Цели и задачи урока:
-
знакомство с творчеством Н.Н. Носова, особенностями юмористического рассказа.
Используемые приёмы:
-
антиципация (умение предвидеть сюжет),
-
составление «диафильма»,
-
составление характеристики героев,
-
литературное слушание мастера слова.
Ход урока
1. Цель первого этапа урока мотививовать учащихся.
Используемый приём – диалог, опора на читательский опыт учащихся.
- Знакомы ли вы с писателем? Какие произведения знаете? Хотите узнать больше?
Представьте, что в нашем классе открылся музей писателя. Нас окружают различные предметы. Они должны помочь нам больше узнать о писателе.
2. Сообщение биографических сведений о Н.Н. Носове. Активизация речевой деятельности учащихся, привлечение жизненного опыта.
Ученики рассматривают экспонаты музея, высказывают свои предположения, учитель обобщает, подводит к выводу.
Фотоаппарат - Николай Николаевич закончил Московский институт кинематографии.
Плёнка- 20 лет проработал в кино.
Кассета с мультфильмами - режиссёр.
Орден Красной Звезды - участник Великой Отечественной войны.
Книга о Незнайке - трилогия получила всеобщее признание.
Можно включить небольшой фрагмент мультфильма с Незнайкой.
3. Знакомство с выставкой книг Н.Н. Носова.
Заслушиваются несколько рассказов детей о прочитанных книгах. Ребята делятся своими впечатлениями о прочитанном.
4. Знакомство с новым рассказом «Живая шляпа»
-Ребята, у меня не совсем обычный вопрос к вам. Какая может быть шляпа? На нашем уроке шляпа – живая! (название произведения закрыто для детей)
Литературное слушание.
Включается запись литературного произведения в исполнении мастера слова.
Перед включением записи, учитель выделяет 4 группы детей, которые по ходу слушания проводят наблюдения и отвечают на вопросы.
- Большой или небольшой объём?
- Сколько событий происходит?
- В течении какого времени мальчики сражались со шляпой?
- Сколько героев?
Задание для всех - определить жанр произведения.
5. Эмоциональный отклик на произведение. Особенности жанра.
- Кто во время слушания ни разу не улыбнулся?
Не трудно догадаться, что таких детей в классе нет.
Дети определяют жанр произведения - юмористический рассказ.
Выделяются особенности рассказа, как малой формы повествовательной литературы на основе наблюдений групп. Вывод оформляется на доске (возможно оформление слайдов на интерактивной доске).
- Небольшой объём
- Один эпизод
- Одно событие в жизни героя
- Небольшое количество героев
6. Чтение произведения. Создание юмористического диафильма.
Деление текста на смысловые части, составление сюжетной линии. На доске закрепляются отдельные листы, как кадры фильма. Можно использовать слайды в виде презентации со словами автора.
Мы разделили текст на 6 эпизодов. Каждый кадр нашего диафильма подписали словами автора. При делении на кадры, ребятам помогали следующие вопросы:
- Какой случай стал началом для всего рассказа?
= Шляпа соскользнула с комода и накрыла Ваську.
- Как зовут героев, которые появились в следующем кадре?
= Володя и Вадик раскрашивали картинки.
- Где происходит действие сначала, а где потом?
= Сначала ребята увидели живую шляпу в комнате, но испугались и прибежали на кухню.
- Как ребята сражались со шляпой?
= Взяли кочергу и лыжную палку. Стреляли в шляпу картошкой.
- Найдите место развязки в рассказе?
= Мяу! – закричало что-то.
Необходимо предусмотреть возможность озвучить или прочитать по ролям понравившийся кадр фильма.
7. Характеристика героев.
В ходе беседы выясняется над чем и над кем смеётся автор? Злой это юмор или добрый? Любит ли автор своих героев?
Ребятам предлагается выбрать из предложенных слов те, которые подойдут для характеристики Вадика и Володи.
ДЕЯТЕЛЬНЫЕ
ТВОРЧЕСКИЕ
АКТИВНЫЕ
ЛЕНИВЫЕ
Вспоминая героев других рассказов Н.Н. Носова, ребята приходят к выводу, что не только Вадик и Володя деятельные, творческие, активные, но и многие другие его мальчишки. С такими хочется дружить.
8. Итог урока.
-Серьёзный, взрослый человек, участник войны Николай Николаевич пишет юмористические рассказы, как вы думаете почему?
Класс предлагал множество ответов, но один особенно запомнился.
= С юмором и доброй шуткой жизнь становится радостней.