Цель: Учиться использовать “0” при записи числа в разных системах счисления
Тип урока: постановка учебной задачи.
Ход урока
I. Создание учебной ситуации.
- Над какой проблемой мы работали на предыдущем
уроке?
- Посмотрите на таблицу?
IV | III | II | I | ||
А | 1 | 2 | 1 | (4) | |
В | 2 | 1 | 2 | (3) |
- Что можно сказать, что известно?
- Кто может справиться самостоятельно?
- С чего начнете?
Я предлагаю выполнить эту работу по вариантам (два ученика за закрытой доской на наглядности)
Оцените работу ребят у доски.
Молодцы! Значит, со следующим заданием вы справитесь легко. Я дополню таблицу еще одним заданием.
IV | III | II | I | ||
С | 2 | 1 | (4) |
Предлагаю выполнить эту работу в группах.
Давайте вспомним правила работы:
- Договориться, кто, что будет делать
- Выслушать мнение всех участников
- Не спорить зря, а доказывать и объяснять
- Стараться понять друг друга
- Выбрать представителя
ЗАДАНИЕ: Дана система счисления, даны мерки (взять нужные), построить величину.
(Анализ проделанной работы на доске от каждой группы)
Оцените работу своей группы:
Давайте запишем результаты без таблицы
121(4)
212(3)
2?1(4)
II. Постановка учебной задачи.
Как обозначить отсутствие мерки?
*, ?, -, ^, 0
“Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки”
Посмотрим, так ли это:
С 76 №235 (по рядам и у доски)
- одинаковые числа
- одинаковая система счисления
- каков будет результат? (предположения)
III | II | I | ||
В | 2 | 1 | (3) | |
Т | 2 | 1 | (3) | |
М | 2 | 1 | (3) |
- почему отрезки получились разные?
- запишем результаты в строчку: 210(3) 21(3) 201(3)
ВЫВОД: “0” имеет большое значение в записи числа. Он показывает отсутствие мерки.
Тогда почему нет “0” в начале числа? (возвращение к пословице)
Самостоятельная работа
С. 76 № 236 Работа в парах (проверка)
III | II | I | ||
1 | 2 | (5) | 120(5) | |
1 | 2 | (5) | 12(5) | |
1 | 2 | (5) | 102(5) |
Молодцы! Хорошо справились. Значит, можете справиться и с более сложным заданием. Предлагаю в группах заполнить таблицу.
IV | III | II | I | ||
305(7) | |||||
1050(6) | |||||
2005(8) | |||||
230(4) | |||||
102(3) | |||||
0(2) |
Сравнить работу групп и оценить.
III. Итоговая рефлексия.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Что было интересно?
- Оцените свою работу на уроке.
- Как вы думаете, чем будем заниматься на
следующем уроке?
IV. Домашнее задание: Рассказать дома о работе “0” (“Объясняй другому – лучше поймешь сам”)