Цель: Закрепить и обобщить знания детей о способах проверки слов с глухими и звонкими согласными.
Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь учащихся, каллиграфические навыки.
Воспитывать любовь к природе, интерес к русскому языку, любознательность.
Оборудование: картинки с изображением животных: заяц, лисица, дятел; предметные картинки.
У учащихся: карточки с гласными и парными согласными буквами. Мультимедиа установка.
План урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Ученик читает текст упражнения, объясняет написание слов с парными согласными.
Вопрос: Как проверить парные согласные на конце или в середине слова?
III. Постановка цели урока.
IV. Минутка чистописания.
оз уж вес ом евз ег аз це
А в лесу мороз кружева развесил – ни в сказке сказать, ни пером описать! Невзначай зацепишь – летит на шапки алмазная лёгкая пыль.
(Соколов-Микитов)
- Ребята, о какой пыли говорит нам автор? Что это за кружева?
- А кто из вас был в зимнем лесу? Расскажите.
- Списать текст, подчеркнуть орфограммы.
V. Словарная работа.
-Ребята, сегодня к нас на урок пришли гости. Отгадайте, кто это? Запись слов.
За деревьями, кустами
промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало…
Нет ни дыма, ни пожара. (Лисица)Это что за зверь лесной
встал как столбик под сосной?
И стоит среди травы
уши больше головы? (Заяц)Я по дереву стучу,
червячка достать хочу,
хоть и скрылся под корой –
всё равно он будет мой! (Дятел)
- Составьте предложения со словарными словами, запишите. ( по рядам) Подчеркните грамматическую основу.
- Ребята, на какую тему мы писали словарные слова? (животные леса)
VI. Работа по теме урока.
1. Игра-путешествие.
Лесные звери приглашают нас в путешествие. А чтобы нам не было скучно, мы выполним задания, которые приготовили для нас зверушки.
Итак, первое задание:
2. Картинный диктант.
Учитель показывает картинки. Запись с комментированием.
Шубка, шапка, шарф, лошадь, лопатка, сапожки, дудка, поезд, рыбки, флаг, варежки, кошка, погремушка, мишка.
- Какое правило мы применяли?
У лисы тоже для нас задание.
3. Выборочный диктант. Самостоятельная работа. (Приложение 1, слайд 1)
- Выписать слова с парной согласной, требующей проверки.
Кто какие гнёзда вьёт?
Гнездо дикой утки похоже на слоёный пирог. Дрозд построил себе из травки ковшик. Стриж выбрал для жилья крутой берег. А вот кукушка гнёзд не строит.
Проверка. (слайд 2)
4. Загадки об обитателях леса.
- Ребята, мы направляемся в лес. Давайте вспомним его обитателей.
Отгадайте загадки.- Подберите к словам подходящие по смыслу прилагательные. Запишите. (Запись отгадок вместе с прилагательными, подходящими по смыслу).
Если знаешь лес, зверей,
Назови их поскорей!
Он, как ёлка, весь в иголках, ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий, обижать его не смей!
Он в лесу живёт, но вхож и в сады – отважный … (ёж) (слайд 3)Горбоносый, длинноногий, великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знайте – это …( лось) (слайд 4)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь) (слайд 5)На овчарку он похож, что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк) (слайд 6)Птица сверху налетает,
и цыплят внизу хватает. (ястреб) (слайд 7)
Отважный ёж, горбоносый лось, бурый медведь, серый волк, зоркий ястреб.
5. Работа по картине. (слайд 8)
Ребята, ну вот, наконец, мы прибыли в лес.
Представьте, что мы идём на лыжах по снегу, любуемся снежным нарядом ветвей. Тронь их слегка – и снежная пыльца веером опустится на землю. Зима белой фатой укрывает семена, деревья, кустарники, сохраняет их до будущей весны.
Снег играет огромную роль в жизни растений. Он защищает растения от гибели. Зима редко бывает мягкой и всё же её называют матушка, красавица.
Для некоторых зверей, чем больше снега, тем лучше. Отлично чувствуют себя под снегом полёвки, прокладывая ходы во все стороны. Здесь они находят корм. Лисица чувствует мышиный запах, но ей трудно передвигаться по снегу.
Зайчишка-трусишка ведёт активную жизнь по ночам, а днём отлёживается, притаившись в укрытии.
Но туго приходится зимой птицам. В поисках пищи птицы пролетают большие расстояния. Птицы прилетают ближе к жилью человека.
- Как вы думаете, ребята, почему?
- Как мы можем им помочь пережить долгую голодную зиму?
6. Творческое задание.
- Составить и записать 3 – 4 предложения о зимнем лесе.
Проверка.
VII. Итог урока.
Тест. ( слайд 9)
- Выписать слова с парной согласной на конце или в середине слова.
I вариант – с глухой согласной,
II вариант – со звонкой согласной.
Проверка. (слайд 10)
Выставление оценок по итогам теста.