Цели:
1) Познакомить учащихся с животным миром пустыни.
2) Развивать кругозор, память учащихся, умение работать по карте.
3) Воспитывать интерес к предмету, дисциплину на уроке.
Оборудование:
- Учебник "Мир и человек" А.П. Вахрушев, рабочая тетрадь.
- Иллюстрации, карточки.
- Ребусы, загадки, кроссворд.
- Физическая карта.
- Карта путешествий, сундучок.
- Сказочный персонаж попугай Кеша.
- Красная книга.
- Мультимедийная презентация " Животные пустыни" (Приложение)
Ход урока
I. Орг.момент.
Ну-ка, проверь, дружок!
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Всё ль в порядке: ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Сообщение темы, целей урока.
Загадка:
- Со мной болтает - меры не знает. (попугай)
- К нам сегодня на урок пришёл "попугай Кеша", он принёс волшебный сундучок и карту. (В волшебном сундучке находятся задания, а по карте мы отправимся в путешествие)
II. Проверка знаний учащихся
6 учеников работают по карточкам. 2 ученика за доской. (соедини стрелками)
1 ученик.
степь лемминги лес Гоби тундра богомол пустыня хвойный
2 ученик.
село Россия река Москва столица Майское страна Сахалин остров Лена
(2 и 3 этапы проводятся одновременно)
III. Разминка.
1.- Отправляемся по карте и попадаем в "Тоннель вопросов".
1)
- Безлесная северная природная зона с суровым климатом - тундра.
- Покажите зону тундры.
- Она находится в холодном поясе.
2)
- Что такое острова, полуострова?
- Покажите острова: Сахалин. Мадагаскар, Гренландия.
- Покажите полуострова: Индостан, Камчатка (- Что вы знаете о крае, где мы живём?) , Скандинавский.
3)
- Что такое океан? (огромные водные пространства)
- Покажите Тихий, Индийский, Атлантический, Северный - Ледовитый.
4)
- Природная зона с сухим климатом и очень редкой растительностью - пустыня.
- Покажите пустыню Гоби, Сахара, Ливийскую, Большая пустыня Виктория, Атакама (Чили).
5)
- Что такое оазисы? (места в пустыне, где есть источник воды).
- Барханы? (песчаные волны, высотой с человека).
6) Какие произрастают растения в пустыне? (верблюжья .колючка- 20 м длина корня, полынь, алоэ, агава, кактус, эфемеры - цветущие растения.
2. Пункт назначения - холм "Угадай-ка".
7) Кроссворд.
- Он жёлтый и сыпучий
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать и играть. (песок) - Есть зелёные уроды
Из колючей злой породы. (кактус) - Его лучи сильно нагревают земную
поверхность и зимой и летом. (солнце) - В оазисах растут финиковые:(пальмы)
- Песчаные волны. (барханы)
- Какое ключевое слово получилось? (пустыня)
- Что вы знаете о пустынях?
IV. Физминутка на 15 минуте (2 минуты).
3. Пункт назначения - "Ущелье отдыха".
Каждый день по утрам
Делаем зарядку
Очень нравится нам
Делать по порядку.
Весело шагать
Руки поднимать
приседать и вставать
прыгать и скакать.1, 2, 3, 4, 5 - все умеем мы считать
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка.
На 4 руки шире!
5 - руками помахать
6 - за парту тихо сесть.
- Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась. Раз! Росой она умылась. Два! Изящно покружилась. Три! Качнулась и присела, и к цветку полетела.
- Глаза на меня, вверх, вниз, вправо, влево.
- Глаза на карте; на Камчатку, Север. Америку, Антарктиду, плывём по Амазонке, забираемся на Северный полюс, путешествуем по Индийскому океану.
(тихо сели за парты)
V. Новая тема урока. Животные пустыни.
4. Пункт назначения - "Вершина Открытий"
- Какое сейчас время года? (весна)
- Какой месяц? (ученик читает стихотворение о весне)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Ранней весной места между песчаными холмами - барханами превращаются в цветущие лужайки. Ярко - красные пустынные маки образуют пёстрый ковёр. Вскоре солнце безжалостно выжигает этот зелёный покров. Но растения успевают отцвести и дать семена.
По разному спасаются от палящих лучей солнца обитатели пустыни. Многие из них ведут ночной образ жизни. Днём эти животные находятся в глубоких норах.
Дневные животные активны лишь в ранние утренние часы, пока песок ещё не рассыпался.
В засушливых местах живут и крупные представители животного мира. Антилопы - хорошие бегуны, в поисках воды пробегают огромные расстояния.
Антилопа гну
Тушканчик
Тушканчик питается растениями и довольствуется той влагой, которая поступает вместе с пищей.
Почти все животные пустынь имеют окраску под цвет поверхности, у многих есть пятна.
Все они имеют хорошее зрение и чутьё, могут долго обходиться без воды и пищи.
5. Водопад Сообщений.
В траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост оторвёт -
Другой наживёт. (ящерица)
- Послушайте сообщение о ящерицах.(ребёнок у доски выступает)
Что вы узнали о ящерицах?
- Работа по учебнику стр. 75 (прочитать).
- Чем покрыта кожа ящериц, змей?
(твёрдыми щитками)
Черепаха - растительноядное животное, кожа у неё жёсткая, сухая, чтобы меньше испарялось влаги. Под панцирем она спасается от врагов.
Змеи: кобра, эфа, гюрза, стрелка, удавчик - бесшумно передвигаются по земле, охотясь на насекомых и мелких животных. Мелких животных змеи убивают с помощью яда, а затем заглатывают. У змей не особо острое зрение, но они могут улавливать тепло тела мелких животных на расстоянии.
- Отгадайте ребус.
Верб/а/ люд/и/ (верблюд)
- Послушайте сообщение о верблюдах.(ученик делает сообщение)
- Что вы узнали о верблюдах?
- стр. 75 прочитать. Что происходит с горбами у верблюдов?
День жизнь ель йод рак аист ночь. (на доске)
- Из первых букв составьте слово (джейран).
- Послушайте сообщение о джейранах. (ученик делает сообщение)
- Что вы узнали?
- Мы вас познакомили с небольшой частью животного мира пустынь. Если вы захотите больше узнать - читайте книги!
- В пустынях издавна занимались животноводством. На пастбищах пасут овец, лошадей, верблюдов. Овцы, козы поставляют человеку мясо, жир, молоко, шкуру.
- В пустыне, где есть вода, растут фрукты, овощи, арбузы, дыни. На поливных землях растёт хлопчатник.
- За последние годы в пустынях найдено много полезных ископаемых: каменный уголь, нефть, газ, уран, руды металлов.
- А животных к сожалению становится всё меньше и меньше. Поэтому их заносят в красную книгу. (сообщение ученика о красной книге)
- Чем занимаются люди в пустынях?
- Каких животных заносят в красную книгу?
- Что вы знаете о красной книге?
VI. Работа в тетрадях.
стр. 37 - 38.
VII. Озеро Привал.
И вот мы вместе с нашим другом попугаем добрались до конечного пункта на карте.
- С чем вы сегодня познакомились?
- Что нового узнали?
- Понравился вам урок?
- Спасибо за работу на уроке. "Кеша вас благодарит за увлекательное путешествие.
(учитель оценивает работу учеников, которые выступали с сообщениями и выставляет оценки. Выставляет оценки ученикам за работу на уроке.)
VII. Домашнее задание.
Стр. 75 - 76. Поработать по карте.