Конспект урока по литературному чтению во 2-м классе по теме: "Н.Н. Носов. "Живая шляпа"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • знакомство с творчеством Н.Н. Носова, особенностями юмористического рассказа.

Используемые приёмы:

  • антиципация (умение предвидеть сюжет),

  • составление «диафильма»,

  • составление характеристики героев,

  • литературное слушание мастера слова.

Ход урока

1. Цель первого этапа урока мотививовать учащихся.

Используемый приём – диалог, опора на читательский опыт учащихся.

- Знакомы ли вы с писателем? Какие произведения знаете? Хотите узнать больше?

Представьте, что в нашем классе открылся музей писателя. Нас окружают различные предметы. Они должны помочь нам больше узнать о писателе.

2. Сообщение биографических сведений о Н.Н. Носове. Активизация речевой деятельности учащихся, привлечение жизненного опыта.

Ученики рассматривают экспонаты музея, высказывают свои предположения, учитель обобщает, подводит к выводу.

Фотоаппарат - Николай Николаевич закончил Московский институт кинематографии.

Плёнка- 20 лет проработал в кино.

Кассета с мультфильмами - режиссёр.

Орден Красной Звезды - участник Великой Отечественной войны.

Книга о Незнайке - трилогия получила всеобщее признание.

Можно включить небольшой фрагмент мультфильма с Незнайкой.

3. Знакомство с выставкой книг Н.Н. Носова.

Заслушиваются несколько рассказов детей о прочитанных книгах. Ребята делятся своими впечатлениями о прочитанном.

4. Знакомство с новым рассказом «Живая шляпа»

-Ребята, у меня не совсем обычный вопрос к вам. Какая может быть шляпа? На нашем уроке шляпа – живая! (название произведения закрыто для детей)

Литературное слушание.

Включается запись литературного произведения в исполнении мастера слова.

Перед включением записи, учитель выделяет 4 группы детей, которые по ходу слушания проводят наблюдения и отвечают на вопросы.

  • Большой или небольшой объём?
  • Сколько событий происходит?
  • В течении какого времени мальчики сражались со шляпой?
  • Сколько героев?

Задание для всех - определить жанр произведения.

5. Эмоциональный отклик на произведение. Особенности жанра.

- Кто во время слушания ни разу не улыбнулся?

Не трудно догадаться, что таких детей в классе нет.

Дети определяют жанр произведения - юмористический рассказ.

Выделяются особенности рассказа, как малой формы повествовательной литературы на основе наблюдений групп. Вывод оформляется на доске (возможно оформление слайдов на интерактивной доске).

  • Небольшой объём
  • Один эпизод
  • Одно событие в жизни героя
  • Небольшое количество героев

6. Чтение произведения. Создание юмористического диафильма.

Деление текста на смысловые части, составление сюжетной линии. На доске закрепляются отдельные листы, как кадры фильма. Можно использовать слайды в виде презентации со словами автора.

Мы разделили текст на 6 эпизодов. Каждый кадр нашего диафильма подписали словами автора. При делении на кадры, ребятам помогали следующие вопросы:

- Какой случай стал началом для всего рассказа?

= Шляпа соскользнула с комода и накрыла Ваську.

- Как зовут героев, которые появились в следующем кадре?

= Володя и Вадик раскрашивали картинки.

- Где происходит действие сначала, а где потом?

= Сначала ребята увидели живую шляпу в комнате, но испугались и прибежали на кухню.

- Как ребята сражались со шляпой?

= Взяли кочергу и лыжную палку. Стреляли в шляпу картошкой.

- Найдите место развязки в рассказе?

= Мяу! – закричало что-то.

Необходимо предусмотреть возможность озвучить или прочитать по ролям понравившийся кадр фильма.

7. Характеристика героев.

В ходе беседы выясняется над чем и над кем смеётся автор? Злой это юмор или добрый? Любит ли автор своих героев?

Ребятам предлагается выбрать из предложенных слов те, которые подойдут для характеристики Вадика и Володи.

ДЕЯТЕЛЬНЫЕ

ТВОРЧЕСКИЕ

АКТИВНЫЕ

ЛЕНИВЫЕ

Вспоминая героев других рассказов Н.Н. Носова, ребята приходят к выводу, что не только Вадик и Володя деятельные, творческие, активные, но и многие другие его мальчишки. С такими хочется дружить.

8. Итог урока.

-Серьёзный, взрослый человек, участник войны Николай Николаевич пишет юмористические рассказы, как вы думаете почему?

Класс предлагал множество ответов, но один особенно запомнился.

= С юмором и доброй шуткой жизнь становится радостней.