Урок русского языка во 2-м классе по теме "Обобщение знаний об именах существительных. Повторение изученных правил написания слов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развитие у обучающихся обобщённого представления об именах существительных, как о словах, обозначающих предметы и отвечающих на вопросы: кто? что?;
  • формирование умения правильно писать слова с парными согласными на конце слова;
  • развивать мелкую моторику и орфографическую зоркость;
  • воспитывать положительное отношение к урокам русского языка;
  • коррекция памяти, внимания, мышления.

Ход урока

1. Организационный момент.

Кинезеологическое упражнение “ Шапка для размышлений” (для улучшения слуховой памяти, ясности восприятия и речи)

Каждый час всегда, везде,
На уроке и в игре
Чётко, громко говорим
И тихонько сидим.

- На сегодняшнем уроке мы будем работать по следующему плану:

  1. Секреты букв.
  2. Загадочный гость.
  3. Запоминайка.
  4. Словарик.
  5. Путаница.
  6. Книжкины задания.
  7. Прятки.

2. Коррекция внимания.

На доске цепочка букв: абдедеибкдсн

  • Посмотрите внимательно на эту цепочку букв и скажите, какая буква встречается чаще других?
  • Назовите звуки, которые она обозначает, и дайте им характеристику.
  • Есть ли у них пара по глухости-звонкости? Назовите их.
  • На минутке чистописания мы напишем эти две буквы (д,т)

(Дети пишут без отрыва целую строчку, кому трудно - пишут по частям).

3. Сообщение темы, целей.

- А теперь отгадаем загадку.

Давно живу я в мире этом, знаю название предметам.

- О какой части речи говорится в этой загадке?

На сегодняшнем уроке мы повторим, обобщим всё, что узнали об имени существительном.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Сегодня на уроке у нас гость - мальчик-существительное.

(На доске плакат с человеком)

- Рассмотрите внимательно нашего гостя. Давайте вместе вспомним, что обозначают имена существительные, на какие вопросы отвечают.

Развитие орфографической зоркости, правильности письма.

  • Ребята, как звали героя сказки, который учился красиво и грамотно писать (Буратино). Буратино тоже получил задание. И вот как он его выполнил.

Плывёт по речке плод.
А на груше зреет плот.

  • Посмотрите внимательно, всё ли здесь верно?
  • Какие правила не повторил Буратино?
  • Как проверить парные согласные на конце слов?
  • Спишите без ошибок.
  • Найдите в тексте слова, обозначающие предметы и задайте к ним вопросы.
  • Какой вопрос задавали к словам? (Что?) Почему? (Предметы неодушевлённые)
  • В каких случаях к именам существительным мы задаём вопрос Кто? (Одушевленные)

4. Физминутка.

  • Коррекция зрения “Зоркие глазки”
  • Коррекция моторики “Мы чижи…”

5. Упражнения на развитие зрительного восприятия, памяти.

А) Учитель предлагает рассмотреть картинки с изображением живых и неживых предметов.
Б) Предлагается назвать сначала живые, затем неживые предметы (с вопросами).
В) Картинки закрываются, записываются на память названия одушевлённых и неодушевлённых существительных (по рядам).

6. Словарная работа. Коррекция зрительного восприятия, внимания.

- Следующий пункт нашего плана. Словарик.

Посмотрите, какое слово принёс нам гость.

алнпе

(Дети отгадывают слово пенал).

  • Что такое пенал?
  • Поставьте ударение, выделите безударную гласную, которую нужно запомнить.
  • Запишите слово, поставьте к нему вопрос.
  • Составьте предложение с новым словарным словом. Предложение записывается под диктовку.
  • Подчеркнуть грамматическую основу, найти слова, обозначающие предметы, поставить к ним вопросы.

7. Физминутка.

Предметы все назвали по порядку.
А теперь мы сделаем зарядку.

Учитель называет предметы. Если одушевлённые - встали на носочки, потянулись, неодушевлённые - сели.

8. Развитие слухового внимания, памяти.

“Путаница” (Устно).

Хлопнуть в ладоши, если слышите слова обозначающие предметы.

Дом, идёт, красивый, деловой, большой, лента, книга, бежит, зима.

9. Самостоятельная работа по учебнику.

Упражнение 237.

Из первого предложения выписать имена существительные, поставить вопросы (коллективная проверка).

10. Домашнее задание.

Коррекция зрительного восприятия и внимания.

Существительные играют в “прятки”. (Детям раздаются карточки. В строчках с буквами находят имена существительные, задают к ним вопросы).

Карточка:

влскотем
деревотсн
ыяисдзаяц
унткнигацье

11. Рефлексия.

  • О какой части речи сегодня говорили на уроке?
  • Кто приходил на урок?
  • Что обозначает имя существительное? На какие вопросы отвечает?
  • Если вы поставите буквы на свои места, вы что-то прочтёте о себе.

М У Н И И К

У каждого ученика под столешницей наклеены снежинки. Предлагается детям их найти. Устная оценка учителя. Выставление отметок.

Литература:

  1. Волина В.В. “Весёлая грамматика”.