Урок-ролевая игра "Вода и человек"

Разделы: География


Тип урока: Урок –ролевая игра

Задачи урока:

  1. Расширить представления о роли воды для человека, раскрыть основные факторы её загрязнения, выявить основные заболевания, вызываемые загрязнением воды.
  2. Формировать бережное отношение к окружающей природе, воде.
  3. Воспитывать любовь к предмету, профессиям, развивать речь детей.

Оборудование:  физическая карта России, глобус, указка, пословицы, загадки, высказывания о воде, задачи, презентация «Лечебно-столовая вода «Ленские зори », выступления учащихся.

Место проведения: кабинет географии.

 На доске эпиграфы:
«Человек, запомни навсегда!
Символ жизни на земле – вода!
Экономь её и береги –
Мы ведь на планете не одни!

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать,
тобой наслаждаются, не ведая, что она такое. Нельзя сказать, что она необходима для жизни: она – сама жизнь».
Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

 Ход урока:

Чтец 1.Вода лилась
Шумел родник
Пленял игрою молодою,
Чтоб человек пришёл, приник
И жажду утолил водою
Она была чиста, ясна,
Прозрачная –
Все звёзды разом
В ней отражались
И со дна ручья
Сверкали, как алмазы.

Чтец 2.Вода!
В журчании своем
Вылетала
Звезд переговоры
Перенимала
Как цвет подснежник,
Заселяя горы.

Ведущий 1.  Вода – одно из самых ярких  чудес природы. В стакане чая у вас вода, в арбузе вода, огурец – сплошная вода.

Вода всегда рядом с нами, мы привыкли к ней, поэтому не считаем чудом.
Ведущий 2. И где только мы не встречаем воду! Из крана течёт вода, родничок на краю оврага – вода. Река, впадающая в море, озеро, облака над землей, туман, дождик, град, снег, льды Антарктиды, похожий на папоротник зимний рисунок на оконном стекле, золотая тучка на вершине утёса в горах – все это вода. 

Учитель:     Первое из природных богатств, с которыми встречается в своей жизни человек это вода. Вода становится неразлучным спутником человека на всю жизнь с момента появления на свет до последнего дня. « Вода – сок жизни на земле»,- писал Леонардо до Винчи. Сегодня мы проводим урок по очень волнующей всего человечества теме. В её обсуждении примут участие представители разных профессий, которые выступят со своими сообщениями. Кроме того, у нас на уроке присутствует энциклопедист.

Гидролог:   Если взглянуть на глобус или  карту, то больше всего мы увидим на них  голубой краски. Голубым цветом изображают воду. Вода – одно из самых важных для человека веществ. Без неё не обойтись никому и никогда и заме нить её нечем. Около 70% поверхности Земли занимают океаны. Поэтому главный источник поступления воды в атмосферу испарение с поверхности океанов, водоёмов, суши. Большая часть воды впитывается в грунт. Подземные воды обладают большими преимуществами перед поверхностными

Энциклопедист: Человек использовал подземные воды ещё в глубокой древности, так во 2-3 тысячелетиях до нашей эры в Египте сооружали колодцы глубиной до 100 м.
Имеются сведения об использовании подземных вод в древности на Керченском полуострове, где был обнаружен колодец, выкопанный в 1 веке нашей эры. Запасы их составляют 4,39% от общего объема воды на земле, тогда как объем воды в реках составляет 0,0001%.

Гидролог:  Во многих районах подземные воды выходят на поверхность в виде источни ков. Проходя через грунт, вода растворяет некоторые минералы, химический состав её изменяется и она становится минеральной. Различают слабоминера- лизованные, мало, средне и высокоминерализованные воды.

Энциклопедист: В России первым курортом минеральных вод можно считать Марциальные воды. В 1714 г. Петр1 посетил источник и, испытав действия его вод на себе, приказал строить курорт, который назвал в честь бога войны и железа – Марса.

Учитель:    Источник минеральной воды находится у нас в санатории «Ленские зори», что на Табагинском мысе. Ребята приготовили презентации «лечебно-столовая вода «Ленские зори».

ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ

Биолог:     Вода- важнейшее составляющее среди нашего обитания. Сегодня, как никогда, нашему организму очень важно получать чистую воду. Она переносит отходы нашего тела, доставляет смазку к суставам, стабилизирует нашу температуру и является жизненной основой клетки. Взрослый человек в состоянии прожить без пищи больше месяца, без воды – несколько дней. Суточная потребность человека составляет около 2,5 литров.

Энциклопедист: При утрате6-8% воды человек впадает в полуобморочное состояние, потере 10% - вызывает галлюцинации, 20% - гибель.

Эколог:     Не менее опасно для здоровья и жизни человека употребление загрязнённой воды. Сточные воды несут в себе тяжёлые металлы и опасные химические соединения, болезнетворные микроорганизмы, мусор, дорожную соль, горючее, машинное масло и другое. Всё это вызывает серьёзную тревогу за здоровье и жизнь людей. Один и тот же водоём содержит несколько загрязни телей. Так воды Ладожского и Онежского озёр загрязнены солями меди, марганца, органическими веществами. Очень грязны реки.
Назовите главные загрязнители реки Лены? (судоходство, забор воды для орошения, сточные воды).

Энциклопедист: Послушайте и объясните смысл пословиц, придуманных разными народами.
- « Вода – мать полей, а без матери не проживёшь»
- « Вода дороже золота»
- « Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец»
- « Капля  за каплей образуется озеро, а перестанет капать – окажется пустыня»

Врач:    В основу классификации  заболеваний, вызванных  загрязнением  окружающей среды, положены принципы, разработанные  на основе опыта медицины как науки. Болезни классифицируются следующим образом: внутренние, инфор мационные, паразитарные, пищевые отравления.

 «Виды загрязнений и вызываемые ими заболевания».

Группа примесей Заболевание

Тяжёлые металлы

Снижение иммунитета. Мутагенное действие.
Канцерогенное действие.

  Ртуть.

Врожденные пороки развития, нарушение слуха,
Зрения.

Кадмий. Поражение почек, деформация скелета.
МИКРОЭЛЕМЕНТЫ:
( недостаток, избыток или дисбаланс)
Недостаток кальция Патология выделительной системы.
Избыток кальция. Патология сердечно-сосудистой системы,заболевание
ЖКТ.
Недостаток фтора. Кариес зубов.
Избыток фтора. Эндемический флюороз.
Мышьяк Рак кожи и лёгких.
Недостаток йода. Эндемический зоб.
Медь – большое содержание. Поражение печени, почек.
Микробы, бактерии, паразиты. Дизентерия, холера, вирусные, паразитарные.
Органические вещества
(содержание хлор)
Онкологические
Синтетические органические
Вещества, нефтепродукты.
Онкологические заболевания ЖКТ, поражение внутренних органов. Отравление.

- Почему воду нужно беречь и охранять?  ( для сохранения здоровья)

Ведущий 1.     Отгадайте загадки:
1. До неба достанет, а земли не видать.   (дождь)

2. Беленькая собачка в подворотню глядит   (сугроб)

3. Я вода, да по воде же и плаваю      (лёд)

4. Кругом вода, а с питьем беда  (море)

5. Заря зарница, красная девица
Врата запирала, по полю гуляла,
Ключи потеряла, месяц видел,
А солнце скрыло.  (роса)

Ведущий 2.     А сейчас по описанию узнайте реку.
1. Река Ока Волге «правая рука». Какую реку можно назвать  «левой рукой» Волги?   (Кама)

2. Известный историк В.О. Ключевский отмечал, что русский человек всегда жил с рекой  «душа в душу» В разговорную речь вошли такие уважительные и ласковые слова как «Волга – матушка»,  «Енисей – богатырь», «Ока – красавица».
А к какой реке относится уважительное слово «батюшка» ?  (Амур)

3. Хрестоматийными стали титулы этой красивейшей и могучей реки «ось Сибири», «брат океана». Художник В.Суриков , родившийся на его берегах, предпочитал их красоту «Альпам швейцарским и итальянским» О какой реке идёт речь?  (Енисей)

Ведущий 1. Отгадаем шарады.
1. К названию животного
Добавь одну из мер
Получишь полноводную реку   (Волга)

2. К торжественному крику
Прибавь согласный звук
Чтоб протянулись горы
С севера на юг   (Урал)

3.  Первый слог мой – нота
Буква – слог второй,
Целое – течет рекой.  (Дон)

4.  Я сибирская река,
Широка и глубока
Букву «Е» на «У» смени-
Станешь спутником Земли   (Лена)

5.  Ты меня, конечно, знаешь,
Я из сказки Пушкина герой
Если ж «Я» на «Н» меняешь-
Я сибирской становлюсь рекой  (Енисей)

Ведущий 2.    Ребята, вам задание.
Найдите и напишите реки, начинающие на буквы «И», и  «К» (Или, Инд, Илим, Ишим, Исеть, Иртыш, Индигирка, Иравади, Ингул) ( Канн, Кура, Кама, Кемь, Конго, Котуй, Колыма, Катунь, Камчатка)

Заключение:

Учитель.    Академик А.П.Карпинский назвал воду живой кровью, которая создаёт жизнь Там, где её не было. Гимном этому необыкновенному веществу звучат строки французского писателя А. де Сент – Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса,  ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что он такое. Нельзя сказать, что она необходи- ма для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас  вновь начинают бурлить высохшие  родники нашего сердца».