатник.

- За последние годы в пустынях найдено много полезных ископаемых: каменный уголь, нефть, газ, уран, руды металлов.

- А животных к сожалению становится всё меньше и меньше. Поэтому их заносят в красную книгу. (сообщение ученика о красной книге)

 

 - Чем занимаются люди в пустынях?

- Каких животных заносят в красную книгу?

- Что вы знаете о красной книге?

VI. Работа в тетрадях.

стр. 37 - 38.

VII. Озеро Привал.

И вот мы вместе с нашим другом попугаем добрались до конечного пункта на карте.

- С чем вы сегодня познакомились?

- Что нового узнали?

- Понравился вам урок?

- Спасибо за работу на уроке. "Кеша вас благодарит за увлекательное путешествие.

(учитель оценивает работу учеников, которые выступали с сообщениями и выставляет оценки. Выставляет оценки ученикам за работу на уроке.)

VII. Домашнее задание.

Стр. 75 - 76. Поработать по карте.

Мультимедийная презентация " Животные пустыни".