Урок художественно-пластического воспитания в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. развитие компонента мышления – условности восприятия, способности оценивания, развитие творческой деятельности и навыков учебно-познавательной деятельности;                           
  2. дальнейшее формирование художественного вкуса в ходе восприятия декоративного искусства в процессе работы;                                                       
  3. формирование умений и навыков в выполнении элементов и сборке композиции из цветной бумаги;
  4. воспитание любви к искусству, красоте в природе, в литературе, в музыке.

Оборудование:

  1. репродукции картин И.Левитана «Первая зелень», П.Кончаловского «Сирень»;
  2. иллюстрации, фотографии, открытки с видами весенних цветов и композиций;
  3. таблицы с ключевыми словами и с терминологией к уроку;
  4. наборы цветной бумаги, клей, ножницы;
  5. таблица с правилами техники безопасности при работе с клеем и ножницами;
  6. MP-3-плейер, диск CDR с записями песен и музыкального оформления  урока;
  7. тексты стихотворений о весне;
  8. учебник «Изобразительное искусство» 4класс.
Этапы урока Содержание урока Методы работы
№1. Знакомство с эпиграфом урока. 1. Учитель:  
-Урок начнём с эпиграфа: «Живёт повсюду красота».
- Как вы думаете, где может жить красота?
2. Дети:
- Красота может жить в природе, в музыке, в литературе, в художественных произведениях и т.д.
3. Учитель:
- Что неразрывно связано с красотой? 
4. Дети:
  - Искусство.
Беседа.
№2. Вступительная беседа. 1. Учитель:
-Что такое искусство? 
2. Дети:
- Искусство - это деятельность человека, создающего прекрасные и ценные произведения.
3. Учитель:
- Искусство включает в себя: литературу, музыку, живопись.
Каждый из видов искусства - имеет язык выражения.
Язык литературы - слово.
Язык музыки - мелодия, звуки.
Язык живописи - видимое изображение.
- Какие виды изобразительного искусства вы знаете?
(Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное  искусство, дизайн.)
Беседа.
№3. Литературно-музыкально-художественная композиция. 1. Учитель:
- Все виды искусства воспевают красоту.
- Давайте понаблюдаем описание красоты в литературе.
2. Дети рассказывают стихотворения.

Сергей Есенин.
Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой, вы, луга и дубравы,-
Я очарован весной.

Сергей Городецкий.
Здравствуй, весенняя первая травка!
Как распустилась? Ты рада теплу?
Знаю у вас там веселье и давка,
Дружно работают в каждом углу.
Высунуть листик иль синий цветочек
Каждый спешит молодой корешок
Раньше, чем ива из ласковых почек
Первый покажет зелёный листок.
Василий Жуковский.
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Тёплый дождь, сверканье вод, -
Вас, назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?

3. Учитель:
- Пронаблюдаем описание красоты в музыке.
4. Дети исполняют песню: «Живёт повсюду красота». (Авторы: композитор - Ю.Антонов, поэт – Пляцковский М.)

№1. Живёт повсюду красота.
Живёт не где-нибудь, а рядом.
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста.
Живёт повсюду красота
В любом цветке, в любой травинке
И даже в маленькой росинке,
Что дремлет в складочке листа, листа.

№2. Живёт повсюду красота.
Живёт в закатах и рассветах,
В лугах туманами одетых,
В звезде манящей, как мечта.
Живёт повсюду красота,
Сердца нам радуя и грея,
И всех нас делает добрее
Она, наверно, неспроста, неспроста.

Творческая деятельность:
- чтение стихотворений;
- исполнение музыкального произведения;
  5. Учитель:
-Теперь понаблюдаем описание красоты в живописи.
6. Дети рассматривают картины великих художников, иллюстрации, фото на тему «Весна.     Первые цветы».
7. Учитель:
-Наблюдая за этой красотой, люди постоянно стараются внести её в свою жизнь. Они украшают свои дома, одежду, создают предметы декоративного искусства.
 

-рассматривание художественных произведений.

№4. Объявление темы урока. 1. Учитель:
-Тема сегодняшнего урока так и звучит: «Создание декоративной композиции».
Наблюдая описание красоты в литературе, в музыке, в живописи, вы заметили, что сюжетом  урока является тема «Весна и весенние цветы».
Прослушивание.
№5. Усвоение новых терминов. 1.Учитель:
- Сегодня на уроке вы познакомитесь с новыми терминами.
1) Декоративное искусство – это искусство украшения предметов, одежды, мебели и т. д.
Особенностью декоративного искусства является условность или обобщённость форм.
2) Упрощение с помощью геометрических форм изображаемых фигур и предметов, называется стилизацией.
3) При составлении декоративной композиции используется коллаж или плоские пятна.
4) Коллаж - это декоративная композиция, выполненная из различных материалов (мех, кожа, ткань, пуговицы, природные элементы: ветки, сухие листья и цветы.)
5) Мы будем выполнять декоративную композицию из бумаги и картона, т. е. плоское пятно.
Прослушивание и совершенствование знаний.
№6. Объяснение сюжета урока. 1. Учитель:
- После зимы природа оживает, радуя человека первыми приметами весны.
- Чем радует вас весна?
2. Дети:
- Тёплой погодой, пением птиц, голубым небом, первыми цветами.
3. Учитель:
- Любая картина с весенними цветами принесёт радость, хорошее настроение в комнату, в              дом, в класс. Это хорошее настроение мы перенесём на бумагу при помощи ножниц, клея, цветной бумаги и картона.
Беседа.
№7. Повторение правил безопасности при работе с ножницами и клеем. 1. Учитель:
-Какие вы знаете правила безопасности при работе с клеем и ножницами? 
2. Дети рассказывают правила. (Можно пользоваться таблицей.)
Повторение.
№8. Знакомство с планом выполнения работы. 1. Учитель:
   - Выполнять работу вы будете по следующему плану:
а) прочитать этапы работы в учебнике;
б) рассмотреть рисунки;
в) продумать свои варианты выполнения работы;
г) продумать творческий подход к выполнению работы.
Работа в парах.
№9.Самостоятельное выполнение работы.

1. Учитель:
- Самостоятельную работу вы проведёте по этапам:
а) выбор композиции;
б) подготовка элементов;
в) сборка композиции;
г) завершение работы.
Творческая индивидуальная работа.
№10. Выставка и
самооценка работ.
1. Учитель:
- Рассмотрите выставку работ учащихся и оцените их.
- Какие работы на ваш взгляд считаются лучшими?
- Какие работы на ваш взгляд нужно ещё подкорректировать?
2. Дети рассматривают работы и дают оценку своей работе и работам других детей.
Коллективная работа.
№11. Итог урока. 1. Учитель:
- Что такое искусство?
- Назвать виды искусства.
- Назвать виды изобразительного искусства.
- Что такое декоративное искусство?
- Что такое стилизация?
- Что такое коллаж?
- Что выполняли на уроке?
- Для чего выполняли работу?
2. Дети отвечают на вопросы, показывая свой уровень полученных знаний на уроке.
Блиц-опрос.
№12. Вывод. 1. Учитель:
- Какие слова являлись эпиграфом к нашему уроку?
2. Дети:
- Живёт повсюду красота.
3. Учитель:
- Сегодня вы наблюдали красоту в природе, в музыке, в литературе и теперь красота остаётся в нашем классе в ваших работах.
Беседа.
№13.Домашнее задание. 1.Учитель:
- Дома придумать свою декоративную композицию и подобрать к ней слова-описания в строках поэтов.
Самостоятельная работа.

Литература:

  1. И. Канцыру, А. Ватаву, О. Карауш – «Учебник изобразительного искусства» для 4-го класса;
  2. справочники по терминологии ИЗО;
  3. стихотворения русских поэтов;
  4. песни советских композиторов.