Обобщающий урок по разделу "Материаловедение" по теме "Свойства тканей из натуральных волокон" (6-й класс)

Разделы: Технология

Класс: 6


Задачи:

  • Обобщить и систематизировать знания о натуральных волокнах, способах определения видов тканей, закрепить знания о производстве ткани, познакомить с основными свойствами тканей из натуральных волокон.
  • Развивать коммуникабельность, умения работать в группе, способность анализировать, находить новые решения, аргументировано излагать идеи, развивать эстетический вкус, последовательность, кругозор.
  • Воспитывать аккуратность, ответственность за результаты своего труда, прививать интерес к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Целеполагание: на сегодняшнем уроке нам предстоит вспомнить некоторые, ранее изученные моменты из раздела материаловедения. Мы познакомимся со свойствами уже знакомых тканей, некоторыми способами исследования ткани. Научимся применять знания свойств тканей для выбора модели одежды.

Запишите в тетрадь тему урока "Свойства тканей из натуральных волокон"

3. Повторение ранее изученного материала

Прежде чем разговор пойдет о тканях вспомним из чего вырабатывают ткани? (из волокон)

- Что такое волокно? (маленькое гибкое тело нитевидной формы)

- Что такое текстильное волокно? (волокно для производства тканей)

- Какие текстильные волокна вы знаете? Вспомним классификацию волокон. На доске схема:

Заполнить схему.

Куда добавить? Кенаф, джут, юта

 Что является источником получения волокон растительного происхождения? (растения, хлопок - хлопчатник, лен - лен-долгунец)

Какую часть растения используют для получения волокон? (стебель, семена)

 Вспомним про волокна животного происхождения. Необходимо за 2-3 минуты восстановить текст. Приложение 1

  • зачитывают про шелк
  • по очереди зачитывают про шерсть

Волокно является сырьём для производства ткани, но сразу ли можно его использовать?

Какой путь проделывает волокно прежде, чем стать тканью?

Волокно -> пряжа -> ткань

Как называется процесс производства пряжи? (прядение), процесс производства ткани? (ткачество)

4. Работа в группах

Посмотрите, пожалуйста, кто сидит с вами за одним столом. Это ваша группа, в которой вам предстоит работать до конца занятия. За правильно выполненное задание вы будите получать жетон - удачку, 10 удачек вы сможете обменять на большой жетон - удачу, который гарантирует получение "5" за урок. 8-9 удачек - это "4" за урок.

Если во время занятия, на любом этапе, у вашей группы появится вопрос - поднимите знак "?", если вы знаете правильный ответ или выполнили задание - поднимите восклицательный знак.

- Итак, из волокон сначала получают пряжу, из пряжи ткань. Вспомним промежуточные этапы превращения волокна в пряжу.

Установите последовательность обработки волокна. Для какого волокна характерны те или иные этапы?

Из пряжи ткут полотна ткани. Как называются ткани, выработанные из хлопка?

Из льна? Из шерсти? Из шелка?

Какими способами можно определить вид ткани? По каким признакам можно определить вид ткани?

  • по внешнему виду
  • на ощупь
  • по характеру горения
  • по обрыву нити

Я буду называть признаки (Приложение 2), а вы определить к какой ткани они относятся. Поднимайте соответствующую карточку, изображающую волокно, из которого произведена данная ткань.

5. Сообщение нового материала

Для того, чтобы использовать ткань для изготовления швейных изделий нужно знать их свойства.

Для характеристики тканей чаще используют три основных группы свойств.

Приложение 3. На доске таблица "Свойства тканей".

Посмотрим, какими свойствами обладают ткани из натуральных волокон.

6. Лабораторная работа. Приложение 4

Заполнить таблицу "Сравнительная характеристика тканей из натуральных волокон"

На доске словарное слово "декатировать" - обработать паром или горячей водой для предотвращения усадки в готовом изделии.

Обратите внимание, что в нескольких ячейках таблицы вместо характеристики ткани стоит знак вопроса. Если есть вопрос, значит - есть ответ. Его предстоит найти в процессе выполнения лабораторной работы.

Прочитайте, какие инструменты и приспособления понадобятся для выполнения лабораторной работы.

Текущий инструктаж "ТБ при работе с иглой, ножницами, утюгом"

Учащиеся выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу.

7. Закрепление и актуализация полученных знаний.

Как вы думаете, имеют ли значение свойства тканей при выборе модели одежды?

  • Летняя одежда - теплозащитность
  • Рабочая одежда - пылеёмкость
  • Верхняя одежда - сминаемость

Технологические свойства влияют на выбор способов обработки ткани. Об этом мы поговорим подробнее, когда перейдем к разделу "Обработка ткани".

Предлагаю вам выполнить творческое задание. Перед вами набор образцов ткани из натуральных волокон, коллекция эскизов моделей. Попробуйте, используя знания о свойствах ткани, подобрать образцы соответственно моделям.

В помощь вам карта-задание. Приложение 5.

Переходя от одного блока к другому, соблюдая последовательность, попытайтесь справиться с заданием. Выполняют задание, представляют.

8. Подведение итогов.

Подсчет "удачек". Обмен на "удачу". (1 удача =пяти баллам)

9. Домашнее задание.

Определите, какие из изученных свойств отрицательные, какие положительные.

Найдите сведения об уходе за тканями из натуральных волокон.

10. Самоактуализация. Рефлексия.