Урок-путешествие по теме "Устное сложение и вычитание в пределах 100"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: совершенствование вычислительных навыков; развитие логического мышления и памяти, умения сравнивать, воспитание внимательности, любви к природе.

Оборудование: рисунки обитателей острова, корабля; разноуровневые карточки, тестовые задания.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие к “ Острову Робинзону Крузо.” Запишем наше время отправления. (Пишут дату).

II. Минутка чистописания.

- В этом корабле мы отправляемся в пространство “Море”. Номер корабля 26.
- Это число состоит из каких цифр? (2 и 6). Какое число еще можно составить из этих цифр?(62). Давайте запишем эти числа в тетради.

III. Устный счет.

Учитель: Путешествие далекое, интересное, но опасное, поэтому мы собой берем самых смелых, умных математиков. А есть ли среди вас такие? Это мы проверим, когда вы выполните эти задания.

Математический диктант.

  1. На сколько надо увеличить 20, чтобы получить 60?
  2. Запишите число, в котором 4 десятка и 5 единиц. Уменьши его на 2 десятка.
  3. Уменьшаемое – 7 десятков ,вычитаемое 7 единиц. Найти разность.
  4. Первое слагаемое 53, второе 5 . Найди сумму.
  5. Найти разность чисел 60 и 20.
  6. Увеличить 23 на 7.
  7. Сумма двух слагаемых равна 80. Первое слагаемое 30. Чему равно второе слагаемое?
  8. Какое число меньше 23 на 8?
  9. Какое число надо увеличить на 3, чтобы получилось 35?

(Ответы показывают сигнальными карточками).

IV. Путешествие к “ Острову Робинзону Крузо”.

Учитель: Молодцы! Вы все хорошо справились с этим заданием, и мы можем смело отправиться в путешествие. Проходите на корабль по рядам парами.

Проходя, ученики устно решают примеры и говорят ответы.

I ряд: 32-9=… ( 23). 95-6=… (89). 56-20=… (36).
II ряд: 67+5=… ( 72). 46+9=… (55). 36+20=… (56).

Учитель: Располагайтесь поудобнее, любуйтесь морем, дышите свежим воздухом. Итак, в путь!

- Наш корабль подходит к острову и нас встречает попугай Кеша. Он просит о помощи в решении примеров.

78+9=…(87) 43-4=…(39)
36+5=…(41) 58-9=…(49)

Попугай Кеша благодарит вас за помощь и прощается с нами.

Учитель: Мы снова отправляемся в путь. Перед нами остров “Обезьян”.

Хозяйка острова приготовила для каждого письма с интересными заданиями.

Индивидуально – дифференцированная работа.

Расставить в примерах нужные знаки: “+” или “ -”.

1 уровень (для сильных) : 42*6*6=30 ( - , - ) . 37*8*5=40 ( + , - ) .
2 уровень (для средних) : 20*3*6=17 ( + , - ) . 28*7*1=20 (- , - ).
3 уровень (для слабых) : 15*5*5=5 ( - , - ) . 20*3*7=10 ( - , - ) .

Учитель: Наш корабль продолжает путь. Мы доплыли до острова “Слонов”.

Хитрый слоненок приготовил для вас два хитрых примера:

84-40=26
80-44=36

- В чём хитрость в этих примеров?

Ученики: В первом примере вычитаем четыре десятка, во втором четыре десятка и четыре единиц.

- Правильно ли слоненок их решил? Найдите ошибку.
- Правильный ответ: 84-40=44 (Отвечая на вопросы, ученики продолжают путешествие).

Учитель: Что это? Необитаемый страшный остров? Дети нас захватил удав.

Если вы не ответите на его задание, он нас не выпустит. Быстрее, дети, за работу.

Тест:

1. Увеличить числа 43, 9, 50, 34 на 5.

Ответы:

2. Вставь в клеточки пропущенные числа:

А.
60+*=80 99+1=*
56-*=50 70-*=40

Б.
90-53=90-*-3=*
58-20=50-20+*=*

3. Расставь порядок действий в выражениях и найди значения.

А. 73-70+18=…
Б. 54+(18-9)=…
В. 67-(17+3)=…

4. Верно +. Неверно - .

А. Если 57 увеличить на 30, то получится 60.
Б. Разность чисел 49 и 5 равна 44.
В. Если к числу 67 прибавить 8, то получится 75.
Г. Сумма чисел 54 и 3 равна 57.
Д. Если 79 уменьшить на 8, то получиться 70.

5. Верно (+) или неверно (-) найдено неизвестное число?

А. …+6=21(15)
Б. 4 +… =38 (24)
В. …-8=30 (37)

6. Сравни суммы в каждой строке , не выполняя действия , и поставь знак сравнения.

38+42…42+38
39+26…37+24

1 2 3 4 5 6 Количество баллов Оценка
               

- Ура, у нас получилось! Мы ответили на его задание. Нужно быстрее добраться на корабль. Нас ждет Робинзон Крузо.
- Ребята, всё–таки кто–то из диких зверей успел навредить корабль. Ищите пробоины!

26+38+4+2=60 (70)
49+6+11+4=80 (70)
19+20+1+10=40 (50)

- Пробоины найдены, ответы исправлены.
- Мы приплыли к острову Робинзону Крузо. Дети, встречайте его. (Все счастливы . Дети хлопают в ладоши).

- Время путешествия подходит к концу. Вернуться из путешествия нам помогут знаки “<”, “>”, “=”. Их надо поставить вместо “звездочек” в примере №5 (страница 58) так, чтобы равенства были верными.

91+9*9+91 ( = ) 100-45*65 ( < )
68+7*48+7 ( > ) 55-40*15 ( < )

(Работа выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой).

V. Подведение итогов урока – путешествия.

1. Итог урока.
2. Выставление оценок .
3. Домашнее задание: №4, страница 58.

VI. Заключение.

- Как вы повзрослели! И, наверное, стали ещё сообразительнее. Давайте, я проверю: “Брату 7 лет, а сестре 5. Сколько лет исполнится сестре, когда брату будет 10?” (8).
- Молодцы, ребята! Вы настоящие путешественники: умные, знающие, добрые.