Использование компьютерных презентаций в изучении химии

Разделы: Химия, Информатика


Трудно переоценить значение общеобразовательных учреждений в жизни современного общества.

Огромную роль в раскрытии творческого потенциала личности ребенка играют методы и средства обучения. Это та « волшебная палочка», одного прикосновения которой порой бывает достаточно, чтобы пробудить дремлющие в коконе детства интересы, способности и таланты; чтобы на небосклоне науки и прогресса загорелась в будущем новая звезда.

Педагогические разработки базируются на принципе «больше впечатлений, хороших и разных».

Для результативного обучения на любом уровне образования большое значение имеют наглядные пособия разной степени сложности – от муляжей и плакатов до мультимедийных проектов. Это связано с превалирующей ролью образной памяти в процессе усвоения изучаемого материала. Она обеспечивает длительное хранение впечатлений и включает в себя зрительную, осязательную, обонятельную, вкусовую и слуховую. Весьма эффективным для восприятия и запоминания является использование зрительных образов, так как у большинства людей лучше всего развит именно зрительный вид памяти.

Античный философ Гераклий Эфессский заметил, что « глаза – более точные свидетели, чем уши»: 90 % всей информации человек получает при помощи зрения.

При обучении детей и подростков, для которых зрительное восприятие материала имеет первостепенное значение, очень важно применять наглядные пособия.

В число первоочередных задач среднего образования можно включить повышение интереса школьников к изучаемым предметам на основе привнесения дополнительных, положительных эмоций в сам процесс обучения, а также путем углубления знаний прикладного характера.

Становление информационного общества, стремительное расширение масштабов массового производства персональных компьютеров и развитие Интернета способствуют появлению новых возможностей для совершенствования деятельности общеобразовательных учреждений.

Учитывая значимость овладения информационной культурой в современном мире, высокий интерес учащихся (особенно старших классов) к компьютерным технологиям и растущий уровень компьютеризации школ, для решения поставленных задач представляется целесообразным активное внедрение в учебный процесс мультимедийных программных продуктов.

Химия занимает центральное место среди наук о природе и обладает фантастической созидательной силой. Уникальность химии заключается в том, что она не только изучает то, что дано природой, но и сама создает для себя новые и новые объекты исследования, в этом отношении химии нет равных среди других наук.

Особенности предмета «Химия» определяют актуальность использования мультимедиа технологий для изложения материала.

Термин « мультимедиа» происходит от английского слова multimedia, что можно перевести как « многие среды» ( multi – много и media – среда ).

Мультимедиа технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук. Важной её особенностью является интерактивность – отведение пользователю в диалоге с компьютером активной роли.

Компьютерная презентация – это один из типов мультимедийных проектов. Она часто используется при выступлениях на конференциях и совещаниях, во время проведения различных выставок, в рекламе.

Компьютерная презентация состоит из последовательности электронных страниц (слайдов), содержащих мультимедийные объекты: текст, графику, анимацию, видеоматериалы, звуковое сопровождение. В процессе просмотра может быть установлен различный порядок представления слайдов. Для осуществления переходов между слайдами используются или управляющие кнопки или гиперссылки.

Использование компьютерных презентаций в учебном процессе позволило определить назначение презентаций.

Их можно использовать:

  1. В процессе объяснения материала учителем на уроке.

Например, при изучении органической химии темы «Сложные эфиры», презентация является электронным пособием, созданным с помощью офисного приложения Power Point, позволяющей красиво оформить материал, «оживить» демонстрацию с помощью анимации и звука.

Рисунок 1

Рисунок 2

Повышение эффективности объяснения происходит за счет:

  • Возможности для слушателя по ходу выступления учителя готовить конспекты в тетрадях или на компьютере;
  • В дальнейшем учащиеся могут перерабатывать эти конспекты, используя общедоступные источники информации.
  1. В докладе учащегося в ходе урока.

Выступления с опорой на мультимедиа-презентацию улучшают контакт докладчика и аудитории и повышают эффективность выступления.

Повышение эффективности выступления происходит за счет:

  • Представления главных положений выступления на экране;
  • Использование наглядного видеоряда и звукового сопровождения.

Поддержка выступления учащегося тезисами, цитатами, изображениями и звуком позволяет лучше организовать речь и помочь учащемуся, которому трудно выступать перед аудиторией.

  1. При повторении изученного материала, для дистанционного обучения.

Чтобы приблизить материал, изучаемый на уроках химии к жизни, наглядно, понятно и занимательно показать использование химических элементов можно использовать презентацию «Химические элементы в повседневной жизни человека и медицине».

Рисунок 3

Рисунок 4

Данная презентация ориентирована главным образом на школьников, приступающих к изучению химии, а также может быть использована при повторении изученного материала.

Презентация построена таким образом, что учащийся сам может выбирать элементы, которые его интересуют, а может ознакомиться со всеми элементами сразу.

Для этого на таблице химических элементов Д.И. Менделеева в значки элементов помещены гиперссылки на слайды, содержащие информацию об этом элементе. После просмотра слайдов, посвященных данному элементу, учащийся может вернуться к таблице, нажав на кнопку «домой», или продолжить просмотр презентации, нажав на стрелку «вперёд». В любой момент можно вернуться на предыдущий слайд, нажав на стрелку « назад». Управление презентацией ручное, т.к. у людей разная скорость чтения.

  1. При межпредметной интеграции.

Рисунок 5

Рисунок 6

Повышение эффективности происходит за счет:

  • Возможности увидеть связи между предметами,
  • Возможности посмотреть на тему с разных сторон
  1. Во внеклассной работе:
  • при защите проектов, проведении конференций.

Рисунок 7

Рисунок 8

Для того чтобы ученик воспринимал знания, как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный ощутимый результат.

Поэтому в основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы.

Использование мультимедиа – презентаций зависит :

  • от технических средств оснащения учебного процесса,
  • от творческих способностей учителей и учащихся.

Компьютерная презентация охватывает самые разные области знаний. Это позволяет решать задачи индивидуализации и специализации обучения в рамках образовательной школьной программы, отражать те или иные аспекты развивающейся личности ребенка.