Программа элективного курса для учащихся 10-х классов "Конфликтология. Культура общения"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Важнейшая задача школьного обучения – формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, как они взаимодействуют и общаются, умеют ли сотрудничать с представителями старшего возраста и сверстниками и строить конструктивно-партнерские взаимоотношения. Оптимистическая перспектива жизни и коммуникативные умения способствует построению гармоничных взаимоотношений с другими людьми и позитивному целостному становлению личности учащихся, начиная с юношеского возраста.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года так определяет социальные требования к системе школьного образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Юность – это период жизни от отрочества до взрослости. Возрастные границы здесь достаточно условны, хотя в различных периодизациях они определяются от 15 – 16 до 21 – 25 лет. Старшеклассники – это молодые люди, стоящие на пороге юности, готовящиеся переступить порог взрослой жизни. По сравнению с предыдущими возрастами, ранняя юность имеет свою социальную ситуацию развития, перед старшеклассниками встают новые жизненные задачи, в решении которых происходит их психосоциальное развитие. Прежде всего – это серьезная задача выбора дальнейшего жизненного пути. В связи с этим меняется и ситуация взаимодействия старшеклассника с социальным окружением. Происходит смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Возникает особый интерес к общению со взрослыми. С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Однако к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, а вот общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. А также, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру – к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. Содержание такого общения – реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно поддерживает самопринятие и самоуважение.

В личностном развитии старшеклассники все больше приобретают качеств, связанных с взрослостью. Для ранней юности характерно устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение), и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе своё будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

В развитии эмоциональной сферы старшеклассник заметно отличается от подростка. К 15 – 16 годам нервная система становится более уравновешенной. Как правило, юноши менее раздражительны и более оптимистичны, чем подростки. Отличительной особенностью юношеских эмоций является их достаточно высокая избирательность. Юноши, по сравнению с подростками, лучше управляют своим эмоциональным состоянием, их настроение более устойчиво, оно в меньшей мере зависит от нервной системы и в большей степени определяется факторами среды. Однако и в юношеском возрасте наблюдается повышенная эмоциональность.

Программа элективного курса для учащихся 10-ых классов «Конфликтология. Культура общения» призвана помочь старшеклассникам на нелегком переломном этапе возрастного развития.

Цели курса:

  • актуализация субъектной позиции и повышение уровня личностной и социальной компетентности учащихся благодаря получению знаний о себе, о других людях и новых формах и способах взаимодействия со сверстниками и взрослыми, расширение границ восприятия самого себя и других людей.

Задачи курса:

  • помочь учащимся в определении своих интересов и склонностей;
  • помочь учащимся в выявлении особенностей своего характера и темперамента, эмоционально-волевой и познавательной сфер;
  • знакомство старшеклассников с культурой общения;
  • развитие коммуникативных умений и позиции сотрудничества с учетом интересов обеих сторон и в ситуации решения совместных командных задач;
  • обучение способам построения конструктивно-партнерских взаимоотношений с другими людьми.

Форма проведения занятий – уроки, которые включают в себя:

  • беседы, диспуты, в ходе которых учащиеся в доступной форме знакомятся с особенностями построения субъектной позиции в общении и учебно-познавательной деятельности;
  • практические задания (тесты, анкеты, опросники, проективные методики и др.), в ходе выполнения которых десятиклассники получают информацию о себе, о способах взаимоотношений с другими людьми;
  • сюжетно-ролевые и командные игры, в ходе участия в которых учащиеся имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, бесконфликтного общения, отработать навыки принятия решения, осуществить попытки построения конструктивно-партнерских взаимоотношений и сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

На занятиях полностью исключаются авторитарные способы воздействия, бальная система оценок, в конце каждого полугодия учащимся выставляется зачет. Программа включает 35 часов групповых учебных занятий (1 час в неделю), проводимых в течение учебного года.

В данной программе выделены 3 тематических блока:

  • «Основы социальной психологии»;
  • «Конфликтология и элементы психологии управления»;
  • «Культура общения и конструктивного взаимодействия».

Предполагаемый результат реализации программы: актуализация субъектной позиции и повышение уровня личностной и социальной компетентности учащихся благодаря получению знаний о себе, о других людях и новых формах и способах взаимодействия со сверстниками и взрослыми, расширение границ восприятия самого себя и других людей, развитие коммуникативных умений, формирование позитивного психологического климата в классе и др.

Тематический план занятий

№№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Материалы для самодиагностики

Психологические приемы и возможности

1

2

3

4

5

1.

Введение в обучающий элективный курс

1

Анкета «Знакомство»

Анкетирование, групповая дискуссия

2.

Основы социальной психологии

2

Игра «Схематизация», составление информационных бюллетеней

Групповой анализ и составление схем, дискуссия

3.

История социальной психологии

1

Презентация проектов и рефератов

Проектная деятельность и реферирование

4.

Социально-психологические феномены

1

Игра «Первое впечатление», «Ошибки восприятия»

Групповая дискуссия, рефлексия

5.

Феноменология малых групп

1

Упражнения «Группа или коллектив», «Групповая сплоченность»

Групповая дискуссия, обратная связь

6.

Процессы возникновения, функционирования и развития групп

1

Командная игра «Групповая динамика», опросник «Мои цели»

Демонстрационная игра, письменный опрос, дискуссия

7.

Социализация и развитие личности

2

Упражнения «Деловые качества», «Угадай, кто?»; групповая дискуссия «Теории социализации личности»

Групповая дискуссия, обратная связь, рефлексия

8.

Феноменология межличностных отношений

1

Игра «Симпатии и притяжения», Тест «Объективность»

Мини-лекция, составление словаря терминов и понятий, рефлексия

9.

Совместимость и срабатываемость

1

Игра «Совместная деятельность»

Мини-лекция, составление словаря, рефлексия

10.

Социальная психология личности

1

Опросник «Самоопределение», проективный рисунок «Я и Моя группа»

Анкетирование, проекция образа, групповая дискуссия

11.

Основы конфликтологии

2

Информационный бюллетень, составление памятки

Групповой диспут, составление схем и памятки

12.

Феноменология и концептуализация конфликта

1

Упражнение «Структура конфликта», «Две противоположные стороны»

Групповая дискуссия, рефлексия, обратная связь

13.

Предрасположенность к конфликтному поведению

1

Опросник М. Томаса

Активизация самопознания, самодиагностика, рефлексия

14.

Сферы конфликтного взаимодействия

1

Опросник Р. Бейлза

Активизация субъектности, самодиагностика, рефлексия

1

2

3

4

5

15.

Способы и методы управления конфликтом

2

Упражнения «Самопрезентация», «Стратегии в диалоге», «Третий не лишний»,

Групповое взаимодействие, рефлексия, обучение приемам разрешения конфликтных ситуаций

16.

Методы преодоления конфликтов и стресса

1

Упражнение «Барьеры общения», «Позитивный стресс»

Рекомендации, обсуждение приемов борьбы со стрессом

17.

Элементы психологии управления

1

Упражнение «Марионетки», «Кто ведущий?»

Мини-лекция, составление рекомендаций и памятки, ОС

18.

Культура общения и конструктивного взаимодействия

1

Упражнение «Формула взаимодействия»

Групповой диспут, решение ситуаций, рефлексия

19.

Феноменология общения

1

Информационный бюллетень, составление словаря

Мини-лекция, составление словаря терминов

20.

Компоненты и средства общения

2

Упражнение «Карта-схема», ролевая игра «Культура общения», «Мафия»

Информационная таблица, составление карты понятий

21.

Культура выступления и элементы ораторского искусства

1

Упражнение «Оратор»

Групповая дискуссия, рефлексия

22.

Культура слушания

1

Упражнение «Ты – мне, я – тебе», игра «Шестое чувство»

Групповая дискуссия, рефлексия

23.

Менеджмент личности

2

Упражнения «Самоорганизация», «Памятка личности»

Составление словаря, групп. дискуссия, рефлексия

24.

Оптимизация развития личности и коммуникации

1

Упражнение «Уверенность в себе»

Групповая дискуссия, рефлексия

25.

Оптимизация общения и процесса принятия решений

1

Упражнение «Умение вести разговор», Игра «Кадровый вопрос»

Ролевая игра, групповая дискуссия, рефлексия

26.

Оптимизация влияния и воздействия

1

Упражнение «Психологическое давление», Методика «КОС»

Самодиагностика, рефлексия

27.

Школа успешного руководителя

1

Упражнение «Как достичь успеха?», Игра «Отдел кадров»

Групповая дискуссия, рефлексия, решение ситуаций

28.

Я – успешный партнер по общению. Проект моего будущего

1

Организационная игра «Остров», Упражнения «Не от своего лица», «Взгляд со стороны»

«Мозговой штурм», рефлексия, обратная связь

29.

Мои достижения и научения. Планирование жизненного пути

1

Проективный рисунок «Мое будущее» или «Я через 10 – 15 лет», Упражнение «Самопрезентация»

Проекция образа и представлений, групповая дискуссия, рефлексия, обратная связь, подведение итогов курса

Список литературы для учащихся

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2000.
  2. Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 2002.
  3. Имидж лидера: Психологическое пособие для политиков / Под ред. Е. Абашкина и др. – М., 1994.
  4. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия / Сост. Б.Н. Лозовский. – М., 1993.
  5. Карнеги Д. Ваше преуспевание в Ваших руках. – М., 1993.
  6. Козакевич Р.В. Конфликтология или Как научиться общаться: Пособие для старшеклассников. – М., 2005.
  7. Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся 10 – 11-ых классов. – М., 1995.
  8. Пиз А. Язык жестов и телодвижений. – М., 2002.
  9. Попов Н.С. Конфликтология: Учебник для учащихся 10 – 11 классов. – М., 2002.

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. – М., 1981. С. 19 – 44.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2000.
  3. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2004.
  4. Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Вопр. психол. 1978. № 1. С. 37 – 50.
  5. Анцыферова Л.И. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и формирование // Психологические исследования социального развития личности / Отв. ред. И.А. Джидарьян. – М., 1991. С. 5 – 38.
  6. Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 2002.
  7. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.
  8. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры // Избр. психол. труды / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М., 1996.
  9. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога старшей школы. – Ростов н / Д., 2004.
  10. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., 1979.
  11. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. – М., 1993.
  12. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992.
  13. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). – М., 1992.
  14. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М., 2001.
  15. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс… - Ростов н/Д., 1991.
  16. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., 1996.
  17. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб., 2000.
  18. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 классы). / Под науч. ред. Л.А. Обуховой. – М., 2005.
  19. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8 – 11 классов. / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М., 1998.
  20. Твоя профессиональная карьера: Методика преподавания курса. / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М., 1998.
  21. Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. – М., 1992.
  22. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М., 2001.
  23. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.