Цели урока:
- развитие компонента мышления – условности восприятия, способности оценивания, развитие творческой деятельности и навыков учебно-познавательной деятельности;
- дальнейшее формирование художественного вкуса в ходе восприятия декоративного искусства в процессе работы;
- формирование умений и навыков в выполнении элементов и сборке композиции из цветной бумаги;
- воспитание любви к искусству, красоте в природе, в литературе, в музыке.
Оборудование:
- репродукции картин И.Левитана «Первая зелень», П.Кончаловского «Сирень»;
- иллюстрации, фотографии, открытки с видами весенних цветов и композиций;
- таблицы с ключевыми словами и с терминологией к уроку;
- наборы цветной бумаги, клей, ножницы;
- таблица с правилами техники безопасности при работе с клеем и ножницами;
- MP-3-плейер, диск CDR с записями песен и музыкального оформления урока;
- тексты стихотворений о весне;
- учебник «Изобразительное искусство» 4класс.
Этапы урока | Содержание урока | Методы работы |
№1. Знакомство с эпиграфом урока. | 1. Учитель: -Урок начнём с эпиграфа: «Живёт повсюду красота». - Как вы думаете, где может жить красота? 2. Дети: - Красота может жить в природе, в музыке, в литературе, в художественных произведениях и т.д. 3. Учитель: - Что неразрывно связано с красотой? 4. Дети: - Искусство. |
Беседа. |
№2. Вступительная беседа. | 1. Учитель: -Что такое искусство? 2. Дети: - Искусство - это деятельность человека, создающего прекрасные и ценные произведения. 3. Учитель: - Искусство включает в себя: литературу, музыку, живопись. Каждый из видов искусства - имеет язык выражения. Язык литературы - слово. Язык музыки - мелодия, звуки. Язык живописи - видимое изображение. - Какие виды изобразительного искусства вы знаете? (Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн.) |
Беседа. |
№3. Литературно-музыкально-художественная композиция. | 1. Учитель: - Все виды искусства воспевают красоту. - Давайте понаблюдаем описание красоты в литературе. 2. Дети рассказывают стихотворения. 3. Учитель: - Пронаблюдаем описание красоты в музыке. 4. Дети исполняют песню: «Живёт повсюду красота». (Авторы: композитор - Ю.Антонов, поэт – Пляцковский М.)
|
Творческая деятельность: - чтение стихотворений; - исполнение музыкального произведения; |
5. Учитель: -Теперь понаблюдаем описание красоты в живописи. 6. Дети рассматривают картины великих художников, иллюстрации, фото на тему «Весна. Первые цветы». 7. Учитель: -Наблюдая за этой красотой, люди постоянно стараются внести её в свою жизнь. Они украшают свои дома, одежду, создают предметы декоративного искусства. |
-рассматривание художественных произведений. |
|
№4. Объявление темы урока. | 1. Учитель: -Тема сегодняшнего урока так и звучит: «Создание декоративной композиции». Наблюдая описание красоты в литературе, в музыке, в живописи, вы заметили, что сюжетом урока является тема «Весна и весенние цветы». |
Прослушивание. |
№5. Усвоение новых терминов. | 1.Учитель: - Сегодня на уроке вы познакомитесь с новыми терминами. 1) Декоративное искусство – это искусство украшения предметов, одежды, мебели и т. д. Особенностью декоративного искусства является условность или обобщённость форм. 2) Упрощение с помощью геометрических форм изображаемых фигур и предметов, называется стилизацией. 3) При составлении декоративной композиции используется коллаж или плоские пятна. 4) Коллаж - это декоративная композиция, выполненная из различных материалов (мех, кожа, ткань, пуговицы, природные элементы: ветки, сухие листья и цветы.) 5) Мы будем выполнять декоративную композицию из бумаги и картона, т. е. плоское пятно. |
Прослушивание и совершенствование знаний. |
№6. Объяснение сюжета урока. | 1. Учитель: - После зимы природа оживает, радуя человека первыми приметами весны. - Чем радует вас весна? 2. Дети: - Тёплой погодой, пением птиц, голубым небом, первыми цветами. 3. Учитель: - Любая картина с весенними цветами принесёт радость, хорошее настроение в комнату, в дом, в класс. Это хорошее настроение мы перенесём на бумагу при помощи ножниц, клея, цветной бумаги и картона. |
Беседа. |
№7. Повторение правил безопасности при работе с ножницами и клеем. | 1. Учитель: -Какие вы знаете правила безопасности при работе с клеем и ножницами? 2. Дети рассказывают правила. (Можно пользоваться таблицей.) |
Повторение. |
№8. Знакомство с планом выполнения работы. | 1. Учитель: - Выполнять работу вы будете по следующему плану: а) прочитать этапы работы в учебнике; б) рассмотреть рисунки; в) продумать свои варианты выполнения работы; г) продумать творческий подход к выполнению работы. |
Работа в парах. |
№9.Самостоятельное выполнение работы. | 1. Учитель: - Самостоятельную работу вы проведёте по этапам: а) выбор композиции; б) подготовка элементов; в) сборка композиции; г) завершение работы. |
Творческая индивидуальная работа. |
№10. Выставка и самооценка работ. |
1. Учитель: - Рассмотрите выставку работ учащихся и оцените их. - Какие работы на ваш взгляд считаются лучшими? - Какие работы на ваш взгляд нужно ещё подкорректировать? 2. Дети рассматривают работы и дают оценку своей работе и работам других детей. |
Коллективная работа. |
№11. Итог урока. | 1. Учитель: - Что такое искусство? - Назвать виды искусства. - Назвать виды изобразительного искусства. - Что такое декоративное искусство? - Что такое стилизация? - Что такое коллаж? - Что выполняли на уроке? - Для чего выполняли работу? 2. Дети отвечают на вопросы, показывая свой уровень полученных знаний на уроке. |
Блиц-опрос. |
№12. Вывод. | 1. Учитель: - Какие слова являлись эпиграфом к нашему уроку? 2. Дети: - Живёт повсюду красота. 3. Учитель: - Сегодня вы наблюдали красоту в природе, в музыке, в литературе и теперь красота остаётся в нашем классе в ваших работах. |
Беседа. |
№13.Домашнее задание. | 1.Учитель: - Дома придумать свою декоративную композицию и подобрать к ней слова-описания в строках поэтов. |
Самостоятельная работа. |
Литература:
- И. Канцыру, А. Ватаву, О. Карауш – «Учебник изобразительного искусства» для 4-го класса;
- справочники по терминологии ИЗО;
- стихотворения русских поэтов;
- песни советских композиторов.