Цели и задачи урока:
- Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об атмосфере;
- Разобрать с ними новые понятия и термины;
- Познакомить их с причинами образования ветра, некоторыми видами ветров и приборами, позволяющими определять направление и скорость ветра;
- Развивать кругозор учащихся путем применения ИКТ;
- Показать учащимся значение ветра для человека.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Учебно-наглядный комплекс:
Флюгер, диск “Планета Земля” часть 2, презентация по розе ветров, географический детектив – раздаточный материал и презентация, набор дидактических карточек.
Ход урока
1. Проверка д/з. Игра “Кто хочет стать отличником”
Вопросы на: “несгораемую тройку”:
- Какие факторы влияют на изменение атмосферного давления?
- Как изменяется давление с высотой?
- Выберите из предлагаемых цифр значение пониженного давления: 740, 732, 775, 749
- Выберите из предлагаемых цифр значение повышенного давления: 746, 772, 755, 769
- Подпишите атмосферное давление в точках А, В, С,Д (рисунок на доске)
- Как называется прибор для измерения АД?
(если отвечаем блиц – 3 вопроса – получаем “4”)
“твердую четверку” – рабочая
тетрадь с.68 №7, с.60 №7; как изображают величину
давления на географических картах? (с помощью
изобар)
“настоящую пятерку” – решение задач в
рабочей тетради с.73 №9, на карточке указать
области поясов атмосферного давления.
2. Изучение нового материала.
1. Актуализация знаний “Географический детектив”
“Убийство летним днём”
К полудню жара в Лос-Анжелесе стала нестерпимой. Дежурный в полицейском участке сообщил, что на вилле Килбру произошло убийство. Георг Раф выехал на место происшествия. Дом уже был оцеплен полицией, выяснилось, что сиделка оставила старика на веранде на полчаса. Он любил смотреть на море в одиночестве. Вернувшись, она нашла его с ножом в груди.
Самое интересное, что с утра сюда никто не приезжал и не выезжал.
Значит, убийца кто-то из домашних.
1. Сиделка Матильда. Она утверждает, что все эти полчаса провела в своей комнате и ничего не слышала. Окна ее комнаты выходят на противоположную сторону.
2. Сын Эдгар. Утверждает, что рыбачил в это время вон за тем камнем. Ничего не видел и не слышал. Был увлечен рыбалкой. Об убийстве узнал, когда услышал крик сиделки. Мы проверили его ведерко, оно наполовину заполнено рыбой. Вилла из-за камня действительно не видна.
3. Стефорд – старый знакомый. Утверждает, что был в это время на пляже. Сидел в шезлонге, когда с его головы сорвало шляпу ветром и стало относить в море. Он бросился ее доставать и на дом не смотрел. Крик сиделки услышал, когда уже вылезал из воды.
4. Том Маккин был в гараже, чинил зажигание. Об убийстве узнал, когда к нему спустился Эдгар.
- Один из них лжет и, по-моему, я знаю кто – произнес инспектор Раф.
Кого заподозрил инспектор Раф?
Что связывает эту фотографию с темой нашего урока? (приложение 1)
- Кто первым даст правильный ответ на эти вопросы по ходу урока , получит дополнительную оценку.
3. Постановка цели и задач урока.
4. Объяснение нового материала (объяснение учителя с использованием компьютерных презентаций, видео и рабочего рисунка на доске; работа с учебником; работа с тетрадью)
- Движется ли воздух? Как?
- Как выглядит река в безветренную погоду, при
сильном ветре, урагане?
(Пример о распространении листовок)
Такое явление – движение воздуха из области высокого давления в низкое – проявляется не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении. Приведите пример такого явления.
Попробуйте дать определение термина “ветер”.
Записываем в тетрадь.
- Что служит главной причиной образования ветра?
На доске точки с разным атмосферным давлением. Указать в какую сторону будет дуть ветер и где будет самый сильный ветер.
Вывод: чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.
Найдите в учебнике с. 99 в чем измеряется скорость ветра и от чего зависит его сила.
Точные измерения скорости ветра получают с помощью прибора АНЕМОМЕТРА.
- Как определяют направление ветра? ФЛЮГЕР – прибор для определения направления ветра.
Игра “Откуда ветер?”
(показываю карточки со стрелками, дети определяют какой это ветер и куда дует)
Общее знакомство с розой ветров (анализ графиков - презентация с диска)
ПОСТОЯННЫЕ ВЕТРЫ
(видео с диска с комментированием учителя)
СУТОЧНЫЕ ВЕТРЫ
Объяснение учителем с соответствующим рисунком на доске.
Дети схематически зарисовывают в тетрадь.
- Объясните, почему бриз днем дует на сушу, а
ночью на море.
- На своей схеме нарисуйте флаг на суше 1 ряд на
дневном , 2 – на ночном.
Записываем определение бриза в тетрадь.
СЕЗОННЫЕ ВЕТРЫ
Самостоятельно прочитать про муссоны с.100 и сравнить муссон с бризом.
(с жетонами: красный – различия, зеленый – сходства)
Записываем определение в тетрадь.
МЕСТНЫЕ ВЕТРЫ
- Объяснение учителя о Фёне, видео с диска – последствия.
- Объяснение о ветре бора, презентация с диска.
5. Домашнее задание: с.99-101, заполнить таблицу.
Сравниваемые черты | Бриз | Муссон |
1. Причины образования | ||
2. Территория, где встречаются | ||
3. Когда меняют свое направление | ||
4. Сколько раз меняют свое направление в течение года |
6. Закрепление.
- Кто разгадал географический детектив?
- Недавно мы изучали тему “Атмосферные осадки” и
я предлагаю вашему вниманию некоторые
удивительные факты. Подумайте, связаны ли они
как-то с сегодняшней темой урока.
“Шутки”, присущие ветру:
Молочный дождь в Киеве в 1956г.
Кровавый дождь.
В Дании дождь из живых раков.
Дожди из пауков, жуков, лягушек и т.д.
В Норвегии дождь из сельди.
Пшеничный дождь в Испании.
Апельсиновый дождь в Неаполе.
Причиной таких дождей является ветер.
Устное заполнение пропусков в предложениях:
Суша нагревается___________, чем вода, и остывает_________. Следовательно, днем воздух над сушей становится____________и ____________. На его место приходит воздух _____________более_______и ________. Ночью воздух над сушей ______________-, становится ________________и _____________. В это же время воздух над морем ________________. Возникает движение воздуха________________на______________. Такой ветер, дважды в сутки меняющий направление, называется____________.
Суша нагревается быстрее, чем вода, и остывает медленнее. Следовательно, днем воздух над сушей становится теплее и легче. На его место приходит воздух с моря более холодный и тяжелый. Ночью воздух над сушей остывает, становится холоднее и тяжелее. В это же время воздух над морем более теплый поднимается. Возникает движение воздуха с суши на море. Такой ветер, дважды в сутки меняющий направление, называется бриз.
7. Подведение итогов урока. Оценивание.