Пояснительная записка
Человек путешествовал всегда, с тех пор, как появился на Земле, и на протяжении двух с половиной миллионов лет никогда не останавливался, перемещаясь с одного континента на другой. По пути он постоянно делал открытия: вот река, вот горы, вот болота. До них нужно дойти, обследовать. А вон там в море, на горизонте – остров. До него нужно доплыть, а, значит, построить корабль, лодку или плот…
Что двигало людьми, покидавшими обжитые места в поисках новых земель? Наверное, прежде всего – любопытство, любознательность, стремление к новому. Этот инстинкт принимал форму поиска средств существования, источников удовлетворения все возраставших потребностей. В путешествиях проверялись возможности человека, совершенствовались целеустремленность, настойчивость, выносливость, терпение, где людям приходилось преодолевать трудности, находить выход из, казалось бы, безвыходных положений, достигать невозможного.
Великие путешественники, первооткрыватели для многих поколений становились образцом мужества, самоотверженности, силы духа.
Современные школьники благодаря достижениям науки и техники могут получать знания о природе Земли, особенностях жизни, культуры людей разных стран читая книги, просматривая фильмы и телепередачи, работая с компьютером. Тем не менее велико желание отправиться в путешествие хотя бы по родному краю. А для этого нужны определенные знания, навыки. Данный курс «В поисках приключений» планируется как ШКОЛА БУДУЩИХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ. Он является интегрированным, так как призван не только расширить знания ребят о путешествиях и первооткрывателях, но и научить их находить стороны горизонта, правильно вести себя в походных условиях, оказывать помощь товарищу, попавшему в беду.
Данный курс может быть реализован в 5 классе (формирование начальных представлений о науке географии), в 6 классе (расширение знаний по предмету), а также в смешанной группе учащихся 5 – 6 классов.
Цель курса: формирование устойчивого интереса учащихся к географии через знакомство с историей Великих путешествий, деятельностью знаменитых первооткрывателей.
Задачи курса:
1. Создание условий для развития у учащихся желания расширять свои знания по географии, а также таким дисциплинам как физкультура, ОБЖ.
2. Развивать творческую активность учащихся в процессе практической деятельности.
3. Формирование коммуникативных навыков: умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Сроки реализации программы: 17 учебных часов.
Методы, формы обучения: лекции учителя (в том числе с использованием мультимедиа информации), сообщения учащихся, творческие задания, практические работы с применением карты, интеллектуальные игры.
Предполагаемые результаты.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие
знания:
- великие путешественники и первооткрыватели;
- материки и океаны;
- чудеса света;
- мифы и легенды глубокой древности;
- культура и традиции стран мира;
- первая медицинская помощь при несчастных случаях;
- лекарственные растения;
- закаливание;
- современные исследования природы Земли.
умения:
- описывать события истории Великих географических открытий;
- находить дополнительный материал по предложенной теме;
- выступать с сообщениями;
- представлять результаты исследований в виде схем, карт;
- оказывать первую медицинскую помощь;
- ориентироваться на местности.
качества личности:
- дружба;
- желание помочь, поддержать ближнего;
- целеустремленность;
- забота о природе, планете Земля.
Учебно–тематический план курса «В поисках приключений»
№ | Тема | Всего часов |
В том числе | Формы контроля | ||
лекции | практика | игры | ||||
1 | В погоне за сокровищами. | 1 | 1 | Рисунок. | ||
2 | Легенды и мифы. | 1 | 1 | Тест | ||
3 | Хороший ли ты путешественник. | 1 | 1 | Тест. | ||
4 | Эпоха Великих географических открытий. | 3 | 1 | 1 | 1 | Викторина. Номенклатурный диктант. |
5 | Великие чудеса света. | 2 | 2 | + | Цифровой диктант. | |
6 | Плавания Тура Хейердала | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
7 | Подводная Одиссея Ж. Кусто |
1 | 1 | + | ||
8 | «Клуб путешественников» (Юрий Сенкевич) | 3 | 0,5 | 1,5 | 1 | Тест. |
9 | Страны. Народы. Культура. | 3 | 0,5 | 1,5 | 1 | Географический диктант. |
10 | Из дальних странствий возвратясь … | 1 | 1 | Тест. | ||
17 | 5,5 | 7,5 | 4 |
Содержание курса «В поисках приключений»
- В погоне за сокровищами.
- Легенды и мифы. Странствия Одиссея. Атлантида. Как Эратосфен измерил Землю.
- Хороший ли ты путешественник? Практическая работа № 1. Тестирование. Самостоятельный подсчет результатов теста.
- Эпоха Великих географических открытий. Х. Колумб. Ф. Магеллан. Д. Кук.Практическая работа № 2. Настольная игра «Вокруг света».
- Великие чудеса света. 7 чудес света. Чудеса природные и рукотворные. Подготовка сообщений. Выступления учащихся. Практическая работа № 3. Оформление рекламных плакатов.
- Плавания Тура Хейердала. «Кон – тики». Аргонавты. Практическая работа № 4. Нанесение на контурную карту маршрутов путешествий Т. Хейердала.
- Подводная Одиссея Ж. Кусто. Батискаф.
- Клуб путешественников (Ю. Сенкевич). Практическая работа № 5. Работа с литературными источниками. Поиск интересной информации для телепередачи. Игра - телепередача «Клуб путешественников».
- Страны. Народы. Культура. Практическая работа № 6. Игра «Что? Где? Когда?».
- Из дальних странствий возвратясь. Выставка – презентация достижений учащихся при изучении курса. Игра «Географический КВН».
Практические работы.
Практическая работа № 1. Прочитав описания различных путешествий, учащиеся выясняют, какие знания и навыки нужно иметь, отправляясь в путешествие или поход (Работа в группах).
Практическая работа № 2. Нанесение на карту мира маршрутов Х. Колумба, Ф. Магеллана, Ф.Ф. Беллинсгаузена и Н.П. Лазарева.
Практическая работа № 3. Оформление рекламных плакатов, приглашающих туристов посетить знаменитые Чудеса света (Работа в парах).
Практическая работа № 4. Нанесение на контурную карту маршрутов путешествий Т. Хейердала.
Практическая работа № 5. Работа с литературными источниками. Поиск информации для телепередачи «Клуб путешественников» (Работа в группах).
Практическая работа № 6. Подготовка и оформление буклетов по теме «Страны мира» (Индивидуальная работа).
Литература.
- Вокруг света. Научно – популярный журнал.
- География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов / авт. – сост. Н.В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Иллюстрированный атлас мира. – М.: Издательство «Белый город», 1998.
- Синдбад. Детский иллюстрированный журнал.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Великие путешествия. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 1999.