Автоматизированная психологическая система управления качеством и эффективностью учебно-познавательной деятельностью учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


«…Бездна таланта тратится на 
усовершенствование деталей, в то
время как нужно было бы   
попытаться  переделать всё здание 
в целом»  
 Французский математик А. Лебег

Известно, что для создания высокоэффективного, высококачественного учебного процесса приходится прикладывать колоссальные  затраты педагогического труда. Но, тем не менее,  использование ряда некоторых психологических приёмов позволяет сравнительно не сложно создать технологию учебного процесса, автоматически поддерживающую учебный процесс на самом высоком уровне эффективности и качества. В традиционной системе учителя и родители как говорится «из кожи лезут» заботясь об успеваемости, о качестве образования своих чад. В нашей автоматизированной психологической системе управления качеством учебно-познавательного процесса «из кожи лезут» сами учащиеся в заботе о качестве своих знаний и умений. По совету Козьмы Пруткова – «Зри в корень» рассмотрим, не очень мудрствуя теоретические основы этой технологии в её корне.
Гносеология познавательной деятельности человека обусловлена тем, что человек, как и любое высокоразвитое существо, обладает инстинктом самосохранения, сопровождаемое чувством тревоги и страха исторически являющиеся главной движущей силой к познанию окружающего мира, общества и самого себя. Самообучающая функция организма человека ответственна за накопление опыта обеспечивающего функционирование этого организма. Используя накопленные знания умения и навыки, человек преобразует окружающую его действительность и тем самым расширяет свои жизнеобеспечивающие возможности необходимые для его существования в природе и в обществе.  Все дети с рождения обладают способностью и естественной потребностью учиться - самообучаться. Учение – процесс накопления личностью знаний и опыта.  Естественное образование – это самообразование развитие идущее изнутри человека - процесс учения, в котором задействуется непроизвольная память.    Современное образование – это процесс идущий извне – обучение - дрессировка представляющий собой процесс преобразования произвольной памяти в непроизвольную,   преодоления  природных наклонностей и замещения их приобретенными под внешним давлением навыками. Поэтому существующая педагогическая система является авторитарной и деспотической, до сих пор находится в колее средневековой идеологии обучения. Что  является одним из факторов отбивающих у школьников и студентов желание учиться.   Учебный процесс это процесс, а для того, что бы всякий процесс происходил с определённой эффективностью им надо управлять.     Проблема современной системы образования в том, что в ней нет реального управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.  Главную роль развития учащегося играет его личностная система управления познавательной деятельностью. Личностная система управления является системой замкнутого типа, ей свойственна цикличность управляющих действий. Последовательность и характер управляющих действий личностной системы управления не отличается от последовательности характера действий любой другой управляющей системы.

В цикл её деятельности входит:

1) Постановка задачи, основанной на мотивации.
2) Выработка критериев достижения цели.
3) Планирование деятельности.
4) Поэтапное выполнение деятельности.
5) Поэтапный контроль достижения цели.
6) Поэтапное корректирование достижения цели.
7) Итоговый контроль достижения цели.

Личностная система управления в процессе осознанного самообразования позволяет учащемуся человеку  создать достаточно высокую эффективность  его познавательной деятельности в процессе учения. С таким же полным циклом управления должен работать процесс  обучения каждого школьника. Но в отличие от самообразования, от процесса учения, современная педагогика не может реализовать на практике полный цикл управления  в процессе обучения, поскольку из управленческого цикла выпадают 5-7 этапы системы управления учебно-познавательной деятельностью каждого учащегося. Поэтому в системе управления процессом обучения полностью отсутствует систематическая обратная связь с каждым учащимся - непрерывный или поэтапный контроль обучености каждого учащегося и последующее корректирование знаний и умений, учащихся до требуемого уровня. Фактически в процессе обучения не может быть высоких результатов образования только из-за отсутствия возможности управлять качеством образования каждого учащегося в учебном процессе. Это и обуславливает низкое качество существующего процесса обучения. Чтобы хоть как-то улучшить процесс обучения  педагоги вводят всякого рода тестирование, контрольные срезы, опросы  но, тем не менее, даже такие интенсивные, затратные формы контроля знаний не дают и не дадут учителю- преподавателю возможность получать своевременную информацию о сформированности конкретных элементов знаний и умений каждого ученика.

В этом плане - контроль знаний учащихся из вне в классно-урочной системе не способен исполнять роль оперативной обратной связи. Эта функция в процессе обучения бесполезна и даже вредна, это доказано такими учеными как Б.Г.Ананьев, В.А.Сухомлинский, Н.П.Аникеева.
 Поэтому  стремление создать обратную связь ученик – учитель на основе контроля знаний из вне (даже на основе компьютерных технологий) абсолютно безнадёжное дело. От этого давно пора отказаться. А поскольку систематической оперативной обратной связи с каждым конкретным учащимся и корректирования его знаний, умений в существующем учебном процессе нет, следовательно, учебного процесса без пробелов в знаниях и умениях, то есть качественного обучения, также нет, и не может быть. Говорить о качественном образовании без управления учебно-познавательной деятельностью учащихся  с существующей деспотической педагогической идеологией обучения, не имеет ни какого смысла.

Для управления процессами применяется циклическое управление. Поскольку в существующей системе образования ни где не используется циклическое управление, поэтому говорить о создании качественного образования на всех уровнях и видах учебных заведений не представляется возможным. Поддерживать учебный процесс на верхнем уровне качества без реального циклического управления учебно-познавательным процессом невозможно. 
Эффективная организация учебного процесса должна быть основана  на создании и  использовании  полноценной системы  управления замкнутого типа. Поскольку в  учебном процессе присутствуют две системы управления - личностная система управления ученика и система управления его обучением извне. Поэтому оптимальная организация учебного процесса должна быть основана на базе этих двух согласованных контуров систем управления имеющих единую общую цель. Один контур возглавляет учащийся в своей личностной системе управления, получая соответствующие  знания и умения и регулируя их качество усвоения в соответствии со своей самооценкой и индивидуальными способностями, другой  контур должен возглавлять педагог. Для восполнения недостающего (5) элемента  цикла управления процессом обучения (поэтапный контроль достижения цели) необходимо использовать этот элемент из личностной системы управления каждого ученика. Чем является самоконтроль и самооценка своих знаний умений и навыков учащимися. На этой основе легко создаётся как непрерывная, так и дискретная обратная связь с каждым учащимся.

Использование информации обратной связи создаёт возможность практически проводить следующий этап управления - корректирование знаний умений всех учащихся до наивысшего уровня.  Согласование работы этих двух контуров обеспечивается взаимовыгодным сотрудничеством учащегося с педагогом,  которое позволяет более эффективно достигать свои цели в обоих контурах управления. Поэтому эффективный процесс усвоения знаний всегда сопровождается двухсторонними обратными связями на двух уровнях – информационном и личностном.   Таким образом,  объединение структур управления процессов учения и обучения есть главный ключ в решении проблемы эффективности и качества образования.И пока педагоги, и чиновники от образования не поймут сути сложившихся  педагогических нелепостей никакая компьютеризация и современные модные информационные коммуникационные технологии не помогут улучшить качество образования.  Информатизация образования в современном исполнении это бег впереди паровоза. Использование информации обратной связи создаёт возможность практически проводить следующий этап управления - корректирование знаний умений всех учащихся до наивысшего уровня.  Согласование работы этих двух контуров обеспечивается взаимовыгодным сотрудничеством учащегося с педагогом,  которое позволяет более эффективно достигать свои цели в обоих контурах управления. Если деятельность педагога и деятельность учащегося происходит с взаимосвязанными и взаимообусловленными  поступками, то между ними образуются связи на информационном и личностном уровнях взаимно обуславливающих друг друга. Поэтому отсутствие любого из этих уровней делает процесс управления невозможным. Информационные связи могут возникнуть только при волевом усилии, не только со стороны учащегося, но и со стороны педагога. Поэтому эффективный процесс усвоения знаний всегда сопровождается двухсторонними обратными связями на двух уровнях – информационном и личностном.   Таким образом,  объединение структур управления процессов учения и обучения есть главный ключ в решении проблемы качества образования. И пока педагоги, и чиновники от образования не поймут сути сложившихся  педагогических нелепостей никакая компьютеризация и современные модные информационные коммуникационные технологии не помогут улучшить качество образования. Без реального управления учебно-познавательным процессом. Эти технологии бесполезны для повышения качества образования, их применение только усложняет работу учителя-преподавателя. Информатизация образования в современном исполнении это бег впереди паровоза.  

Исследуя динамику развития оценочных свойств личности школьников, представляется возможным спрогнозировать создание обратной связи  ученик – учитель на основе самооценок знаний и умений учащихся. С этой целью,  проведя анкетирование учащихся 1- 11классов предложив учащимся расставить по важности для них оценку учителя, оценку одноклассниками, и самооценку. В результате получили график  (рис 1).

Анализируя график, можно пронаблюдать социальную важность самооценки учащихся по отношению к окружающим, из которого видно, что до 5-го класса для всех учащихся самой важной оценкой учащиеся считают оценку учителя. После 5-го класса  самой важной оценкой для учащихся является самооценка. Оценка учителя для учащихся в этот период уходит на второе место. Начиная с 3-го   класса, неуклонно поднимается значимость  оценки одноклассниками, а после 9-го класса её значимость выходит на 2-е место. Поэтому с 3-го класса любой ученик стремится приобрести уважение коллектива класса. Это один из психологических факторов который будет способствовать поддержанию самооценки на достоверном уровне. Следует заметить, что оценка знаний учащихся учителем стимулирующе действует только на младших школьников. В старшем школьном возрасте, когда у учащихся появляется свой многократный опыт в деятельности и поведении у них вырабатывается собственная устойчивая оценка своих знаний и возможностей, поэтому в старшем возрасте самооценка доминирует над оценкой учителя. Самооценочная деятельность учащихся достаточно чётко прослеживается, начиная со 2-го класса. После 5-го класса, для учащегося главной оценкой является его самооценка.  Но в то же время по данным сравнительного  анализа оценок учителя и самооценок учащихся 6-10 классов по физике А.В. Усовой, В.Г. Гуровой и А.Н. Косовичевой самооценка учащегося  ниже оценки учителя в 6 классах на 1%, в 7 классах на 3,3%, в 8 классах на 5,9%, в 9 классах на 11%, в 10 классах на 8,7%  говорит о прогрессирующим от класса к классу занижением величины самооценок учащимися по сравнению с оценками учителей.

Данные психологические исследования обосновывают возможность создания интенсивной обратной связи ученик-учитель на основе получаемых достоверных самооценок учащихся. Анализируя график самооценки (рис 1) можно утверждать, что создание обратной связи, на основе самооценок возможно начиная со второго класса школы. Результаты этого исследования позволяют вполне благосклонно отнестись к использованию самооценок учащихся в создании системы обратной связи ученик-учитель. И в самом деле, обратная связь, необходимая для оперативного управления процессом познавательной деятельностью учащихся создаётся весьма просто легко и быстро при переходе на новую идеологию и организацию образования. В которой ученик является одновременно субъектом личностной системы управления по формированию своих знаний умений и навыков оценивающим и корректирующим их из до наивысшего качества посредством управления деятельностью учителя. В тоже время ученик является объектом  в системе управления обучением. Учитель  в личностной системе управления ученика является объектом управления, обеспечивающим доступную высоконаучную подачу учащемуся учебного материала и способствующего выработке учащимся соответствующих умений и на основе информации обратной связи от ученика, обязан сформировать знания и умения этого и каждого ученика до наивысшего уровня соответствующего Государственному стандарту. В тоже время в системе управления обучением учитель является  субъектом, управляющим выработкой учащимся соответствующих знаний и умений  на основе информации обратной связи от ученика.
           Для создания высокоэффективного учебного процесса необходимо непрерывно или дискретно интенсивно получать информацию от каждого ученика о степени усвоения им знаний и формирования умений на каждом занятии. Учитывая информацию о степени усвоения материала каждым учащимся, обучающий может осуществлять педагогически обоснованные воздействия на процесс учения, обеспечивать ему развивающий характер.  Чем интенсивнее и качественнее обратная связь, тем больше условий и возможностей имеет педагог для осуществления разумного управления познавательным процессом.

Автоматизация управления эффективностью и качеством    учебно-познавательной деятельностью учащихся. В начале учебного процесса по каждому конкретному предмету учащимся либо студентам даётся программа этого предмета с конкретным перечнем знаний и умений который они должны усвоить, сформировать и в конце изучения отчитаться – продемонстрировать то чему они научились и защитить ту свою итоговую самооценку знаний и умений, на которую они претендуют.
Для этого на всех занятиях регулярно осуществляется обратная связь с каждым учащимся и если это необходимо производится корректирование его знаний до необходимого уровня.
Ранее автором в [«Система рационального обучения» «Открытый урок» М. «Чистые пруды» 2007]  было раскрыто решение главной проблемы  существующего процесса обучения - создание систематической обратной связи ученик-учитель (как непрерывной так и дискретной обратной связи) не требующей ни материальных, ни временных, ни трудовых затрат для получения этой информации. Где раскрывается как  педагог до начала урока получает систематизированную информацию о результатах усвоения каждой конкретной порции учебного материала или выполнения  домашнего задания каждым учащимися. Это просто мечта любого учителя-преподавателя, в действительности желающего создать учебный процесс с очень высоким качеством обучения. Для воплощения этой мечты, далее требуется лишь провести корректирование знаний и умений по данной теме занятия до нужного уровня.
Но для того чтобы у учащихся не было пробелов в знаниях и умениях, для этого у каждого учащегося на каждом занятии в журнале должна стоять его опосредованная самооценка за конкретное понятие. Если в какой то клетке жур­нала оценки  нет, или стоит весьма низкая оценка то это является сигналом педагогу и учащемуся о конкретных пробелах в знаниях или умениях данного учащегося по определённой теме.
Поскольку самооценка знаний, умений производится на каждом уроке, то  выдвигается стимул для учащихся по ликвидации  прогулов, а значит и пробелов в знаниях. А именно:  за четверть, за полугодие (семестр) учащиеся выставляют себе округленную оценку, состоящую из суммы всех баллов, делённую на число учебных занятий в четверти или полугодии (семестре) по данному предмету. В этом случае сами учащиеся на протяжении всего обучения просчитывают и знают свою итоговую оценку на которую они претендуют и прилагают максимум усилий, чтобы ликвидировать допущенные пробелы в знаниях и умениях и стараются не допускать прогулы даже по уважительным причинам. Просят принять зачёт по пропущенному материалу с целью, чтобы не было пробелов в знаниях, и чтобы итоговая оценка на которую они претендуют была высокой.
В конце обучения по данному предмету или одного из его этапов (тема, раздел, четверть, полугодие, семестр, экзамен) учащиеся защищают свою итоговую самооценку на которую они претендуют в соответствии с конкретным этапом обучения.  Таким образом, на практике реализуется автоматизированное психологическое управление качеством образования основанное на использовании взаимосвязанных циклических систем управления личностной системы управления познавательной деятельностью и внешней системой управления учением.  В традиционной системе обучения, когда учитель ведёт опрос, проверяет знания, то естественно, своё не знание ученик старается спрятать, скрыть. В нашей технологии учебного процесса ученик старается сам ликвидировать своё не знание, свои ошибки. Задаёт вопросы учителю, спрашивает у учащихся, то есть сам проявляет инициативу. Учащиеся понимают, страшна не сама ошибка, а её припрятанность, которая может проявится на итоговом контроле. Ошибки естественны в учебном процессе это средство обучения. На ошибках учится всё человечество.  Поэтому сами ученики стараются уточнить, понять, выяснить либо с помощью одноклассников, либо с помощью учителя то, что им не далось в самостоятельной домашней работе скрывать пробелы в знаниях и умениях им просто не выгодно. Тем более, что в будущем им предстоит отчитываться либо на тематической, либо на итоговой проверке знаний и умений. Тщательно выверенные на большом учебном материале данные практической педагогической работы в этой системе учения показали, что активное включение ученика в анализ и оценку своей учебной деятельности формируют у него  добросовестное отношение к самообучению к  достоверности выставления самооценки своих знаний и умений. Систематическая самооценка  знаний и умений имеет большое воспитательное значение для учащихся,  воспитывает у них такие важнейшие личностные качества, как самокритичность и требовательность к себе, дисциплинирует их, воспитывает у них волю, характер, настойчивость и упорство в достижении цели, побуждает систематически готовиться к каждому уроку, выполнять своевременно и добросовестно задания.  У учащихся начинает эффективно функционировать двуединая система управления внутри одной личности это контролирующая и исполнительная система являющиеся одновременно формированием механизма самосознания самоконтроля и самооценки. Ученик, получающий не удовлетворительную оценку в традиционном обучении, воспринимает это как наказание, а всякое наказание не оказывает положительного воздействия на учебную деятельность и взаимоотношения с учителем. Выставление себе самому не удовлетворительной оценки не является для ученика формой наказания, а выступает лишь сигналом для учителя о своей не достаточно успешной учебной работе на данном этапе и предполагает продолжение сотрудничества с педагогом по данной теме.

Во время учебного процесса проводящегося на основе демократической идеологии сотрудничества  автоматически создаётся  спокойная обстановка, доброжелательности и взаимопомощи, появляется чувство коллективизма являющиеся слагаемыми эффективности обучения. Обратная связь на основе самооценок знаний и умений, учащихся по материалу курса, пройденному за определенный отрезок времени позволяют, как самим учащимся систематически следить за своей подготовкой, так и педагогу позволяет своевременно оказывать помощь учащимся. Чем чаще тот или иной ученик участвует в самооценке различных видов заданий, тем лучше он усваивает программный материал. Учащиеся раскованны, не чувствуют  никакого страха в ожидании вызова, поскольку независимы от оценочного произвола учителя, они знают что ту оценку которую  себе поставили её уверено защитят, поэтому работают активно и с удовольствием, внимание педагога доброжелательно сосредоточено  на исправлении ошибок и промахов учеников,  на стимулировании их удач, в усвоении учебного материала. На таком занятии сотрудничества, учащиеся овладевают саморегуляцией своей учебной деятельности у всех всё получается, все всё понимают рождается чувство успеха в учении. Когда успех становится в некоторой степени устойчивым, постоянным в той или иной мере, начинается своего рода «цепная реакция», высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности  учащихся в силу вполне естественного стремления избегания неудачи, у них меняется уровень самооценки, самоуважения, степень внутреннего и внешнего признания их достижений даже самых незначительных. Заметно улучшилась дисциплина, на занятиях прекратилась болтливость бывших так называемых «слабых» повысилась внимание, сосредоточенность учащихся.

Результат  введения данной идеологии и организации обучения превосходит все ожидания её эффективности. Наряду с высоким качеством формирования  знаний, умений и навыков,  автоматически формируются у учащихся организационная, коммуникативная, волевая и мотивационная компоненты. Происходит самопроизвольный  переход от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно-волевой регуляции самообучения. Практически создаётся отход ориентации образования от усредненного ученика к индивидуализированному подходу к каждому учащемуся.  В описанной технологии учебного процесса наглядно проявляется ведущая тенденция развития образования, заключающаяся в том, что усвоение программного материала из цели обучения становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития учащегося, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.

Фактически созданная нами технология учебного процесса - новая структура урока – занятия,  это конкретная психолого-педагогическая программа деятельности учащихся и учителя – преподавателя по формированию высокого качества знаний и умений. Эта технология основана на педагогике без изъянов, на использовании новой педагогической идеологии, на использовании реального управления качеством учебно-познавательного процесса каждого учащегося, на использовании простейших психолого-педагогических приёмов. Учащиеся  при этом не зависимо от их айкью  сами стараются самосовершенствоваться - учится не только без пробелов но и на высоком качественном уровне, учителю остаётся лишь помогать им в этом. Существование слабоуспевающих учащихся, а тем более неуспевающих при использовании нашей технологии это просто нонсенс, который может быть обусловлен только патологией учащегося его длительным заболеванием. Наша технология учебного процесса, позволяет не только значительно улучшить качество образования, психологический климат и здоровье учащихся, но и в значительной мере способна предотвратить коррупцию в сфере образования. На сегодняшний день без преувеличения эта технологиялучшая в мире, она на деле намного превосходит по всем параметрам хвалёную американскую «Технологию обучения базисному компоненту без отстающих» авторов Дж. Кэролла  и   Б. Блума. Поэтому полагаю, что с учетом «высокой» скорости внедрения инноваций в нашей стране эта технология вполне может быть внедрена в ближайшие сотни лет.

Спасибо за внимание.