Цель урока: познакомить учащихся с историческими памятниками древних цивилизаций, формировать навыки самостоятельного исследования (работа со словарями, энциклопедиями и др. источниками), воспитывать интерес к исторической науке.
Материалы и оборудование: компьютер (работа в среде POWER POINT), мультимедийный проектор, презентация, толковый словарь Владимира Даля, словарь русских синонимов, Большая советская энциклопедия.
Предварительная работа с учащимися:
1. Найти в словаре В.Даля и в Большой советской энциклопедия толкование слова «чудо». В словаре русских синонимов найди родственные слова понятию «чудо».
2. Сформировать список семи чудес древней истории.
Словарь В. Даля.
-ЧУДО - всякое явленье, кое мы не умеем объяснить. Диво, необычайная вещь или явленье. В переносном значении - нечто поразительное, выдающееся.
Большая советская энциклопедия.
-Чудо - нечто поразительное, выдающееся, удивляющее своей необычностью.
Словарь синонимов
-Чудо чудное (см. редкость).
-Редкость, диковина, диво, невидаль, особенность; антик, раритет; игра природы, чудище, монстр. Ср. Удивительный.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний учащихся.
1) Что такое пирамиды?
2) Для кого сооружались они?
3) Назовите самую большую из них?
4) Есть ли она в вашем списке «Семь чудес света»?
5) Как толкуется в словаре В.Даля и в Большой советской энциклопедии слово «чудо»?
6) Подберите синонимы слову «чудо».
3. Изложение нового материала в форме презентации.
Вводное слово учителя.
Давайте вместе с вами сформируем тему урока («Семь чудес света» - слайд презентации). Чудеса света - это самые знаменитые памятники архитектуры древнего мира. «Семь чудес света», - так называют прославленные в древности сооружения и статуи (слайд презентации).
Проверим список чудес, которые вы составили и убедимся, соответствует ли он тому списку, который определили ученые, историки. Они отобрали из множества исторических памятников древности самые удивительные, поразительные и выдающиеся (слайды презентации).
И сегодня на уроке мы с вами будем говорить об этих выдающихся, удивляющих своей необычностью до сих пор все человечество архитектурных сооружениях и статуях. К большому сожалению не все они сохранились до наших времен.
И так, мы отправляемся в путешествие в мир древности, где увидим эти чудеса.
Презентация «Семь чудес света».
4. Рефлексия.
- что нового вы узнали на уроке?
- что вам больше всего понравилось из семи чудес света?
- какое из них мы можем увидеть в наше время?
5. Домашнее задание: знать семь чудес света, рассказать об одном из них.