Проверка знаний и умений учащихся на уроках биологии

Разделы: Биология


Повышению научного уровня преподавания биологии, эффективности учебно-воспитательного процесса в значительной степени способствует проверка знаний и умений учащихся, на основании которой можно судить об овладении ими основным содержанием. Она дает возможность учителю контролировать процесс восприятия, запоминания и осмысливания учащимися фактов, закономерностей и теорий науки о жизни, использования их для широких выводов и обобщений, для решения практических проблем. Проверка помогает ученику совершенствовать знания, делать их более прочными и систематизированными, так как она является одновременно и повторением учебного материала.

Проверка знаний и умений - одно из действенных средств приучения детей к систематическому труду. Она побуждает учащихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изученный материал, развивает у них мыслительные операции: умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Правильно организованная проверка знаний и умений затрагивает чувственную сферу учащихся, способствует развитию у них интереса к предмету, а главное - способствует развитию у школьников самооценки, побуждая желание успешно учиться.

Контроль за усвоением основных знаний и умений учащихся служит ориентиром для родителей, информируя об учебе их детей, а также для учителя, показывая достижения и недочеты его преподавания. Таким образом, проверка знаний и умений учащихся выполняет обучающую, воспитывающую, развивающую, мотивационную и контролирующую функции и этим самым служит общей цели и задачам обучения.

Проверка - сложный элемент процесса обучения, требующий от учителя большого творчества и мастерства. Далеко не каждому учителю удается правильно установить время и место проверки, умело сочетать разные методы и приемы, заставить работать весь класс на протяжении всего урока. Практика обучения показывает, что при проверке знаний по биологии преобладает индивидуальный опрос, который растягивается на 20-25 минут. В результате не всегда хватает времени на объяснение нового материала, его осмысливание учащимися, закрепление и домашнее задание. Это приводит к перегрузке школьников дома.

Для осуществления проверки необходима ориентировка на раздел программы "Основные требования к знаниям и умениям учащихся", что позволяет выделить основное содержание и сосредоточить внимание учащихся на учебном материале.

При обучении биологии используются следующие методы проверки:

  • Устная
  • Письменная
  • Практическая.

Основным методом проверки служит устный опрос учащихся, к нему предъявляются большие требования. Готовясь к устной проверке, необходимо отобрать и правильно сформулировать вопросы, разработать требования к содержанию, объему устных ответов учащихся при различных видах учета знаний.

В устную проверку необходимо включать вопросы, выясняющие главное, существенное, побуждающие учащихся активно мыслить (сравнивать, обобщать, приводить доказательства, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи). Например, в устную проверку знаний учащихся о покрытосеменных растениях целесообразно включить следующие вопросы и задания: почему покрытосеменные растения заняли господствующее положение на Земле? Как человек создал большое многообразие сортов культурных растений, отвечающих его потребностям?

Для проверки знаний по теме "Цветок и плод" можно использовать следующие вопросы: из каких частей состоит цветок? Какие виды соцветий вы знаете? Каково биологическое значение соцветий? Назовите особенности цветков, опыляемых насекомыми. Какие приспособления имеются у растений к перекрестному опылению ветром? Как происходит оплодотворение у растений? Почему запрещен массовый сбор цветущих растений?

Очень важно приучить учащихся пояснять устные ответы схематическими рисунками, диаграммами, таблицами. Этот прием заставляет учащихся точнее выражать мысли, конкретизировать знания и приводить их в определенную систему. Например, после изучения темы "Семейство мотыльковых" можно предложить заполнить таблицу.

"Характеристика клевера лугового"

Среда обитания Ареал Связи с факторами неживой природы Связи с факторами живой природы Значение в природе и народном хозяйстве
         

Наряду с индивидуальным применяется уплотненный опрос и фронтальная устная проверка. При этом необходимо кратко и точно выражать свои мысли. Прослушивание кратких ответов должно завершаться обобщением и выводами.

При выборе методов проверки необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников; например, детям, страдающим дефектом речи, целесообразно отвечать письменно и графически, но не устно.

Слушая ответ, учитель также имеет возможность судить о речи ученика, его памяти, развивать и совершенствовать их, обучать логическому мышлению. Кроме того, для большинства учащихся изложить свои знания устно значительно легче, чем письменно.

Однако у метода устной проверки имеется существенный недостаток: он занимает значительное количество времени на уроке и нередко во время опроса часть учащихся пассивна, невнимательна к ответам своих товарищей.

Устная проверка может проводиться с использованием средств наглядности. Учитель предлагает ученику сначала рассказать о строении и значении какого-либо растительного объекта, например корневого волоска, а затем нарисовать его. Применяя этот прием, обнаруживается несовпадение устного ответа с выполненным рисунком. Обычно учащиеся правильно рассказывают о строении объекта, а в рисунке допускают ошибки.

Правильный устный ответ в данном случае является результатом формально заученного текста учебника, а не осознанного его усвоения. Поэтому наряду с устным индивидуальным опросом целесообразно проводить письменно-графическую проверку, позволяющую выяснить правильность сформированных представлений у класса.

Объективность проверки знаний о строении объекта значительно повышается, если рисунок выполняется в ходе устного ответа ученика. Этот прием вызывает у него активную мыслительную деятельность, так как требует согласованности речи и практических действий, а в случае возникших противоречий побуждает его устранять их. Применение этого приема проверки заставляет учащихся при изучении нового материала быть внимательными при восприятии предметов, явлений, воспитывает у школьников наблюдательность и формирует умение выражать наблюдаемое в речи.

Интересным способом является применение схем-обманок. На классной доске (или карточке) выполняется рисунок объекта, но в нем отсутствуют какие-либо части, или они неправильно расположены относительно друг друга. Например, в изображенных на рисунках растительных клетках в одном из них не нарисованы пластиды, в другом - отсутствует ядро. Учащимся, предлагается внимательно рассмотреть рисунки и определить, правильно ли изображено строение растительной клетки. После устного ответа учащиеся должны внести необходимые исправления, дополнения и доказательства правильности выполнения задания.

Большое значение имеет сочетание устного опроса с методом практической проверки. Поэтому характерной особенностью современного урока является увеличение объема самостоятельных работ учащихся.

Одним из методов оценки знаний и умений учащихся выделяют письменную проверку. Она используется в тех случаях, когда требуется дать описание натуральных объектов, сравнить виды растений, составить различного рода схемы, рисунки, заполнить таблицы, сформулировать выводы из практических или лабораторных работ. Письменно можно проверять наиболее важные и существенные знания, которые требуют лаконичных ответов.

  1. Наиболее эффективными являются следующие приемы письменно-графической проверки знаний, на выполнение которых обычно отводится от 5 до 10 минут.
  2. Приведу примеры наиболее типичных заданий, выполнение которых занимает от 5 до 10 минут,
  3. Выполнить работу в тетрадях на печатной основе.
  4. Заполните таблицу.
  5. Выполнить схематические рисунки, диаграммы и подписи к ним.

Главное достоинство письменной и графической проверок, заключается в том, что они позволяют выяснить знания одновременно целого класса за сравнительно короткий срок и тем самым обеспечить систематический контроль за усвоением материала учащимися.

В настоящее время проверка должна удовлетворять определенным требованиям: проводиться быстро, мобильно, разнообразными методами и приемами. Очень перспективный и педагогически важный прием проверки - решение биологических задач. Для оперативной проверки знаний уместны тесты, рассчитанные на выбор одного правильного ответа из нескольких правдоподобных. В своей практике, особенно в 5 классе, к тестам добавляю рисунки-подсказки. Это очень оживляет проверку знаний учащихся.

Однако применение тестов не позволяет получить развернутые ответы и определить умение учащихся связно и последовательно излагать свои мысли, делать выводы и обобщения. Чтобы в какой-то мере устранить указанный недостаток, целесообразно сочетать тестовую проверку с устной. С этой целью после тестового задания включается вопрос, который требует от учащихся подготовки устного ответа, помогающего им осмыслить фактический материал.

Эффективность проверки знаний и умений во многом зависит от характера домашних заданий, которые должны быть разнообразными. Домашние задания должны быть направлены и на усвоение выделенных в программе умений.

Домашние задания могут быть:

  • обязательными для всех,
  • дополнительными (по желанию),
  • фронтальными,
  • групповыми,
  • индивидуальными,
  • репродуктивными,
  • поисковыми,
  • творческими,
  • кратковременными (к следующему уроку)
  • долговременными (наблюдения в природе).

Домашнее задание может быть дано по учебнику и по дополнительной литературе. Интересно проходят уроки, на которых учащиеся готовят доклады, презентации и дополнительный интересный материал.

Специальный (заключительный) урок посвящается распределению между учащимися летних заданий, рекомендованных в программе. Выполнение летних заданий имеет большое образовательное и воспитательное значение. Учащиеся овладевают практическими умениями, а также исследовательскими умениями, связанными с проведением наблюдений и опытов. Для контроля, за выполнением летних заданий, и проверки усвоения умений, учащимся целесообразно раздать инструктивные карточки, по которым оформляются отчеты о выполнении летних заданий.

Такова, например, инструктивная карточка для проведения наблюдений за муравьями.

  1. Найдите в лесу муравейник. Определите вид дерева, около которого он располагается. При помощи компаса установите, на какую часть света ориентирован муравейник.
  2. Определите форму, размеры муравейника и материал, из которого он построен.
  3. Рассмотрите, что муравьи приносят в муравейник и что выносят из него.
  4. Положите около муравейника мертвого слепня, крупную муху или другое насекомое. Проследите, как муравьи будут доставлять пищу в муравейник.
  5. Постарайтесь найти вокруг муравейника муравьиные тропы и зарисуйте их план (на отдельном листе отчета).
  6. Возьмите прутик и проведите черту поперек муравьиной тропы. Как изменилось поведение муравьев? Каким образом восстанавливается движение по тропе?
  7. Подумайте и ответьте на вопросы: Какое значение для муравьев имеет колониальный образ жизни? Почему муравьи относятся к охраняемым животным?

Проверка усвоения знаний и умений в их системе осуществляется благодаря применению следующих видов учета успеваемости:

  • текущего,
  • тематического,
  • периодического
  • заключительного.

Текущий учет позволяет выявить в ходе учебного процесса достигнутый учащимися уровень усвоения учебного материала и своевременно принять меры к устранению обнаруженных пробелов в знаниях.

Тематический учет способствует приведению в систему знаний и умений учащихся, дает им возможность увидеть содержание темы в целом, проследить за развитием основных понятий и явлений, осмыслить взаимосвязи между ним.

Периодический учет применяется лишь в некоторых случаях, т.е. в настоящее время итоговый балл за учебную четверть и полугодие выводится на основе данных текущего и тематического учета, без дополнительной специальной проверки. Выведение итогового балла за четверть должно базироваться на основе учета усвоения всех важных объектов проверки, динамики успеваемости и стабильных текущих оценок. Необходимость в дополнительной проверке возникает, когда учитель сомневается в усвоении учебного материала какой-то частью учащихся.

Заключительный учет осуществляется при подведении итогов успеваемости за год. Проводится он в основном в обобщающих темах программы. В них воспроизводится самое главное и существенное, что изучалось в течение года, но на более высоком уровне и в более широких взаимосвязях, углубляющих понимание ведущих идей курса, подводящих учащихся к выводам мировоззренческого характера.

Таким образом, активизация учебно-познавательной деятельности учащихся при проверке их знаний и умений на уроке способствует:

1) преемственность классных и домашних заданий, их связь с главными вопросами урока, усложнение в соответствии с развитием учебных, интеллектуальных и практических умений учеников;

2) сочетание различных средств и приемов проверки знаний и умений в зависимости от места проверки в структуре урока;

3) разнообразие домашних заданий, опора на внеклассное чтение, летние задания.

Психологи установили, что первоначально все сведения, которые получают дети из различных источников (от учителя, из книг, окружающей среды), запечатлеваются в оперативной памяти. Здесь они хранятся не более двух суток, причем 70-80 % из них забываются в первые сутки. Лишь немногие из первоначально воспринятых сведений из оперативной памяти переходят в долговременную, сохраняющую их от нескольких месяцев до нескольких лет. В психологической науке уделяется большое внимание изучению условий, при которых сведения из оперативной памяти переходят в долговременную. Ими установлена следующая закономерность: в долговременную память переходят те знания, которые повторены 2-3 раза в течение первых двух суток, т. е. пока знания сохраняются в оперативной памяти. Если повторение произойдет после трех дней, знания уже забудутся, все придется начинать сначала.

Отсутствие закрепления только что приобретенных знаний, а также повторения их на следующем уроке приводит к тому, что учителю и учащимся приходится снова тратить время на новое заучивание забытого.

Следовательно комплексное применение методов дает возможность проверять одновременно всех или значительное число учащихся на уроке, систематически и объективно выявлять усвоение наиболее важных сторон знаний и умений с затратой небольшого количества времени на выполнение задания или ответ, а от учителя на их проверку.

Список литературы.

  1. Белов И.Г., Корчагина В.А. "Уроки ботаники в 5-6 классах" М., "Просвещение".
  2. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. "Общая методика преподавания биологии" М., "Просвещение".
  3. Гашкова О.А. "Практические занятия по общей ботанике" М., "Просвещение".
  4. Мягкова А.Н. и др. "Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии". М., "Просвещение".
  5. Никишов А.И. "Как обучать биологии" М., "Владос".
  6. Никишов А.И. "Тетрадь для оценки качества знаний по биологии" М., "Дрофа".
  7. Падалко Н.В., Федорова В.Н. "Методика обучения ботанике" М., "Просвещение".
  8. Сухова Т.С., Кучменко В.С. "Биология" М., "Вента-Граф".