Пояснительная записка
Важнейшая задача школьного обучения – формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, как они взаимодействуют и общаются, умеют ли сотрудничать с представителями старшего возраста и сверстниками и строить конструктивно-партнерские взаимоотношения. Оптимистическая перспектива жизни и коммуникативные умения способствует построению гармоничных взаимоотношений с другими людьми и позитивному целостному становлению личности учащихся, начиная с юношеского возраста.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года так определяет социальные требования к системе школьного образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Юность – это период жизни от отрочества до взрослости. Возрастные границы здесь достаточно условны, хотя в различных периодизациях они определяются от 15 – 16 до 21 – 25 лет. Старшеклассники – это молодые люди, стоящие на пороге юности, готовящиеся переступить порог взрослой жизни. По сравнению с предыдущими возрастами, ранняя юность имеет свою социальную ситуацию развития, перед старшеклассниками встают новые жизненные задачи, в решении которых происходит их психосоциальное развитие. Прежде всего – это серьезная задача выбора дальнейшего жизненного пути. В связи с этим меняется и ситуация взаимодействия старшеклассника с социальным окружением. Происходит смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Возникает особый интерес к общению со взрослыми. С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Однако к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, а вот общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. А также, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру – к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. Содержание такого общения – реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно поддерживает самопринятие и самоуважение.
В личностном развитии старшеклассники все больше приобретают качеств, связанных с взрослостью. Для ранней юности характерно устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение), и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе своё будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.
В развитии эмоциональной сферы старшеклассник заметно отличается от подростка. К 15 – 16 годам нервная система становится более уравновешенной. Как правило, юноши менее раздражительны и более оптимистичны, чем подростки. Отличительной особенностью юношеских эмоций является их достаточно высокая избирательность. Юноши, по сравнению с подростками, лучше управляют своим эмоциональным состоянием, их настроение более устойчиво, оно в меньшей мере зависит от нервной системы и в большей степени определяется факторами среды. Однако и в юношеском возрасте наблюдается повышенная эмоциональность.
Программа элективного курса для учащихся 10-ых классов «Конфликтология. Культура общения» призвана помочь старшеклассникам на нелегком переломном этапе возрастного развития.
Цели курса:
-
актуализация субъектной позиции и повышение уровня личностной и социальной компетентности учащихся благодаря получению знаний о себе, о других людях и новых формах и способах взаимодействия со сверстниками и взрослыми, расширение границ восприятия самого себя и других людей.
Задачи курса:
- помочь учащимся в определении своих интересов и склонностей;
- помочь учащимся в выявлении особенностей своего характера и темперамента, эмоционально-волевой и познавательной сфер;
- знакомство старшеклассников с культурой общения;
- развитие коммуникативных умений и позиции сотрудничества с учетом интересов обеих сторон и в ситуации решения совместных командных задач;
- обучение способам построения конструктивно-партнерских взаимоотношений с другими людьми.
Форма проведения занятий – уроки, которые включают в себя:
- беседы, диспуты, в ходе которых учащиеся в доступной форме знакомятся с особенностями построения субъектной позиции в общении и учебно-познавательной деятельности;
- практические задания (тесты, анкеты, опросники, проективные методики и др.), в ходе выполнения которых десятиклассники получают информацию о себе, о способах взаимоотношений с другими людьми;
- сюжетно-ролевые и командные игры, в ходе участия в которых учащиеся имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, бесконфликтного общения, отработать навыки принятия решения, осуществить попытки построения конструктивно-партнерских взаимоотношений и сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
На занятиях полностью исключаются авторитарные способы воздействия, бальная система оценок, в конце каждого полугодия учащимся выставляется зачет. Программа включает 35 часов групповых учебных занятий (1 час в неделю), проводимых в течение учебного года.
В данной программе выделены 3 тематических блока:
- «Основы социальной психологии»;
- «Конфликтология и элементы психологии управления»;
- «Культура общения и конструктивного взаимодействия».
Предполагаемый результат реализации программы: актуализация субъектной позиции и повышение уровня личностной и социальной компетентности учащихся благодаря получению знаний о себе, о других людях и новых формах и способах взаимодействия со сверстниками и взрослыми, расширение границ восприятия самого себя и других людей, развитие коммуникативных умений, формирование позитивного психологического климата в классе и др.
Тематический план занятий
№№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Материалы для самодиагностики |
Психологические приемы и возможности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Введение в обучающий элективный курс |
1 |
Анкета «Знакомство» |
Анкетирование, групповая дискуссия |
2. |
Основы социальной психологии |
2 |
Игра «Схематизация», составление информационных бюллетеней |
Групповой анализ и составление схем, дискуссия |
3. |
История социальной психологии |
1 |
Презентация проектов и рефератов |
Проектная деятельность и реферирование |
4. |
Социально-психологические феномены |
1 |
Игра «Первое впечатление», «Ошибки восприятия» |
Групповая дискуссия, рефлексия |
5. |
Феноменология малых групп |
1 |
Упражнения «Группа или коллектив», «Групповая сплоченность» |
Групповая дискуссия, обратная связь |
6. |
Процессы возникновения, функционирования и развития групп |
1 |
Командная игра «Групповая динамика», опросник «Мои цели» |
Демонстрационная игра, письменный опрос, дискуссия |
7. |
Социализация и развитие личности |
2 |
Упражнения «Деловые качества», «Угадай, кто?»; групповая дискуссия «Теории социализации личности» |
Групповая дискуссия, обратная связь, рефлексия |
8. |
Феноменология межличностных отношений |
1 |
Игра «Симпатии и притяжения», Тест «Объективность» |
Мини-лекция, составление словаря терминов и понятий, рефлексия |
9. |
Совместимость и срабатываемость |
1 |
Игра «Совместная деятельность» |
Мини-лекция, составление словаря, рефлексия |
10. |
Социальная психология личности |
1 |
Опросник «Самоопределение», проективный рисунок «Я и Моя группа» |
Анкетирование, проекция образа, групповая дискуссия |
11. |
Основы конфликтологии |
2 |
Информационный бюллетень, составление памятки |
Групповой диспут, составление схем и памятки |
12. |
Феноменология и концептуализация конфликта |
1 |
Упражнение «Структура конфликта», «Две противоположные стороны» |
Групповая дискуссия, рефлексия, обратная связь |
13. |
Предрасположенность к конфликтному поведению |
1 |
Опросник М. Томаса |
Активизация самопознания, самодиагностика, рефлексия |
14. |
Сферы конфликтного взаимодействия |
1 |
Опросник Р. Бейлза |
Активизация субъектности, самодиагностика, рефлексия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
15. |
Способы и методы управления конфликтом |
2 |
Упражнения «Самопрезентация», «Стратегии в диалоге», «Третий не лишний», |
Групповое взаимодействие, рефлексия, обучение приемам разрешения конфликтных ситуаций |
16. |
Методы преодоления конфликтов и стресса |
1 |
Упражнение «Барьеры общения», «Позитивный стресс» |
Рекомендации, обсуждение приемов борьбы со стрессом |
17. |
Элементы психологии управления |
1 |
Упражнение «Марионетки», «Кто ведущий?» |
Мини-лекция, составление рекомендаций и памятки, ОС |
18. |
Культура общения и конструктивного взаимодействия |
1 |
Упражнение «Формула взаимодействия» |
Групповой диспут, решение ситуаций, рефлексия |
19. |
Феноменология общения |
1 |
Информационный бюллетень, составление словаря |
Мини-лекция, составление словаря терминов |
20. |
Компоненты и средства общения |
2 |
Упражнение «Карта-схема», ролевая игра «Культура общения», «Мафия» |
Информационная таблица, составление карты понятий |
21. |
Культура выступления и элементы ораторского искусства |
1 |
Упражнение «Оратор» |
Групповая дискуссия, рефлексия |
22. |
Культура слушания |
1 |
Упражнение «Ты – мне, я – тебе», игра «Шестое чувство» |
Групповая дискуссия, рефлексия |
23. |
Менеджмент личности |
2 |
Упражнения «Самоорганизация», «Памятка личности» |
Составление словаря, групп. дискуссия, рефлексия |
24. |
Оптимизация развития личности и коммуникации |
1 |
Упражнение «Уверенность в себе» |
Групповая дискуссия, рефлексия |
25. |
Оптимизация общения и процесса принятия решений |
1 |
Упражнение «Умение вести разговор», Игра «Кадровый вопрос» |
Ролевая игра, групповая дискуссия, рефлексия |
26. |
Оптимизация влияния и воздействия |
1 |
Упражнение «Психологическое давление», Методика «КОС» |
Самодиагностика, рефлексия |
27. |
Школа успешного руководителя |
1 |
Упражнение «Как достичь успеха?», Игра «Отдел кадров» |
Групповая дискуссия, рефлексия, решение ситуаций |
28. |
Я – успешный партнер по общению. Проект моего будущего |
1 |
Организационная игра «Остров», Упражнения «Не от своего лица», «Взгляд со стороны» |
«Мозговой штурм», рефлексия, обратная связь |
29. |
Мои достижения и научения. Планирование жизненного пути |
1 |
Проективный рисунок «Мое будущее» или «Я через 10 – 15 лет», Упражнение «Самопрезентация» |
Проекция образа и представлений, групповая дискуссия, рефлексия, обратная связь, подведение итогов курса |
Список литературы для учащихся
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2000.
- Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 2002.
- Имидж лидера: Психологическое пособие для политиков / Под ред. Е. Абашкина и др. – М., 1994.
- Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия / Сост. Б.Н. Лозовский. – М., 1993.
- Карнеги Д. Ваше преуспевание в Ваших руках. – М., 1993.
- Козакевич Р.В. Конфликтология или Как научиться общаться: Пособие для старшеклассников. – М., 2005.
- Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся 10 – 11-ых классов. – М., 1995.
- Пиз А. Язык жестов и телодвижений. – М., 2002.
- Попов Н.С. Конфликтология: Учебник для учащихся 10 – 11 классов. – М., 2002.
Список литературы
- Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. – М., 1981. С. 19 – 44.
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2000.
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2004.
- Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Вопр. психол. 1978. № 1. С. 37 – 50.
- Анцыферова Л.И. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и формирование // Психологические исследования социального развития личности / Отв. ред. И.А. Джидарьян. – М., 1991. С. 5 – 38.
- Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 2002.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.
- Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры // Избр. психол. труды / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М., 1996.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога старшей школы. – Ростов н / Д., 2004.
- Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., 1979.
- Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. – М., 1993.
- Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). – М., 1992.
- Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М., 2001.
- Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс… - Ростов н/Д., 1991.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., 1996.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб., 2000.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 классы). / Под науч. ред. Л.А. Обуховой. – М., 2005.
- Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8 – 11 классов. / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М., 1998.
- Твоя профессиональная карьера: Методика преподавания курса. / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М., 1998.
- Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. – М., 1992.
- Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М., 2001.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.