Тип урока: Урок –ролевая игра
Задачи урока:
- Расширить представления о роли воды для человека, раскрыть основные факторы её загрязнения, выявить основные заболевания, вызываемые загрязнением воды.
- Формировать бережное отношение к окружающей природе, воде.
- Воспитывать любовь к предмету, профессиям, развивать речь детей.
Оборудование: физическая карта России, глобус, указка, пословицы, загадки, высказывания о воде, задачи, презентация «Лечебно-столовая вода «Ленские зори », выступления учащихся.
Место проведения: кабинет географии.
На доске эпиграфы:
«Человек, запомни навсегда!
Символ жизни на земле – вода!
Экономь её и береги –
Мы ведь на планете не одни!
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать,
тобой наслаждаются, не ведая, что она такое. Нельзя сказать, что она необходима для жизни: она – сама жизнь».
Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.
Ход урока:
Чтец 1.Вода лилась
Шумел родник
Пленял игрою молодою,
Чтоб человек пришёл, приник
И жажду утолил водою
Она была чиста, ясна,
Прозрачная –
Все звёзды разом
В ней отражались
И со дна ручья
Сверкали, как алмазы.Чтец 2.Вода!
В журчании своем
Вылетала
Звезд переговоры
Перенимала
Как цвет подснежник,
Заселяя горы.
Ведущий 1. Вода – одно из самых ярких чудес природы. В стакане чая у вас вода, в арбузе вода, огурец – сплошная вода.
Вода всегда рядом с нами, мы привыкли к ней, поэтому не считаем чудом.
Ведущий 2. И где только мы не встречаем воду! Из крана течёт вода, родничок на краю
оврага – вода. Река, впадающая в море, озеро, облака над землей, туман,
дождик, град, снег, льды Антарктиды, похожий на папоротник зимний
рисунок на оконном стекле, золотая тучка на вершине утёса в горах – все это
вода.
Учитель: Первое из природных богатств, с которыми встречается в своей жизни человек это вода. Вода становится неразлучным спутником человека на всю жизнь с момента появления на свет до последнего дня. « Вода – сок жизни на земле»,- писал Леонардо до Винчи. Сегодня мы проводим урок по очень волнующей всего человечества теме. В её обсуждении примут участие представители разных профессий, которые выступят со своими сообщениями. Кроме того, у нас на уроке присутствует энциклопедист.
Гидролог: Если взглянуть на глобус или карту, то больше всего мы увидим на них голубой краски. Голубым цветом изображают воду. Вода – одно из самых важных для человека веществ. Без неё не обойтись никому и никогда и заме нить её нечем. Около 70% поверхности Земли занимают океаны. Поэтому главный источник поступления воды в атмосферу испарение с поверхности океанов, водоёмов, суши. Большая часть воды впитывается в грунт. Подземные воды обладают большими преимуществами перед поверхностными
Энциклопедист:
Человек использовал подземные воды ещё в глубокой древности, так во 2-3
тысячелетиях до нашей эры в Египте сооружали колодцы глубиной до 100 м.
Имеются сведения об использовании подземных вод в древности на
Керченском полуострове, где был обнаружен колодец, выкопанный в 1 веке
нашей эры. Запасы их составляют 4,39% от общего объема воды на земле,
тогда как объем воды в реках составляет 0,0001%.
Гидролог: Во многих районах подземные воды выходят на поверхность в виде источни ков. Проходя через грунт, вода растворяет некоторые минералы, химический состав её изменяется и она становится минеральной. Различают слабоминера- лизованные, мало, средне и высокоминерализованные воды.
Энциклопедист: В России первым курортом минеральных вод можно считать Марциальные воды. В 1714 г. Петр1 посетил источник и, испытав действия его вод на себе, приказал строить курорт, который назвал в честь бога войны и железа – Марса.
Учитель: Источник минеральной воды находится у нас в санатории «Ленские зори», что на Табагинском мысе. Ребята приготовили презентации «лечебно-столовая вода «Ленские зори».
ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ
Биолог: Вода- важнейшее составляющее среди нашего обитания. Сегодня, как никогда, нашему организму очень важно получать чистую воду. Она переносит отходы нашего тела, доставляет смазку к суставам, стабилизирует нашу температуру и является жизненной основой клетки. Взрослый человек в состоянии прожить без пищи больше месяца, без воды – несколько дней. Суточная потребность человека составляет около 2,5 литров.
Энциклопедист: При утрате6-8% воды человек впадает в полуобморочное состояние, потере 10% - вызывает галлюцинации, 20% - гибель.
Эколог: Не менее опасно для здоровья и жизни человека употребление загрязнённой
воды. Сточные воды несут в себе тяжёлые металлы и опасные химические
соединения, болезнетворные микроорганизмы, мусор, дорожную соль,
горючее, машинное масло и другое. Всё это вызывает серьёзную тревогу за
здоровье и жизнь людей. Один и тот же водоём содержит несколько загрязни
телей. Так воды Ладожского и Онежского озёр загрязнены солями меди,
марганца, органическими веществами. Очень грязны реки.
- Назовите главные загрязнители реки Лены? (судоходство, забор воды для
орошения, сточные воды).
Энциклопедист:
Послушайте и объясните смысл пословиц, придуманных разными народами.
- « Вода – мать полей, а без матери не проживёшь»
- « Вода дороже золота»
- « Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец»
- « Капля за каплей образуется озеро, а перестанет капать – окажется пустыня»
Врач: В основу классификации заболеваний, вызванных загрязнением окружающей среды, положены принципы, разработанные на основе опыта медицины как науки. Болезни классифицируются следующим образом: внутренние, инфор мационные, паразитарные, пищевые отравления.
«Виды загрязнений и вызываемые ими заболевания».
Группа примесей | Заболевание |
Тяжёлые металлы |
Снижение иммунитета. Мутагенное действие. |
Ртуть. |
Врожденные пороки развития, нарушение слуха, |
Кадмий. | Поражение почек, деформация скелета. |
МИКРОЭЛЕМЕНТЫ: ( недостаток, избыток или дисбаланс) |
|
Недостаток кальция | Патология выделительной системы. |
Избыток кальция. | Патология сердечно-сосудистой системы,заболевание ЖКТ. |
Недостаток фтора. | Кариес зубов. |
Избыток фтора. | Эндемический флюороз. |
Мышьяк | Рак кожи и лёгких. |
Недостаток йода. | Эндемический зоб. |
Медь – большое содержание. | Поражение печени, почек. |
Микробы, бактерии, паразиты. | Дизентерия, холера, вирусные, паразитарные. |
Органические вещества (содержание хлор) |
Онкологические |
Синтетические органические Вещества, нефтепродукты. |
Онкологические заболевания ЖКТ, поражение внутренних органов. Отравление. |
- Почему воду нужно беречь и охранять? ( для сохранения здоровья)
Ведущий 1. Отгадайте загадки:
1. До неба достанет, а земли не видать. (дождь)
2. Беленькая собачка в подворотню глядит (сугроб)
3. Я вода, да по воде же и плаваю (лёд)
4. Кругом вода, а с питьем беда (море)
5. Заря зарница, красная девица
Врата запирала, по полю гуляла,
Ключи потеряла, месяц видел,
А солнце скрыло. (роса)
Ведущий 2. А сейчас по описанию узнайте реку.
1. Река Ока Волге «правая рука». Какую реку можно назвать «левой рукой»
Волги? (Кама)
2. Известный историк В.О. Ключевский отмечал, что русский человек
всегда жил с рекой «душа в душу»
В разговорную речь вошли такие уважительные и ласковые слова как
«Волга – матушка», «Енисей – богатырь», «Ока – красавица».
А к какой реке относится уважительное слово «батюшка» ? (Амур)
3. Хрестоматийными стали титулы этой красивейшей и могучей реки «ось Сибири», «брат океана». Художник В.Суриков , родившийся на его берегах, предпочитал их красоту «Альпам швейцарским и итальянским» О какой реке идёт речь? (Енисей)
Ведущий 1. Отгадаем шарады.
1. К названию животного
Добавь одну из мер
Получишь полноводную реку (Волга)2. К торжественному крику
Прибавь согласный звук
Чтоб протянулись горы
С севера на юг (Урал)3. Первый слог мой – нота
Буква – слог второй,
Целое – течет рекой. (Дон)4. Я сибирская река,
Широка и глубока
Букву «Е» на «У» смени-
Станешь спутником Земли (Лена)5. Ты меня, конечно, знаешь,
Я из сказки Пушкина герой
Если ж «Я» на «Н» меняешь-
Я сибирской становлюсь рекой (Енисей)
Ведущий 2. Ребята, вам задание.
Найдите и напишите реки, начинающие на буквы «И», и «К»
(Или, Инд, Илим, Ишим, Исеть, Иртыш, Индигирка, Иравади, Ингул)
( Канн, Кура, Кама, Кемь, Конго, Котуй, Колыма, Катунь, Камчатка)
Заключение:
Учитель. Академик А.П.Карпинский назвал воду живой кровью, которая создаёт жизнь Там, где её не было. Гимном этому необыкновенному веществу звучат строки французского писателя А. де Сент – Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что он такое. Нельзя сказать, что она необходи- ма для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца».